Что нам стоит мост построить?

В Челябинске сдали две дорожные развязки. Но губернатор недоволен

Пресс-служба губернатора Челябинской области

Что ни инспекция по дорогам, то разнос. Такое ощущение, что это уже становится традицией для Челябинска. Относительно беспроблемно в городе сдали развязку возле цирка. А вот мосты в районе Коксохима и на улице Дарвина неоднократно становились объектом критики от главы региона. Сегодняшняя поездка на стройплощадки тому не исключение.

Дарвина/Троицкий тракт

— Собственно, дорога, в ненормативном состоянии. И это мягко говоря. Как любому водителю за рулем, хочется ненормативную лексику применять.

Кратко, емко, по существу. Так Алексей Текслер высказывался о состоянии моста, связывающего улицу Дарвина с Троицким трактом год назад. И, думается, выбирал еще формулировки помягче — все-таки пост первого лица региона обязывает. А то так, глядишь, и применил бы. Уж очень катастрофическое состояние у объекта. Яма на яме ямой погоняет. Средняя скорость движения падает до пешеходной, иначе есть риск там же на мосту автомобильную подвеску оставить и передвигаться, как в мультфильме «Флинстоуны», перебирая по дороге ногами. Как итог — гигантские пробки и возмущение водителей.

Год назад применительно к мосту на Дарвина подбиралось мало цензурных слов

К его расширению вроде как уже приступали несколько лет назад (по крайней мере, на том месте появились бетонные конструкции). Но работы прервались. Ходят легенды, что примерно в то же время началось строительство Крымского моста. И все средства и дорожные бригады были перенаправлены туда. А челябинские опоры остались бесхозными...

Бетонные конструкции рядом с Троицким мостом были установлены еще несколько лет назад

Как бы то ни было, к нашему многострадальному объекту в прошлом году все же вернулись. А одним из итогов поездки Алексея Текслера стало увольнение начальника Управления дорожного хозяйства Александра Шабалина. Не просто за мост. Претензий к тому накопилось немало: здесь и резкая критика в адрес состояния и дорожного покрытия, и чистоты тротуаров. Кроме того, Текслера не устроило то, что до сих пор не отыграны контракты на ремонт дорог в Челябинске — УФАС несколько раз отменяло аукцион. Так что итог закономерен и, наверное, должен был научить последователей, что надо бы к своей деятельности относиться поусерднее. Научил. Но лишь частично.

Алексей Текслер инспектирует завершение строительства развязки Дарвина/Троицкий тракт

Сегодня Алексей Текслер идет по мосту уже с более довольным видом. Работы выполнены в срок. 15 июля по развязке поедут первые автомобили. И уже не по пенькам и ухабам, а по вполне проезжему покрытию. По оценке специалистов, благодаря расширению моста, там смогут проезжать порядка восьми тысяч автомобилей в час. Думается, примерно на столько же снизится и количество ненормативной лексики со стороны водителей. Горевать от введения этого объекта, наверное, будут лишь автосервисы, располагающиеся неподалеку. Количество визитов машин с пробитыми покрышками, гнутыми дисками и разбитыми подвесками наверняка снизится.

К слову, вопрос по этой развязке еще не закрыт. Сегодня выполнена первая часть. На очереди — комплексная реконструкция прилегающих дорог.

«Как вы знаете, через Дарвина весьма сложно повернуть со Старотроицкого на Троицкий тракт. Этот перекресток решается классическим способом — развязкой типа трубы, то есть там пересечений потоков уже быть не может. Будет предусмотрено плавное и последовательное вливание потоков путем различных съездов», — рассказывает «Челябинскому обзору» один из проектировщиков этого объекта Виталий Передерий.

Работы будут продолжены после прохождения государственной экспертизы.

Металлургический район/Аэропорт

— Закрытие произошло незадолго до новогодних праздников, такой вот нам «подарок» сделали. Мы все первое время ходили пешком, почти пять километров. О закрытии дороги нам сообщили за два дня до этого.

К ремонту моста в районе Коксохима в Челябинске приступили также не очень плавно и не слишком планово. Вначале дотянули до аварийного состояния объекта. А потом настолько резко закрыли, что на первое время отрезали жителям возможность передвижения вовсе. Намного удлинился путь в аэропорт, у рабочих возникла проблема: как добраться до рядом расположенных предприятий. Закрытие произошло в декабре 2018 года. Но возникли подозрения, что подрядчик вряд ли успеет закончить работы в запланированные сроки. Губернатору вновь пришлось вмешиваться.

— В июле этот объект должен быть сдан, — четко поставил задачу Алексей Текслер.

Впрочем, ремонтом работы по этому мосту можно назвать условно. Как рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, конструкцию пришлось даже не реставрировать и укреплять, а снести старую и построить новую.

«Разобрали полностью путепровод, убрали опоры, построили новые, поставили пролетные строения, балки и уложили асфальт. 180 миллионов рублей потратили на это», — комментирует Алексей Нечаев.

Сроки работ по контракту истекают. Мост также должен быть запущен. Однако опасения подтверждаются. Губернатор приезжает на объект и видит: машины 15 июля по мосту поедут, а трамваи — нет.

Путепровод, связывающий ЧМЗ и аэропорт, готов не полностью 

«Я фиксирую, что вы не выполнили своего обещания. Объект ключевой, в первую очередь для жителей Металлургического района. Уже два года, как закрыт мост, это никуда не годится. Заканчивайте работы!» — обрушивается с критикой на строителей Алексей Текслер.

Глава региона подчеркнул, что за нарушение срока исполнения контракта подрядчика ждут штрафные санкции. Такая практика будет распространяться, независимо от обстоятельств, на все объекты, где будет зафиксировано нарушение сроков.

Фактически усиление внимания дорогам наблюдается с первых дней руководства регионом Алексея Текслера. Губернатор изучает, как ведутся работы; вызывает на место ответственных чиновников, поблажек не делает никому; порой сам садится за руль (и не люксовой машины, а отечественной Лады) и едет по области. Мотивы ясны. Дорога — это не просто уложенный асфальт и комфорт водителей. Это развитие туристического потенциала региона (лучше дороги — больше людей захочет приехать в регион), улучшение качества и уменьшение затрат по логистике (лучше дороги — меньше ломаются машины, цена на доставку ниже) и другие драйверы развития экономики. Это, в конце концов, человеческие жизни, поэтому уйма внимания уделяется расширению трассы М-5, из года в год не теряющей народное звание «дорога смерти».

Да и что не менее важно: на днях президент России Владимир Путин поручил начать работу над национальными целями до 2030 года. Безопасные и качественные дороги становились нацпроектами уже дважды, очевидно, что эта отрасль станет объектом повышенного внимания и в третий раз.

«Напомню, что к 2018 году мы набрали неплохой темп строительства и ремонта федеральных автотрасс. За последние два года сосредоточили усилия на том, чтобы привести в порядок региональные дороги. Очевидно, что эта работа и дальше должна быть продолжена», — говорит глава государства.

У нас очень любят крылатое выражение: «В России две беды: дураки и дороги». И коль рьяно устранением одной проблемы (если кто не понял, мы про дороги) занимаются на государственном уровне, удивительно, как во время многочисленных инспекций Алексеея Текслера не перестает всплывать другая. Впрочем, это исключительно их беда. Регион должен развиваться, а не становиться жертвой многочисленных объяснений, почему то или иное сорвалось. Так что увольнение Шабалина и других чиновников не помешает держать в голове. Тем более, когда есть поручение выполнить работы качественно и в срок.