Два в одном: берегитесь женщин

В Новом художественном театре Челябинска — премьера: драмалеты

Андрей Ткаченко

«Адреналин» и «Маленькая камерная пьеса» — произведения очень разных авторов, но примерно об одном и том же: как сложно быть женщиной в XXI веке. Новый художественный театр объединил две одноактных пьесы в один спектакль; получилось очень убедительно.

Что такое драмалет? Как объясняют в НХТ, это слово крайне мало употребляют, особенно в контексте русского сценического искусства, однако оно есть и означает небольшое драматическое произведение: «Иногда мы говорим: „одноактовая пьеса“ или „одноактовая драма“ — однако нам показалось такое определение слишком тяжеловесным для тех мини-пьес о женщинах, которые мы хотим показать вам, объединив два разных спектакля в один вечер». Поставила спектакль режиссер Евгения Зензина.

Сцена из «Маленькой камерной пьесы»

Первая пьеса — «Адреналин» Александра Молчанова. Вторая — «Маленькая камерная пьеса» Бригитте Швайгер. В первой место действия — Россия начала нулевых, общежитие. Во второй — подвал шикарного ресторана где-нибудь в Австрии, примерно то же время. Клаустрофобия, несвобода, конфликты и непростые женские судьбы — вот что объединяет очень разные истории.

Место действия в «Адреналине» — общежитие

Юля (Алена Лугова), Вера (Анна Вохменцева) и Оксана (Мария Кристовер) — студентки, делящие на троих комнату в общежитии — и любовь. Вершина этого треугольника — лесбиянка Юля. За дверью комнаты — какая-то странная реальность, где после таинственного затемнения начинаются драки прямо в коридорах общаги, а еще есть Китайская стена — явно не та, оригинальная. Откуда эти вводные данные, что за Россия перед нами — автор не объясняет. Видимо, метафора. Из такой вот заварушки после затемнения Оксана и попадает в комнату, разбив сладкую парочку.

Актриса Анна Вохменцева в роли Веры

Вера из всех троих — самая адекватная: филолог, играет на гитаре. Именно она меньше всех парится о том, что в жизни надо как-то устраиваться — а возможностей для этого не так уж много: девяностые только-только ушли, в стране новая музыка, появляются какие-то новые люди с новыми привычками, но все еще так зыбко, так непонятно... Собственно, вот и все подробности. Действо обильно дополняется музыкальными хитами начала нулевых — от «Ночных снайперов» до Макса Фадеева, а также измышлениями о сложности такой жизни.

Актрисы Алена Лугова (слева) и Мария Кристовер

В «Маленькой камерной пьесе» саспенс покруче: богатая молодая дама (Татьяна Тихомирова) оказывается наедине в замкнутом пространстве вместе с уборщицей (Наталья Шолохова). Ничего хорошего из такого получиться не может: у одной — сумочка из натуральной необработанной змеиной кожи и дорогие духи, у другой — перчатки и вечный запах нечистот вокруг. Тема неравенства так или иначе породит тему насилия. Как и в пьесе Молчанова, это, конечно, некая полусказочная реальность — никогда такого бы не случилось в настоящем туалете настоящего ресторана. Можно воспринимать это все как метафору спуска героини в персональный ад, из которого ей уже не выбраться в столь блистательном виде.

Два мира Европы — богатый средний класс и класс, его обслуживающий

Быть женщиной — это все время идти против... других женщин. Мужчин в драмалетах на сцене нет вообще — они идут фоном, упоминаемые вскользь: то случайный любовник Вадик из соседней комнаты, то непонятный вроде бы тоже любовник, который даже не бросился искать свою даму в ресторане... Размытые, не очень понятные образы. А вот женщина женщине — зеркало, друг и враг; стена покрепче китайской и ключ без права передачи.

В «Адреналине» освещается тема однополой любви

Обстоятельства жестко перемалывают и без того довольно дезориентированных героинь: из одних жерновов они выходят в другие — мир, который скрывается за боковым занавесом, и что-то подсказывает зрителю, что и там их не ждет ничего особенно хорошего. Можно и пофантазировать (кто ж это запрещает в театре): героини второй части постановки — это как бы девочки из первой, только одна эволюционировала до светской дамы, вторая осталась где-то в низах общества.

Красивая дама в «Маленькой камерной пьесе» сильно преобразится

Хорошая одноактная пьеса — сгусток событий, изменений, с очень крутыми арками персонажей. И в этом смысле «Адреналин» и «Маленькая камерная пьеса» — безусловно, произведения, друг другу равные. А что на сцене НХТ? Вторая часть получилась лучше, плотнее, выразительнее первой, в которой рыхлости куда больше. Впрочем, не исключено, что это связано с тем, что спектакль, что называется, еще не сыгрался, и со временем адреналина в «Адреналине» станет больше.

Метаморфозы ждут и героинь «Адреналина»

Пять женских портретов, пять женских стратегий — и все это всего лишь в двух одноактных пьесах. Фем-тема в зените — Новый художественный театр выпустил очень актуальную премьеру. Ну и, заодно, мы теперь знаем, что такое драмалеты.