Женщина в поезде — к счастью?

В Челябинске в рейс отправилась первая девушка с «мужской» профессией

пресс-служба ЮУЖД

Полтора года назад Минтруда России выпустило приказ, согласно которому в несколько раз сокращается число профессий, недоступных женщинам. Нововведения официально вступили в силу с 1 января 2021 года — и жительницы Челябинска отныне смогут открыть для себя новые специальности. На днях таким специалистом приросла железная дорога. В первый рейс отправилась Виктория Пахомова — первый на Южном Урале помощник машиниста «в юбке».

На работе Виктория, конечно, ходит не в юбке — у нее строгая форма: брюки, пиджак, галстук. И в таком официальном виде — прямо в кабину электропоезда. Первый рейс Виктория в качестве помощника машиниста провела буквально на днях. Но с тех пор юная челябинка успела «накатать» по рельсам уже не одну сотню километров.

Как же ее занесло в такую сферу? Виктория признается, что не является потомственной железнодорожницей, и решение связать жизнь с поездами было довольно спонтанным:

— Я из семьи металлургов. Но когда пришло время поступления, мама говорит: «А давай на железную дорогу». Я говорю: «А давай». И все, сразу оригинал диплома принесла, больше даже никуда документы не подавала. Сразу меня зачислили в ЧИПС (Челябинский институт путей сообщения — прим. редакции). У меня был выбор: идти на вагонника, локомотивщика или на движенца, который графики поездов составляет. Ну я решила идти на вагоны, — признается девушка.

Героиня текста — первая девушка-помощник машиниста в Челябинске Фото: Андрей Ткаченко

На тот момент девушкам работать машинистом или помощником было невозможно. Так что быть Виктории вагонником — ходить и осматривать грузовые или пассажирские составы перед рейсом, или транзитные поезда во время краткой стоянки — если бы не решение Минтруда. Набор на обучение в рамках программы по подготовке женщин-помощников машинистов был объявлен в июне 2020 года. Первые учебные центры ОАО «РЖД» открылись в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Челябинске этой профессии (будем надеяться, пока) не обучают.

— Когда было распределение на работу на четвертом курсе, девочкам предложили пойти на помощника машиниста. Все мальчики, которые у нас учились на вагонников, на локомотивщиков сказали: «О, мы тоже хотим, как вам повезло!» Но из всей группы — у нас было 12 девочек — пошла учиться одна я. Кто по здоровью не проходил, кто-то отказался, потому что нужно было ехать на учебу в Екатеринбург. Меня здесь ничего не удерживало — и я поехала, — говорит Виктория. — В Екатеринбурге мы учились группой из 19 девочек со всей России. Из Челябинска нас было только двое.

Вместе с Викторией училась ее тезка из Челябинска — Виктория Ятченко. Она по личным причинам выходит в первый рейс в качестве помощника машиниста чуть позже.

Букет в честь первого рейса

— Там, в Екатеринбурге, у нас была только теория. Когда я вернулась в Челябинск обратно, у меня был месяц практики, 160 часов поездок. Потом обратно — сдавать экзамен — это было 28 декабря. 3 января вышла на дублерские рейсы — восемь поездок. Я все смотрела, запоминала, сама кое-что делала — то есть была в качестве дублера третьим лицом в кабине, помимо машиниста и помощника. И 26-го числа — уже самостоятельно в рейс, — вспоминает девушка. — Уже поездки четыре прошло. У нас график 2 через 2, и каждый рабочий день едем куда-то, за один день только одна поездка. Первый маршрут был Миасс, также буду ездить в Шумиху, Еманжелинск, Кисегач. Вот мы приехали на станцию локомотивной бригадой, там отдохнули какое-то время — и обратно уехали. Самая большая поездка — 12 часов. Едем часа 2-3, потом отдых — и обратно.

Во время поездки Виктория выполняет роль эдакого «штурмана» или «второго пилота». Следит за приборами, показателями, за скоростью — дополнительные «глаза» и «уши» машиниста.

