Продукты — только в пищу

В Челябинске заработал фудшеринг в торговой сети

Андрей Ткаченко

Теперь хлеб с истекающим сроком годности не отправляют на утилизацию, а совершенно бесплатно раздают нуждающимся — пилотный проект фудшеринга действует в одном из магазинов сети «Пятерочка» в Челябинске. Наше издание узнало, сколько семей получает помощь, будет ли торговая сеть делиться другими продуктами и выгоден ли фудшеринг самим ретейлерам.

В 17 часов 19 августа в магазине «Пятерочка» на улице Салютной сотрудница отбирает хлеб в большую тележку. Аппетитные румяные батоны, каждый — в индивидуальной упаковке. Девушка внимательно смотрит на пластиковый замочек, на котором стоит дата: 16 августа. Срок годности продукта после поступления с хлебозавода в сеть — три дня. Завтра эти хлебобулочные изделия будут уже не разрешены к продаже. И сегодня вечером они — совершенно бесплатно — должны достаться нуждающимся.

Тщательный отбор хлеба для фудшеринга

— Мы собираем хлеб с истекающим сроком годности в тележку и ждем волонтеров-фудсейверов, — поясняет продавец. — Они забирают продукцию и распределяют среди тех, кому нужна помощь.

Несколько десятков батонов сегодня попадут не в отходы, а на стол

Проект фудшеринга совместными силами X5Group (сеть «Пятерочка»), АНО «Фудшеринг» и Фонда продовольствия «Русь» был запущен в Москве и Челябинске в июле этого года. Цель пилота — наладить инфраструктуру по сбору внутри магазина продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия людям.

Фудшеринг — практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истекшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. Фудшеринг зародился как способ предотвращения образования пищевых отходов и является проявлением экономики совместного потребления.

Пока, на начальном этапе распределяются только хлебобулочные изделия — у них проще всего со сроком годности; но в дальнейшем ассортимент продуктов будет расширяться, сообщили в X5Group, — так же, как и список городов. «Для успешного „пилота“ нам очень важны волонтеры, которые помогают доставлять еду до нуждающихся людей. У нашего партнера — банка еды „Русь“ — в Челябинске большое отделение, которое помогло нам запустить пилотный проект в городе», — пояснили в торговой сети.

Отметим, что фудшеринг существует в Челябинске не первый год, но ранее передача продуктов на безвозмездной основе осуществлялась между обычными жителями — посредством профильных групп в социальных сетях. Челябинцы щедро раздают нуждающимся крупы, овощи, заморозку. А иногда продукты бесплатно получают и вполне благополучные граждане — ну не выкидывать же вкусную свежую еду только потому, что не рассчитали с закупом, а нужно срочно уехать? Но промышленный фудшеринг от ретейлеров и общепита — это совсем иные схемы и масштабы, и вот он наконец-то заработал в Челябинске.

...После того как тележка упакована батонами, проходит совсем немного времени, и на пороге «Пятерочки» появляются волонтеры. С ними — директор челябинского отделения благотворительного фонда «Русь» Алексей Косарев.

Передача хлеба волонтерам

— Сейчас в Челябинске мы помогаем 30 семьям, которые нуждаются в поддержке, в том числе и продуктами. Фудсейверы забирают хлеб с истекающим сроком годности и распределяют его среди нуждающихся. Среди волонтеров есть и сами благополучатели. Проекту месяц, пока все идет хорошо, сотрудничество с магазином прекрасное, — рассказывает Косарев. — Критерии нуждаемости вполне понятные: помощь получают многодетные с детьми, одиноко проживающие пенсионеры, а также люди в трудной жизненной ситуации, которым необходима разовая поддержка.

Директор челябинского отделения благотворительного фонда “Русь” Алексей Косарев

Пару батонов забирает Надежда Жавко — она многодетная мать, благополучатель и сама — волонтер.

— Живу рядом с магазином на Салютной, мне очень удобно заниматься распределением. Держу связь со всеми нуждающимися и передаю хлеб. Знаете, среди наших благополучателей есть семья, в которой семь детей. Другая — с пятью детьми. Им действительно нужна помощь. И мы выражаем искреннюю благодарность торговой сети. Надеемся, что в скором времени в список для фудшеринга войдут и иные продукты, из числа тех, что используются на кухне каждый день: крупы, подсолнечные масло, возможно, какие-то молочные товары, — делится женщина.

Надежда Жавко берет хлеб для себя и других благополучателей

Для благополучателей бесплатная раздача продуктов с истекающим сроком годности — возможность сэкономить. Для самих торговых сетей фудшеринг — важная часть кампании по развитию, с трендом на осознанное потребление. По разным данным, около трети нереализованного пищевого товара из магазинов идет на утилизацию — и, что очень печально, на полигон отправляются продукты, просроченные буквально на день. Это ну никак не укладывается в концепцию бережного и осознанного потребления, уважительного отношения к природе и ресурсам. Не говоря уж о том, сколько людей можно накормить, если наладить логистику и вовремя все отдавать.

В торговых сетях очень строго со сроками хранения — но это не повод просто выбрасывать продукты, ведь можно вовремя их раздать

— Продовольственная поддержка нуждающихся людей уже несколько лет является важным направлением устойчивого развития компании. С 2015 года мы развиваем проект «Корзина доброты», который работает по механике food drive — то есть мы вместе с покупателями по всей России собираем продукты и иные товары, из которых формируем наборы и направляем в многодетные семьи, пенсионерам и другим нуждающимся людям. Этот проект уже смог помочь более 210 тысячам семей, суммарно передано более 1 200 тонн продуктов. Теперь мы запустили еще одно направление продовольственной помощи. Фудшеринг также несет экологическую пользу и потенциально позволит нам снизить количество пищевых отходов, отправляемых на утилизацию, — прокомментировали в X5Group.

Кроме хлеба, бесплатно в обозримом будущем будут раздавать и другие продукты

Ждут помощи и сами ретейлеры — от законодателей: в данный момент в России не отменен НДС на товары, которые идут на благотворительность, а значит, торговые сети платят налог так, будто продают эти продукты, а не отдают нуждающимся. «Последнее время эта тема — отмены НДС на благотворительную передачу продуктов — часто поднимается, в том числе на высоком уровне. Мы считаем, что такое решение действительно бы помогло многим компаниям заниматься фудшерингом системно и в больших объемах», — резюмировали в X5Group. Вероятно, именно отмена НДС сможет сыграть в пользу того, что на фудшеринг будет идти не только хлеб, но и другие продукты — требующие совсем иных затрат на хранение и передачу фудсейверам.

Редакция «Челябинского обзора» не состоит в коммерческих отношениях с лицами и организациями, упомянутыми в тексте.