По следам Танкограда

В Челябинской области появились «Города трудовой доблести»

Андрей Ткаченко

«Город трудовой доблести» — звание красивое, звучное, торжественное. Теперь его носят Челябинск и Магнитогорск. А в чем суть этого звания? «Челябинский обзор» устроил исторический экскурс по следам «Танкограда».

Хроника событий:

16 декабря 2019 года: губернатор Алексей Текслер дает распоряжение лоббировать присвоение Челябинску и Магнитогорску звания «Город трудовой доблести».

1 июля 2020 года с 8 утра до 8 вечера — южноуральцы ставят за это подписи.

2 июля в 22.45 по челябинскому времени президент России Владимир Путин подписывает соответствующий указ.

2 июля в 22.50, спустя 5 минут, над Челябинском и Магнитогорском взмывают салюты.

Салют оказался сюрпризом для горожан

«За значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность...», — гласит текст документа, подписанного президентской рукой. В список из 20 городов, поименованных в указе, попали Танкоград-Челябинск и город металлургов — Магнитогорск.

«Наши города, предприятия, люди этого достойны. Вклад Танкограда и Магнитки в Победу огромен. Тысячи южноуральцев, часто женщины и дети, работали день и ночь, чтобы фронт ни в чем не нуждался. Города долго шли к этим званиям. Поздравляю всех, благодарю каждого, кто поддержал инициативу своей подписью! Был уверен, что голос каждого будет услышан. Давайте поздравим сегодня ветеранов и вспомним тех, кого с нами нет. Они трудились не ради званий. Память об этом подвиге мы обязаны сберечь», — комментирует событие губернатор Алексей Текслер.

Праздничные мероприятия длятся всю неделю

Получить звание, казалось, было легко. Для челябинцев со стороны это выглядело так: пришли проголосовать, поставили подпись, а днем позднее услышали новости о присуждении звания.

А подготовка меж тем шла несколько лет. В комитет «Победа» было отправлено порядка 500 (!) документов, подтверждающих трудовой подвиг южноуральцев во время Великой Отечественной войны, рассказывают в Объединенном государственном архиве Челябинской области.

Удивительное дело, что процесс растянулся. Ведь этот самый трудовой подвиг хорошо известен всей стране: в годы войны на Урал, опорный край державы, было эвакуировано более сотни предприятий с западной части СССР. Танкоград и Магнитка дали стране металл, танки, вооружение, снаряды. За считанные месяцы был создан мощный оборонно-промышленный центр по производству танков, объединивший много предприятий — что и подарило Челябинску его знаменитое второе имя.

«Скоростными методами строились трубопрокатный, кузнечно-прессовый, автоматно-механический, металлургический и другие заводы. В Магнитке освоили выплавку броневой и десятков других специальных марок стали. Известно, что каждый второй танк и каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорской стали», — добавили представители Архива. Известно, конечно, но, видимо, этого недостаточно. Без кипы документов — никуда.

Будни Танкограда

Челябинск и Магнитка дали стране металл, танки, вооружение, снаряды

Доказательств и вправду пришлось отправить немало, ведь перечислять достижения южноуральских заводчан в годы войны можно бесконечно.

Челябинский завод им. Колющенко выпускал знаменитые «Катюши». В недостроенное здание театра оперы и балета был эвакуирован московский завод «Калибр», работники которого выпускали приборы, измерительные инструменты, детали. С началом войны завод имени Серго Орджоникидзе, он же Станкомаш, на своих площадях принял 23 эвакуированных предприятия. Он был переведен с производства станков на выпуск снарядов, башен и корпусов танков. Оптику для боевых машин поставлял завод оргстекла. Но особенно южноуральская столица прославилась, конечно, созданием танков. Их производством занимался ЧТЗ, или, в годы войны, Челябинский Кировский завод. Не в одиночку, конечно — тогда мало что делалось в одиночку — а объединив восемь разных предприятий.

— Уже в 1940 году мы выпускаем 100 000 тракторов и электрифицируем страну, прокладываем ЛЭП. Именно в Челябинске был выпущен первый промышленный советский трактор. Также он назывался артиллерийский тягач. То, что он был промышленным — это был первый шаг к танку, — рассказывает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. — Тогда никто об этом не думал, но любой завод носит двойное назначение — как гражданская продукция, так и оборонная. Когда Европа уже воевала, мы понимали, что сложно будет избежать войны. Поэтому 31 декабря 1940 года первый танк был выпущен по ленинградским чертежам.