— Когда открываю двери на станции, слежу, чтобы не зажало людей — это может быть смертельно опасно. Также подсказываю машинисту скорости, которые установлены на данном участке. Он, конечно, тоже смотрит на все это, следит за дорогой, за показаниями — а я дополнительно это делаю, чтобы не пропустить что-то.

В кабине много приборов, датчиков, и они сразу привлекают внимание, потому что все горит, все такое яркое. Мне было интересно и легко за ними следить. Что сложнее — это много регламентов: как ты дверь закрываешь, как ты о скорости докладываешь, показания приборов говоришь — я это не сразу в полной мере смогла запомнить. И хотя в первых поездках я уже сама все делала, но иногда бывало такое — в темное время пойду без фонарика, а он нужен. И машинист мне кричит: «Фонарик забыла!»

Виктория на рабочем месте — в кабине электропоезда

Пока девушки из Челябинска могут работать в качестве помощников машиниста только на электричках. Но если работать на пассажирских поездах не получится — Виктория унывать не станет. Ее мечта, конечно же, стать машинистом. И не на простой электричке.

— Мне нужно отработать два года помощником, и потом ты идешь учиться дополнительно на машиниста — для этого нужно ехать в Москву. Я хочу ездить не на обычных электричках, а на новой «Ласточке». Но сейчас там сидят опытные машинисты и помощники. Если будет какая-то неисправность, то я не смогу ее исправить, потому что я этот подвижной состав недостаточно хорошо знаю. Там есть много всяких нововведений, с которыми у меня могут возникнуть сложности. Когда я наберусь опыта на обычных электричках, пойду учиться на «Ласточку». Там будет дополнительная практика. Так что нужно еще учиться, и учиться много, — говорит девушка.

Девушка показывает направления своих поездок

Виктория на карте показывает, куда она уже успела съездить за неполные две недели работы — и куда еще хочет. Девушка надеется, что соратниц по профессии скоро станет больше. Первый выпуск — словно «пробная версия», за дебютантками внимательно наблюдают. Но недоверие со стороны коллег-мужчин в этой сфере пока, конечно, остается:

— Мы пошли на третьем курсе на практику вместе с ребятами-машинистами, и я тогда все думала: «Вот, у них так все интересно, ну почему девочкам так не разрешают?» Ребята смеются: «Вика, вы — плохая примета». Они подшучивали, а потом пришла новость: девочек набирают.

Были и такие, кто говорил: «Девушки, зачем вам это нужно?» А мы с девочками отвечаем: «Мы уже здесь. Поздно нас отговаривать». Но кто-то был очень рад девушкам в такой профессии. Конечно, здесь и физическая работа есть, например, напорную магистраль надо продувать, там большое давление. Но в принципе это по силам. Даже худенькие, невысокие девочки справлялись с этим, — уверяет наша героиня.

Виктория планирует стать машинистом «Ласточки»

Говорят, что женщина на корабле — плохая примета. И, судя по рассказу героини, некоторые мужчины это суеверие перенесли и на поезда. Но мы в такое не верим (и вам не советуем). А есть ли приметы у помощников машиниста?

— Есть примета — посидеть перед поездкой. И спокойно подышать, чтобы пройти медосмотр. Потому что пульс скачет иногда, или давление высокое бывает. Все равно же волнуешься, пока еще не привыкла, — говорит Виктория.

Мы прощаемся с героиней, ее следующий рейс — уже на следующий день (интервью взято 1 февраля — прим. редакции). Виктория опять поедет в Миасс. Напоследок она признается:

— Во время первой поездки, как и у всех новичков, были замечания — то не сказала, тут забыла посмотреть. Но это приходит с опытом. Я сама, конечно, не стопроцентно довольна — все же первый раз ехала. Оценку ставить себе пока не буду. Но я уверена, что с такими опытными наставниками и поддержкой коллег у меня все получится, — улыбается Виктория.

«Начиная с лета 2020 года, заявки на обучение подали более 320 женщин в возрасте от 18 до 44 лет, имеющих среднее, среднее профессиональное и высшее (в том числе железнодорожное) образование», — рассказывают в пресс-службе ЮУЖД. Так что женщины на железной дороге — как и в других сферах — будут появляться все чаще. А до появления первых девушек-машинисток должно пройти еще пару лет.