Любовь, похожая на сон

В Челябинском театре драмы премьера — «Безымянная звезда»

Андрей Ткаченко

Ни одна звезда не отклоняется от своего пути. Исключения из этого встречаются лишь в виде случайных историй любви — коротких, как солнечный удар, безнадежных, как попытка достучаться до небес. Нежная драма, созданная режиссером-постановщиком Дарьей Догадовой, убеждает в том, что любить, несмотря на финал, все же стоит.

Многие видели фильм Михаила Козакова 1978 года, снятый по пьесе Михаила Себастиана — в роли учителя там молодой и, несмотря на грим и очки бедного провинциала, очень лощеный Игорь Костолевский, а Мону играет блистательная Анастасия Вертинская. Хоть картина и имела явно выраженный мелодраматический почерк, ей пришлось выдержать строгую проверку цензуры: какой такой город, в котором скучно и ничего не происходит, а поезда пролетают мимо? Что это за намеки на быт и мечты советских граждан? Однако фильм все же вышел, и хоть некоторые усмотрели в нем именно то, чего боялись чиновники, все же большинству он запомнился как нежная и грустная история любви.

Дизель-поезд как воплощенная мечта летит на станцию городка

Режиссер-постановщик Дарья Догадова тоже мило шутит на тему города, мимо которого все стараются проехать, хотя тут есть «театры, суды, обещали запустить метротрамвай». Но это так — ироничный кивок в сторону социальной составляющей, ибо совсем без нее историю любви сделать никак не получится. И после этого вступления на сцене и начинается волшебство зарождения чувств.

Классная дама отчитывает учениц за беготню за поездом

Итак, Румыния, неопределенное время — возможно, и наши дни: в этом мире есть казино, самолеты и дизель-поезда. Именно на такой поезд «Бухарест — Синая» бегают любоваться девчонки школы маленького городка — состав прилетает, останавливаясь на перроне на пару минут, и улетает дальше — в дивный недоступный мир, где есть большие красивые города. Все это очень не по душе местному синему чулку — классной даме мадемуазель Куку, которая строго блюдет порядок в этом маленьком социуме. Здесь все друг про друга знают. И не дай бог, например, в окне квартиры серьезного мужчины мелькнет какая-то незнакомая женщина...

Мадемуазель Куку контролирует всех в маленьком городке

Коллега Куку, учитель Марин Мирою (актер Михаил Гребень) покупает баснословно дорогую книгу, в которой какие-то мудреные картинки — и ровно после этого на станции внезапно тормозит скорый поезд и на перроне появляется красивая молодая женщина Мона (Анна Каймашникова). На ней шикарное черное бархатное платье, на голове — корона в форме звезды, но в сумочке — ни копейки денег, только фишки от крутого казино, которыми безбилетная пассажирка хочет оплатить проезд. Начальник вокзала и учитель жалеют эксцентричную незнакомку и даже готовы предложить ей ночлег в гостинице, но вот беда — и документов при себе у Моны тоже нет.

Мона прибывает на станцию в звездной короне

В итоге Марин Мирою ведет гостью в свою маленькую бедную комнатку, а сам хочет переночевать у приятеля, учителя музыки Удри. Однако Мона, попав словно на другую планету, останавливает Марина. Тот, воодушевившись присутствием прекрасной женщины, рассказывает ей об открытой им звезде, которой нет ни в одном каталоге неба... Разговор затягивается, влечение просыпается, счастливая ночь длится, кажется, вечность. И даже утром волшебный сон словно продолжается, но тут в городок является Григ (Дмитрий Олейников) — богатый любовник героини...

Артисты Михаил Гребень и Анна Каймашникова

Как создать на сцене пространство, в котором мало реальности, но очень много тяги к чему-то волшебному? Использовать свет, воздух и зеркала — именно это и сделал художник-постановщик Николай Слободяник. В маленькой комнате учителя словно поселилась небольшая вселенная. Провинциальный городок — сказочное место, где после позднего похода в кинотеатр учителя катаются на велосипедах и играют воображаемую симфонию на всех существующих музыкальных инструментах. И даже привокзальная станция превращается во что-то ирреальное — поезд уходит вверх по закрученной лестнице-платформе, а машинист и проводницы похожи то ли на героев «Пятого элемента», то ли на танцоров в провинциальном кабаре. Все это сон, который скоро кончится — шепчут зрителю. И не может быть иначе, ведь Мона — звезда, а ни одна звезда не отклоняется от своего пути.

Григ разыскивает Мону в маленьком городке

В советской трагикомедии постановщик Михаил Козаков исследовал, помимо всего прочего, природу человека, запертого за железным занавесом. В спектакле челябинской драмы 2021 года мы видим за поэтическим слоем крайне простую историю о содержанке, которая хотела полюбить, но не смогла отказаться от комфорта. Видимо, чтобы подчеркнуть невозможность иного выбора, режиссер Дарья Догадова ставит играть влюбленную пару актеров, совершенно не похожих друг на друга — между Гребнем и Каймашниковой очевидны разница и в возрасте, и в способе существования. При этом Мона и Григ друг другу очень подходят — с появлением этого приземленного и циничного персонажа волшебство на сцене будто улетучивается, уступая место бытовой драме — вялой и какой-то привычной. И никому уже не нужны свежие полевые цветы в лейке...

Григ не хочет просто так отдавать то, что ему, по его мнению, принадлежит

В челябинской драме сделали спектакль о великой любви, что движет солнца и светила. Такая иногда приходит во сне, после которого никак не вернуться в реальность. Или трансформируется в мечту о чем-то высоком — буквально желание дотянуться до звезды. Иногда подобные, до боли короткие отношения становятся главным воспоминанием всей жизни, точкой отсчета всех важных событий. И невозможность остановить момент — не трагедия. Такие чувства — бесценный запас, который останется с человеком, даже когда сон закончится, а занавес опустится. Потому что звезды хоть и пролетают мимо, по своей траектории, но все же продолжают светить.