Приходите, дети, в Африку гулять

В оперном театре — премьера: балет «Приключения доктора Айболита»

пресс-служба ЧТОиБ

Сказочный детский балет — редкий жанр на провинциальных подмостках. Челябинский театр оперы и балета рискнул — вложил массу сил и времени в постановку знаменитого произведения Чуковского. И не прогадал — корреспондент «Челябинского обзора», давно вышедший из детского возраста, с удовольствием посмотрел на Айболита, Бармалея, зверей и шайку разбойников.

— Хотите глянуть на Бармалея? Ничего такой получился, рыжий, красивый, страшный, — такими словами художник Мария Высотская, автор декораций и костюмов, встречает журналистов за кулисами.

Бармалей, облаченный в пиратские стрейч-лохмотья, декорированные мехом и заклепками, немногословен. Он позирует на камеру, широким жестом обнимает Марию и характерным балетным шагом удаляется в гримерку — входить в образ.

В этот же момент мимо проходят белый пудель под два метра ростом и рыжее пушистое существо, апельсиновым цветом намекающее на лисье происхождение.

Основные персонажи сказки про доктора Айболита — звери

— Детский балет — очень сложный жанр, на мне как на художнике лежит большая ответственность, — продолжает Мария. — С одной стороны, спектакль должен быть ярким, красочным, необычным. С другой стороны, так как основной зритель — дети, персонажи должны легко угадываться. Наши герои — звери, и они должны быть внешне зверями, и при этом дети должны в них влюбиться. Если этого не произойдет — пишите пропало! При этом еще костюмы должны быть сверхудобными — героям надо танцевать, двигаться. Я обошла, наверное, все магазины тканей в Челябинске, а часть материала еще и пришлось заказывать из Москвы.

Роль Бармалея исполнил артист Зураб Микеладзе

Как только занавес открылся, сомнения в том, влюбятся ли дети, рассеялись. Появление собаки Аввы, Петуха, обезьяны Чичи, Лисы, Ванечки, Танечки и прочих персонажей сразу вызвало в зале оживленный визг и бесконечные вопросы: «а это кто?», «а почему мишка ругается?», «а зачем дядя в белом халате берет шприц?» и так далее.

Пластически балет получился очень выразительным. Доктор Айболит танцевал интеллигентного мудреца — сдержанно, с выверенностью каждого жеста и движения. Партии шайки разбойников временами напоминали то тусовку на деревенской дискотеке, то танцевальное шоу в хорошем хипстер-клубе — в зависимости от того, как менялся моральный облик непутевых злодеев. Звери были настоящими животными — непосредственными, гибкими, чуть шероховатыми; в общем, артисты передали их природу более чем достоверно.

Пластически балет получился очень выразительным

Ну, и конечно, адскую смесь зла, горячности и темперамента дал Бармалей. Артист Зураб Микеладзе отмерил персонажу детской сказки ровно столько драматизма и нерва, сколько это было нужно.

Сегодняшние дети — абсолютные визуалы, и спектакли необходимо оформлять, учитывая эту особенность. В «Приключениях доктора Айболита» — масса спецэффектов, видеопроекций, очень интересных символических решений. Все это органично сочетается с музыкой композитора Игоря Морозова. Кстати, либретто балета написал сам постановщик — Юрий Выскубенко, на основе первоисточника Петра Аболимова.

В «Приключениях доктора Айболита» — масса спецэффектов, видеопроекций, очень интересных символических решений

— Спектакль я очень «сжал», чтобы не было ни одного статичного и скучного эпизода. Действо идет быстро, красиво, при том, что в спектакле задействовано 40 человек, — рассказывает Выскубенко. — В нескольких сценах участвуют учащиеся детского колледжа, с которым мы плотно сотрудничаем. Поэтому, пользуясь случаем, мы хотим сказать, что объявляем набор детей в эту школу при южноуральском институте. Мы рады, что ряды танцоров пополнятся новой талантливой молодежью.

Пусть «Приключения доктора Айболита» и адресованы детям, но все же основной месседж этого спектакля легко прочтется и взрослыми. В последней сцене Айболит и его друзья перевоспитывают зло — крокодил выплевывает исправившегося Бармалея, он и разбойники присоединяются к доктору и его пациентам, и все вместе идут навстречу новым добрым делам. Таким образом конфликт плохого и хорошего исчерпывается полной победой последнего. То есть врага не всегда обязательно уничтожать — порой его можно переделать и взять в свой лагерь. Очень полезная мысль. И детям, как нам кажется, тоже.