Искусство иронии

В галерее OkNo открылась «Выставка» зависимых кураторов

Мария Белова

Лаваш с украшениями, «дыра» в стене, несколько картин, сияющий кинетический объект, фигурки из раскрашенного кирпича — в экспозиции «Выставки» показаны 37 произведений всех видов современного искусства. Что их объединяет, пытался понять корреспондент «Челябинского обзора».

Галерея OkNo запустила проект «Выставка» в канун Международного дня Музеев. «Это ироничный взгляд кураторов галереи на выставочную деятельность и участников этого процесса. Авторы проекта постарались учесть все слышимые ими замечания зрителей и реализовать их противоречивые ожидания в одном пространстве», — сообщается в официальном релизе.

Небольшое пространство с белыми стенами, хорошее ровное освещение. Картина с печным горшком. Башни из пластиковых крышечек. Три холста с причудливыми разводами и очертаниями каких-то фигур. Фигурки, похожие на детские игрушки, припаянные к полочкам на стене. Лаваш, утыканный разноцветными штучками. Блистающий пластинами и непрерывно крутящий плоскости неведомый прибор в самом центре экспозиции. Человеческие «лица» из ткани, сияющие изнутри...

В экспозиции «Выставки» показаны 37 произведений всех видов современного искусства

— Мы надеемся, что зрителями наш проект будет воспринят с улыбкой: это комплимент и им, и нашим коллегам. Это желание вступить в диалог со зрителем, — говорит арт-директор галереи OkNo Светлана Шляпникова. — Этот проект создали зависимые кураторы.

— А что подразумевается под зависимостью?

— У нас есть даже собственный манифест, — Светлана показывает нам лист бумаги на стене, испещренный мелким текстом. — Мы зависим от художников, от их работы, от материалов, из которых они эти работы делают. От СМИ. Да даже от самих себя.

Мы ходим по выставке и пытаемся понять, что общего между маленькой лошадкой из обломка кирпича и картиной, написанной крупными мазками в духе примитивизма.

Единственный кинетический объект на «Выставке»

— Все эти объекты объединены общей идеей: попыткой создать выставку, которая для любого зрителя являлась бы настоящей выставкой. Эта концепция ясна и из названия, — говорит один из кураторов проекта Наталья Санникова. — Любой посетитель, с любым багажом, любым пониманием изобразительного искусства, любой претензией, с которой он может прийти вообще в выставочный зал, должен все понять и узнать. Если он шел сказать, что все — дерьмо, то это и увидит. Человек, который шел, чтобы найти себе красиво — нашел бы себе эту красоту.

Художник Александр Соколов и его работа

Мы спрашиваем художника Александра Соколова, специалиста по фото и видео, о чем его работа. На гигантски увеличенном снимке — нечто, напоминающее дыру в стене ( на самом деле — кусок трубы). «Это аллюзия на знаменитую работу Гюстава Курбе „Происхождение мира“ (на этой картине изображена обнаженная женщина в непринужденной позе, напоминающей, откуда вышли все люди — прим. редакции). Я постарался сделать все близко к первоисточнику, даже такую же композицию соблюсти, — рассказывает Соколов. — Если говорить об искусстве современном, то оно произошло из искусства галерейного. Поэтому такие аллюзии — это с одной стороны ирония, с другой — признание, что я как художник пришел к переосмыслению этой темы».

Соколов также рассказал нам, что между его работой и уже упомянутыми лавашами — большое сходство. «Декорированный лаваш — это ирония над обществом потребления, моя работа — ирония над искусством».

— Человек с небогатым культурным бэкграундом сможет уловить этот смысл, почувствовать эту иронию?

— Конечно, еще как! — воодушевляется Соколов. — Зрители эпохи инстаграма как раз все поймут. Массмедиа приучают нас к тому, что шутки сегодня создаются переворачиванием смыслов. И емкой визуализацией. Соцсети активно этим пользуются.

Массмедиа приучают нас к тому, что шутки сегодня создаются переворачиванием смыслов. И емкой визуализацией

— Эта выставка должна быть отражением зрительских ожиданий. Но эти ожидания преломляются ведь и через мнение самих кураторов, галеристов, — продолжает увлекательный ликбез Наталья Санникова. — Осталось понять: действительно ли зритель таков, каким мы его видим? Процесс двойной, тройной, множащейся коммуникации галериста, художника, зрителя, опять галериста — это такой набор отражений. Он должен дать понять одну важную вещь: когда мы не готовы выходить за рамки собственных ожиданий, мы теряем гораздо больше, чем когда готовы. Сталкиваясь со знакомыми вещами, мы чаще ошибаемся, чем с незнакомыми.

...Посреди галереи на полу — цветной квадратик плиточки. На нем нарисованы кроссовки и написано: «О, чирик!» Самое интересное, что десятирублевая монета там тоже лежит. И это не работа кураторов — ее бросил один из зрителей. Значит, иронию «Выставки» действительно оценили.