Все, что вы (не)знали о Марине Цветаевой

В Манекене премьера — спектакль «Тайный жар»

Андрей Ткаченко

Великий поэт Марина Цветаева не была святой. Она жила с мужем, была влюблена в другую поэтессу, а потом завела любовника. Челябинский «Манекен» на основе писем Цветаевой сделал двухактную историю о том, что жажда реальной жизни всегда будет мешать писать стихи.

Интереснее будет, если на спектакль «Манекена» вы придете неподготовленными. Не будете перечитывать «Пригвождена к позорному столбу» и «Вчера еще в глаза глядел», не станете искать в Википедии интересные факты любовной биографии Марины Цветаевой. Это лишнее — спектакль и так расскажет о ее творческом пути, о метаниях между мужем, любовницей и любовником, о проблемах с психикой.

Постановщик Владимир Филонов расщепляет Цветаеву на двух персонажей

Постановщик Владимир Филонов в качестве первоисточника для составления либретто взял письма самой Цветаевой — их сохранилось много, они доступны — к близким ей людям. К мужу Сергею Эфрону, которого она сначала боготворила, а потом избегала; его другу Константину Родзевичу, с которым у Марины Ивановны был страстный противоречивый роман. К Софье Парнок — этот опыт Цветаева называла «первой катастрофой в своей жизни». Есть в спектакле еще один персонаж — Бог-Черт, с которым у героини сложные отношения. Вернее, у героинь — режиссер расщепляет ее на Поэта-Цветаеву (эту роль исполняет Ксения Рыжкова) и Женщину-Марину (Юлия Мерзлякова). Первая — в строгом платье и с узнаваемой прической (так запечатлена Поэт на многих снимках), вторая — легкая, юная, дерзкая и безбашенная, с кудрями до пояса.

Марина Цветаева любила не только мужчин

О том, что Марина Цветаева была бисексуальна, до сих пор любят вспоминать биографы и дамские журналы. Да, такая ориентация — подтвержденный факт, и это при том, что все предки Марины по отцовской линии — священники, а нравы в семье были довольно консервативными. Что, впрочем, совершенно не помешало девочке расти очень своевольной и противостоять всему миру. Эти качества Цветаевой, равно как и ее любовные предпочтения, анализируются, осуждаются (или воспеваются) до сих пор — и эту сторону популярности режиссер тонко высмеивает: в начале второго акта блогеры, уткнувшись в смартфоны, небрежно комментируют: «Попса!», «А как человек — дерьмо», «Гениально, а за душу не берет». Наверное, именно так поведение и творчество Цветаевой комментировали бы в Facebook, родись она на сто лет позже. Но ей выпало появиться на свет на стыке эпох, выйти замуж за будущего агента НКВД, пережить революцию, смерть трехлетней дочери в приюте, любить женщин, съездить в эмиграцию, вернуться в Россию и в конце концов повеситься, будучи, вероятно, в острой стадии психоза.

Роль Цветаевой исполняет Ксения Рыжкова

Спектакль не очень длинный, каждое действие идет меньше часа. Можно назвать эту постановку цепью этюдов, соединенных тканью стихов. Действие сосредотачивается вокруг женских персонажей — двух Цветаевых и Парнок. Ксения Рыжкова превосходно владеет техникой художественного чтения, исполнительница роли Марины Юлия Мерзлякова отвечает, скорее, за пластическую часть. Сергей Эфрон (Алексей Бутин) и Константин Родзевич (Никита Манылов) выведены, скажем так, более блеклой краской. Некие мужчины-схемы, которые вроде как были, но не так чтобы очень ярко. Это дает основание заподозрить постановщика в сознательной лояльности к фем-теме. Что ж, стремление попасть в тренд просматривается невооруженным взглядом, особенно если в 2019 году речь идет о женщинах с нетрадиционной ориентацией.

Роль Сергея Эфрона исполняет актер Алексей Бутин

Но все-таки основной конфликт, выведенный красной нитью через оба акта — это столкновение Женщины и Поэта. Марина хочет любить — то Эфрона, то Софью, то Родзевича. Любить по-женски, горячо, плотски; хотеть дом, общую постель и кота на коленях. Цветаева же говорит, что ей свыше велено писать стихи, а любовь к мужчине или женщине отнимает силы у творца. Несомненно, это столкновение и раздирающие на две части страсти мучили и реальную Цветаеву — не меньше, чем голод, смерть ребенка и вынужденная эмиграция.

Юлия Мерзлякова исполняет роль Марины

В конце концов, режиссер изящно решает этот конфликт — отправляет на условный эшафот обеих героинь. В петле суждено пропасть и Женщине, и Поэту.

Спектакль сделан красиво и модно — с летающими воздушными тканями, танцами, чтением стихов (как уже говорилось) и поданными в нужное время репликами из уст священника в защиту души Марины Цветаевой: биографии художников — не «жития святых», но это не мешает им быть великими. Но если попытаться понять, не как сделана постановка, а о чем она? Наверное, о том, что написал в свое время другой звенящий голос Серебряного века — Александр Блок, чьи строки вынесены в название: «Ты проклянешь, в мученьях невозможных, всю жизнь за то, что некого любить! Но есть ответ в моих стихах тревожных: их тайный жар тебе поможет жить».

Хотите ощутить этот жар — сходите в «Манекен».