Оттиск времени

В Челябинском историческом музее открылась выставка европейских гравюр

Андрей Ткаченко

Гравюра появилась одновременно с книгопечатанием и вскоре по силе влияния сравнялась с живописью. В Челябинском историческом музее под выставку гравюр отвели целое фойе восточного крыла. Образцы из Западной Европы XVI — XVIII веков удивили, поразили и заставили задуматься, как все-таки искусство тесно связано с техническим прогрессом.

Протравливание, зернение, акватинта, резец, сухая игла — все эти термины звучат как скрытая угроза, а на самом деле представляют собой методы изготовления и техники гравюры. В Челябинском историческом музее, в крыле восточной башни на втором этаже открылась выставка, на которой в максимальном по техникам разнообразии представлены гравюры из Западной Европы XVI — XVIII веков.

Гравюра — разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка

Небольшое уточнение понятий: гравюра — разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка. В результате получается картина, процесс создания которой не требует применения кистей либо полотен.

— Гравюра в Европе появилась вместе с книгопечатанием, — рассказывает куратор выставки, главный специалист по выставочной работе музея Марья Аникина. — Это удобный способ тиражирования как текстов, так и иллюстраций. Вообще, это по сути иллюстративное ремесло и первый способ репродукции произведений. Это быстро стало бизнесом: художники делали сюжеты, а мастера гравюр тиражировали их и продавали. Но довольно скоро мастера оценили и творческую составляющую гравюры, а она огромна.

Гравюра в Европе появилась вместе с книгопечатанием

Челябинскому музею 42 гравюры для экспозиции передал их владелец Владимир Беликов. Доктор технических наук, ценитель искусства, он собрал впечатляющую по объемам и разнообразию коллекцию.

— Тут у нас резцовая гравюра, которую процарапывают на металле. А вот тут — меццо-тинто (основным принципиальным отличием данного метода от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зерненой доске — прим. редакции), — рассказывает и показывает Аникина. — А есть гравюры, напоминающие штриховой рисунок, прямо вот как карандашом нарисовано.

Есть гравюры, удивительно напоминающие карандашный рисунок

Оттиски помещены за стекло — потому что им уже много веков, и при любом неосторожном движении они могут рассыпаться. Техника гравюр действительно удивляет. Плавные, красивые, ясные переходы от света к тени, от объема к плоскости. Есть гравюры, которые, как уже говорилось, сложно отличить рисунка карандашом, а есть «полотна» — особенно цветные, этот вид гравюр появился чуть позже, с развитием химии, — которые на некотором расстоянии сложно отличить от живописи.

Цветные гравюры сложно отличить от живописи

В 80-ти процентах случаев автор гравюры — это один человек, а автор самого сюжета, рисунка — совсем другой. И между ними может быть расстояние в пару сотен веков. Художник выполняет роль творца, а гравер — роль распространителя. При этом круг сюжетов гравюры позволяет увидеть все особенности развития изобразительного искусства тех веков. Тут и мифология, и христианство, и зарождающийся бытовой жанр. Есть очень выразительные портреты.

По гравюрам можно изучать развитие изобразительного искусства

— Мы видим все национальные школы — Англия, Франция, Италия, Голландия, — продолжает Марья Аникина. — Вот есть классицистические работы, есть романтизм. Вот, смотрите, идиллическая картинка, на которой лежит красивая девушка под деревом и вроде бы ничего не происходит. А это Святой Георгий спасает деву от дракона. Это гравюра с полотна Тициана.

Гравюра с полотна Тициана

Тициан, Рембрандт — знаменитые художники, чьи полотна охотно тиражировались граверами. Сами же мастера, протравливающие металл, ювелирно работающие резцом и иглой, в большинстве случаев оставались безымянными для широкой публики. Тем не менее, они оставили нам наследие, которое и по сей день можно считать очень современным. Поскольку сама по себе гравюра — это применение техник, которые используются и сегодня. Выставка, на которой можно все это увидеть, продлится в Челябинском историческом музее до 13-го августа.

Выставка гравюр в Челябинском историческом музее продлится до 13-го августа.