На заводах и в цехах, у станков, развернулся отдельный фронт, где шла битва вооружений. Участвовали в ней, кроме южноуральцев, приехавшие со всей страны заводчане — ленинградцы, сталинградцы, харьковчане, москвичи... 43 процента рабочих Танкограда составляла молодежь. Самым юным — по 14, 15, 16 лет. В музее висят их портреты. Аня Пашнина, Саша Саломатов, Вася Гусев, Шура Садикова и многие другие — ребята со своими бригадами перевыполняли план в 2–3 раза, а то и больше. Работали по 18–20 часов в сутки, спали прямо у станков.

43% рабочих Танкограда составляла молодежь

В музее сохранились и шахматы: они сделаны заводчанами своими руками, из металла и стекла.

— Это — все, что от них осталось. У одного ветерана спросили: «Чем вы себя занимали, когда не ходили домой, ночевали в цехах?». Он ответил: «Нашей любимой игрой были шахматы. Мы целые турниры проводили, к нам приезжали из Магнитки, из Миасса, других городов» — жизнь-то шла своим чередом. Она была трудной, но она шла, эта жизнь. А вот — тарелка для супа. Мальчику было 17 лет, так его поздравили с днем рождения: члены бригады ему по поварешке из своего супа добавили — и набрали целую тарелку. Это пример того, что держит человека на плаву — умение дружить, умение подставить плечо. Сделать добро. В той сложности ситуации их спасало умение слышать друг друга, — добавляет Надежда Дида. — И то, что сейчас мы заговорили о Городе трудовой доблести, должно напомнить нам об этом — о том, как жили те ребята. Как жили эти люди, когда в 20 лет (а то и раньше) у тебя расцвет, кровь кипит, есть свои личные дела... А тебе нужно просто встать и идти к станку. Или идти на защиту. И это не было каким-то насилием, приказом — это было проявлением человеческого духа.

В таких деталях видно, чем жил тогда трудовой Урал

Помогали поддерживать боевой дух не только игрой в шахматы: в годы войны в Челябинской области продолжали работать и библиотеки.

«В сложных условиях работал немногочисленный, в основном женский коллектив — в мае 1945 года в библиотеке трудилось 18 человек (накануне войны штат составлял 67 сотрудников). Одной из обязанностей библиотекарей была разгрузка угля на железнодорожной станции, а также участие в сельскохозяйственных работах (посевной, уборочной компании, прополке) и в лесозаготовках. После ночного дежурства давалось 3 часа на отдых — в 12.00 приходили читатели.

Библиотекари помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, писали письма под диктовку их родным, обслуживали всех, кто приходил в библиотеку, устраивали передвижные выставки на оборонных предприятиях, проводили читки статей о боевых эпизодах Великой Отечественной войны. 30 книгонош (7 работников библиотеки и 23 активиста) доставляли читателям книги на дом и на рабочие места.

Многие сотрудники были мобилизованы на промышленные предприятия города и области: патронный завод № 541, Кировский тракторный завод, строительство трамвайной линии», — рассказали в Публичной библиотеке Челябинска.

Железная дорога

Ретропоезд «Эшелон Победы»

Большую роль в эвакуации предприятий на Южный Урал, конечно, сыграла и железная дорога. Не случайно сложилась традиция: каждый год ко Дню Победы на вокзал Челябинска прибывает ретро-поезд. Он напоминает о тех, кто ушел на фронт — а также о том, кто ковал в тылу орудия Победы.

«С первых дней войны железнодорожный транспорт осуществлял массовые перевозки, связанные с мобилизацией и сосредоточением войск, перебазированием промышленности и эвакуацией населения. Самоотверженный труд южноуральских железнодорожников в этот период позволил в два раза увеличить пропускные способности магистрали, а значит — вовре­мя отправить на фронт вооружение и боеприпасы, — рассказали в пресс-службе ЮУЖД. — Движение поездов было переведено на особый воинский график, предусматривающий первоочередное продвижение воинских грузов».

