Третий раз — алмаз?

В Челябинске вновь тестируют низкопольный трамвай нового поколения

Андрей Ткаченко

USB-розетки, WI-FI, система климат-контроля, видеоконтроля, подсчета пассажиров, валидаторы. В Челябинск завезли на обкатку очередной низкопольный трамвай. За год это уже третья попытка. Окажется ли эта модель покрепче предшественников, или, как и они, отправится из Челябинска также не своим ходом?

— По итогам обкатки мы были удивлены плавностью хода этого трамвая, и даже по нашим рельсам он идет очень плавно, очень тихо, ну и, так как трамвай двухсекционный, он лучше проходит кривые повороты.

Первый замдиректора ООО «ЧелябГЭТ» Александр Портье сегодня сродни мерчендайзеру. Прокатившись на новинке, ее исключительно расхваливает (что, впрочем, в его должности вполне объяснимо). Речь идет о новой модели — «Богатырь М», которую в Челябинск на тест привезли из Москвы. Обкатка продлится месяц: две недели без пассажиров, еще столько же — с людьми в салоне.

Новый трамвай уже ездит по городским улицам

Эту модель разработали в компании «Транспортные системы». Она — на рынке относительно новичок, работает с 2013 года. Но это не помешало к дням сегодняшним уже освоить выпуск восьми моделей трамваев: длиной от 17 до 35 метров. Также в производственной линейке — троллейбусы и электробусы. Маркетологи утверждают, что такие вагоны вовсю катаются по Москве, Санкт-Петербургу и другим городам России.

В салоне 45 сидячих мест, общая пассажировместимость — 138 человек. Для удобства в самом вагоне размещены USB-розетки, проведен доступ к беспроводному интернету (Wi-Fi), установлена система дополнительного освещения, система подсчета пассажиров, видеоконтроля. Работает система климат-контроля.

Общая вместительность −138 пассажиров, из них 45 — сидячие места

— Использован алюминиевый салон. Он легкий, безопасный, негорючий, легко обслуживается и ремонтируется. По нашей оценке, каждый такой вагон должен прослужить не менее 30 лет, — делится замгендиректора по развитию продукта Сергей Иванов.

Трамвай 71-923М «Богатырь М»

Новый трамвай должен быть удобен и для людей с ограниченными возможностями. Он низкопольный, а значит, можно без особых усилий зайти в него с тротуара. Для колясочников предусмотрен откидной борт, а также место для инвалидного устройства с системами фиксации и оповещения водителя.

Разработчики трамвая учли возможности маломобильных групп населения

Также модернизирована кабина водителя. В ней установлен современный дисплей, наружная система видеоконтроля посадки и высадки пассажиров и мониторинга дорожной обстановки, а также модифицированное эргономичное кресло.

Кабина водителя полностью модернизирована

Но вот вопрос, на сколько этот трамвай в Челябинске задержится? Напомним, в прошлом году в южноуральской столице уже испытывали трехсекционный трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода. Он сломался в первый день эксплуатации. Позже в декабре того же года в рейс был выпущен еще один трамвай, сделанный в Свердловской области. Но и он в первый день тестирования забуксовал возле здания областного правительства, затем периодически вставал на рельсах, так в итоге и вовсе уехал из города не своим ходом обратно на производство.

В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта тогда «Челябинскому обзору» рассказали, что трамваи попросту не выдержали испытания на наших рельсах. Что инфраструктура изношена, и прежде чем закупать новую технику, надо начать с обновления полотна и контактной сети

«Тестирование (трамваев) показало неготовность инфраструктуры в связи с высоким износом путевого хозяйства и контактной сети для их полноценного использования в текущих условиях», — так звучал официальный ответ.

Однако, сегодня транспортники это утверждение взялись опровергать! Что вроде как не в рельсах проблема, а в самих образцах техники.

— Оба трамвая, которые тестировались — опытные образцы. Это не доведенные до производства трамваи, а образцы, сделанные на одной тележке. Они тестировались больше не для работы на наших путях, а для завода-изготовителя. А «Богатырь» должен ходить без проблем, — утверждает Александр Портье.

Так или иначе, транспортники полны решимости поставить новинку на маршруты № 3 и № 16. И вот кого челябинцы там не встретят, так это кондуктора. Москвичи (наивно?) полагают, что билетер в салоне — вчерашний день, его должен заменить валидатор (электронное устройство для оплаты проезда). Мол, этот трамвай настолько красив и современен, что челябинцам не хватит совести ездить на нем бесплатно, каждый при входе будет подходить к этому валидатору оплачивать проезд. Осталось проверить это на практике. Если, конечно, новинка окажется надежнее тестовых предшественников...