Стоят около 1 500 рублей, ловят в любой глуши, держат заряд несколько дней — сегмент дешевых кнопочных телефонов показал рост продаж в 2021 году. На сколько спрос на такие модели вырос в Челябинске и какие из них сейчас самые популярные?
Примерно 20 лет прошло с того момента, как мобильные телефоны стали более-менее массово доступны населению. В начале нулевых иметь сотовый считалось престижным: связь была дорогая, сами аппараты — тоже не очень дешевыми, аксессуары для телефонов были предназначены в основном для их демонстрации: вспомните, как крутейшую новую модель вешали на шею на специальном шнурке. Или крепили на пояс модных тогда джинсов с низкой посадкой...
В нулевые было великое разнообразие моделей. «Не то что сейчас — эти лопаты черного цвета», — вздыхают любители винтажа. Раскладушки, «ножницы», слайдеры, модели с видеокамерой на шарнирах, вращающимися дисплеями, мини-телефоны размером с палец и т. д.
Сегодня львиная часть населения ходит со смартфонами, в которых вся жизнь — от контактов до мобильного банка и аккаунтов в соцсетях. Но как же так получилось, что именно сегодня, когда смартфонами пользуются даже дети и старики, в России... вырос спрос на кнопочные мобильные телефоны?
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные сети «Связной», в первом полугодии в России продано 3,1 млн кнопочных телефонов, что на 6,7% больше, чем за тот же период 2020 года. В денежном выражении продажи выросли еще больше — на 18,8%, до 4,5 млрд рублей. Средняя цена устройства увеличилась на 11%, до 1,45 тыс. рублей.
Вот что ответили на запрос «Челябинской обзора» в пресс-службе компании «Мегафон»:
— Наряду с ростом продаж дорогих смартфонов мы действительно наблюдаем увеличение спроса на кнопочные телефоны старого образца в рамках страны. По данным МегаФон Ритейл продажи таких устройств увеличились на 4% в штуках и на 21% в денежном выражении в первые шесть месяцев 2021 года. Челябинская область не внесла существенного вклада в эту динамику, однако ряд моделей все-таки пользовался наибольшим спросом. Так, популярными кнопочными моделями в магазинах МегаФона стали:
- BQ-mobile BQ-2430
- Finepower BS285
- Huawei G2100
- Itel it2163
- Nokia 3310
- Samsung GT-C3010 и другие.
Раритетные гаджеты привлекают чаще всего три категории клиентов МегаФона. Первая — это сотрудники закрытых предприятий и режимных объектов, где использование смартфона запрещено в целях сохранения коммерческой и государственной тайн. Ко второй категории покупателей относятся люди преклонного возраста, они выбирают кнопочные телефоны ради простоты обращения с ними. Самым старшим абонентам важна величина клавиш, крупное изображение цифр и букв, чтобы была возможность легко дозвониться до своих родственников и друзей в любой момент. И, наконец, третьей, самой юной категорией являются дети и подростки, чьи родители по той или иной причине захотели оградить их от развлекательного контента — социальных сетей, игр и видеосервисов. Выбор молодежи падает больше на модели с современным дизайном, ярким интерфейсом и дополнительными возможностями. Юные абоненты МегаФона предпочитают модели Nokia C2-05 и Fly E176.
То, что продажи «кнопок» в регионе выросли, подтверждают и в пресс-службе МТС:
— По оценке аналитиков МТС, в первом полугодии 2021 года в Челябинской области спрос на кнопочные телефоны заметно вырос: по сравнению с аналогичным периодом 2020 года рынок простых гаджетов увеличился на 8% в натуральном выражении и на 20% — в денежном. Простые телефоны чаще всего покупают маленьким детям, пожилым родственникам и в качестве запасных устройств для второй SIM-карты. Интерес к кнопочным гаджетам растет из-за их ценовой доступности и появления недорогих моделей с 4G и функцией синхронизации контактов.
Топ-5 самых популярных кнопочных телефонов в Челябинской области в первом полугодии 2021 года, по данным МТС:
- Itel IT2163
- Nokia 105 (single sim)
- Nokia 105 (dual sim)
- F+ F196
- Philips Xenium E169
По данным «Билайн.Аналитика, которыми располагает РБК, ожидаемо больше всего кнопочных телефонов — 37% от общего количества — у людей старше 65 лет. А, например, на людей в возрасте до 25 лет приходится менее 15% от общего числа устройств.
Пандемия могла повлиять на интерес к «кнопке» потому, что жители больших городов стали... массово уезжать на удаленку в деревни и поселки. И хоть мобильная вышка стоит теперь чуть ли не на каждом хуторе, часто бывает, что ловит в райской местности только один оператор. И вполне возможно, совсем не тот, чья «симка» установлена в дорогущем смартфоне (а место второй SIM-карты во многих моделях часто занимается картой памяти). Поэтому проще купить дешевую трубку на кнопках, а для нее — SIM-карту оператора, лучше всего обеспечивающего связь в данном районе (селе, деревне).
Кстати, не исключено, что аналогичным образом повлиял на спрос и рост внутреннего туризма — многие отели и базы отдыха, расположенные в заповедных местах России, от Карелии до Камчатки, могут предложить своим гостям услуги только одного сотового оператора. Об этом зачастую честно предупреждают их официальные сайты. И то — связь будет ловить только во-о-о-он на той вершине на второй горе за поворотом. Смартфон в таких условиях разрядится очень быстро, а вот аккумулятор свободной от интернета «кнопки» пару дней вполне продержится.
Разумеется, одной из причин также может быть и возвращение в этом году в регионы России мигрантов (в 2020-м их было меньше из-за пандемии), которые покупают себе в другой стране самые доступные аппараты.
Наконец, и без полуконспирологической версии никак не обойтись. Покупают кнопочные телефоны люди потому, что... устали от всеобщей цифровизации. «Главная причина роста спроса на кнопочные мобильные телефоны в России — это паранойя», — емко прокомментировал тенденцию «Известиям» Николай Григорьев, член совета Гильдии маркетологов. Через смартфон можно украсть практически все данные человека, не говоря уж о деньгах. Как уже говорилось выше, многие родители ограничивают своих детей в пользовании интернетом, в том числе через смартфон. И если через год мы снова увидим рост продаж кнопочных телефонов, то впору задуматься о том, что тенденция отказа от «цифры» только укрепляется...
...Что касается рынка винтажных телефонов, то он, похоже, чувствует себя стабильно неплохо. По крайней мере, на сайтах объявлений Челябинска — масса предложений от владельцев «старинной роскоши»: тут можно найти мобильные даже из 90-х, с внешней антенной и корпусом весом под полкилограмма. И, кстати, цены на них порой куда выше, чем на современные «кнопки». «Позвони себе в прошлое» — ностальгически призывают продавцы. Что ж, ретро в моде, а ностальгия по юности — вообще бесценна...