На железной дороге вспоминают своих трудовых героев — машинист локомотивного депо «Челябинск» Петр Агафонов организовал колонну из 12 паровозов. За три года она провела более 2 тысяч тяжеловесных поездов и перевезла в них сверх нормы 1,5 млн тонн грузов, благодаря чему было сэкономлено около 5 тысяч тонн топлива. Всего на ЮУЖД числилось 22 паровозные колонны.

Южноуральские железнодорожники также передали армии бронепоезда — «крепости на колесах». У них были бронированы и паровозы, и вагоны-платформы, служившие площадками для зенитных орудий. Челябинцы сделали их за два месяца — конструкторы разрабатывали чертежи и сразу передавали их исполнителям, на участке работали токари, сварщики, разметчики, фрезеровщики, слесари. За годы войны железнодорожники-южноуральцы отправили на фронт восемь бронепоездов, четыре поезда-бани (своеобразных банно-прачечных комбината на колесах), десятки санитарных поездов.

Следы Танкограда

Исторический музей открыл выставку «Одна на всех Победа!»

В напоминание о трудовых буднях Южного Урала в историческом музее Челябинска открылась тематическая выставка. Однако о событиях войны и трудовых буднях тыла напоминают не только кадры и хроники, памятники и плакаты. Многие строения той поры до сих пор встречают челябинцев каждый день.

Например, здание «Детского мира» на проспекте Ленина — в нем располагался народный комиссариат танковой промышленности Советского Союза. Он был сформирован в городе осенью 1941 года и находился в этом доме практически всю войну. И координировал действия всех заводов, выпускавших бронетехнику, определял, какие предприятия будут производить танки и в каком количестве.

ИС-3 на Комсомольской площади — тяжелый танк «Иосиф Сталин». Одна из самых мощных боевых машин военных лет. Рядом — парк Терешковой, который был заложен в мае 1945 года. Сразу же после Победы, в которую южноуральцы внесли посильный вклад.

Танк ИС-3 на Комсомольской площади — символ Танкограда

Скоро в Челябинске появится еще одно памятное место — принято решение об установке стелы в честь получения звания «Город трудовой доблести». Ее местоположение должны определить сами челябинцы — голосование запущено на полюбившемся муниципальным властям портале «Активный житель 74». Выбрать предлагается из трех вариантов:

  1. Сквер на улице Тернопольской напротив главного корпуса ЮУрГУ;
  2. Площадь Павших революционеров;
  3. Аллея Славы на пересечении Коммуны-Цвиллинга. Пока она лидирует — а отдать свой голос можно до 10 июля.

Подобная стела появится и в Магнитогорске: жители предлагают свои варианты, за лучшие из них пройдет голосование — с 10 по 14 июля на сайте городской администрации.

Танкоград в цифрах:

За время войны южноуральцы выпустили 5 097 танков Т-34; а всего производили 13 типов танков;

Выпустили 48,5 тысяч танковых двигателей типа В-2 — половину всех танковых двигателей, изготовленных СССР за годы войны.

Конструкторами было разработано шесть типов танковых дизельных моторов для тяжелых и средних танков;

Всего за время войны челябинцы выпустили 18 467 боевых машин;

В области находилось около тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений;

В 1942 году была создана первая 96-ая добровольческая танковая бригада;

Было выпущено 17 миллионов заготовок боеприпасов;

Сегодня в Челябинской области проживает 14 150 тружеников тыла.

Сказано уже многое, не сказано — еще больше. Но даже того, что есть достаточно, чтобы оценить — почетное звание Южный Урал за вклад в Победу заслужил давно.

— Наконец-то, подвиг оценен по достоинству, — комментирует доктор исторических наук, профессор ЧелГУ Андрей Пасс, — я уже много лет изучаю документы из тыла, и для меня, если честно, до сих пор непостижимо, как нашим предкам это удалось, насколько трудно и тяжело это было. Все, что есть сегодня, современный научный прогресс — он был заложен тогда, во время Великой Отечественной войны. Сколько сюда было эвакуировано предприятий, сколько производилось техники и снарядов. В годы войны Южный Урал стал научным, техническим, образовательным центром — и, безусловно, это заслуженное звание.