Челябинцы все же дождались — Алексей Текслер сегодня, после обкатки нового инновационного вагона УКВЗ, объявил о закупке 30 трамваев уже в этом году. На дорогах Челябинска в 2021-м году появится модель прошлых лет. Но и новые вагоны из Усть-Катава не заставят себя долго ждать — уже в 2022 году этот трамвай вернется в столицу Южного Урала.
Напомним, в сентябре 2020 года в Челябинске протестировали низкопольный трамвай нового поколения «Богатырь М». Свою миссию он выполнил — месяц продержался на суровых рельсах города. А в октябре вернулся обратно в Москву.
«Договор заключался на месяц, он истек. Планов на покупку трамвая пока не было, только на обкатку, которую он прошел успешно. Тест-драйв проводили с целью понять, подходит ли такая модель для Челябинска. Исходя из результатов, в дальнейшем будут приняты решения», — комментировал осенью начальник Управления транспорта Администрации Челябинска Максим Кичеев.
На этом история «Богатыря» заканчивается. Примерно тем же закончились и две предыдущие истории — с трехсекционной моделью Усть-Катавского завода и моделью 71-415 производства «Уралтрансмаш». Казалось бы, груз разочарований уже не оставляет надежды. И тут вдруг в столицу Южного Урала прибывает очередной трамвай для обкатки.
АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ), входящее в Госкорпорацию «Роскосмос», разработало новый односекционный трамвайный вагон модели 71-628. Новая модель была доставлена на тестирование в Челябинск еще в середине января. Пока что вагон проходит испытания в реальных городских условиях без пассажиров, но в ближайшее время выйдет на маршрут в полноценном режиме.
«Необходимость проектирования и выпуска новой модели вызвана растущей потребностью российских городов в надежных, простых в обслуживании и удобных для пассажиров, стопроцентно низкопольных трамвайных вагонах. Реализованные в вагоне 71-628 технические решения делают его максимально безопасным, практичным и комфортным», — сообщает генеральный директор АО «УКВЗ» Роман Новиков.
Сегодня вагон презентовали губернатору Челябинской области Алексею Текслеру. Вместе с генеральным директором АО «УКВЗ», главным конструктором и представителями прессы губернатор совершил поездку по исторической части Челябинска. Во время нее Алексей Текслер отметил, что хоть у трамвая такие же габариты, как и у старых вагонов, он все равно кажется просторнее.
В салоне вагона — 31 сидячее место с индивидуальным подогревом, общая же вместимость — 116 человек. Новый трамвай оснащен всеми удобствами для современного жителя мегаполиса: USB-розетки, доступ к беспроводному интернету (Wi-Fi); установлена система дополнительного освещения, система видеоконтроля, климат-контроля. На дверях есть подсветка для слабовидящих, а на площадке для колясок встроены разъемы для зарядки гаджетов. Низкий уровень пола по всей площади пассажирского салона дает возможность беспрепятственно подниматься в вагон маломобильным группам населения и женщинам с колясками. Двухступенчатое рессорное подвешивание обеспечивает плавность хода трамвая.
Также одной из особенностей трамвая стала система адресного открытия дверей. Пассажиры сами смогут открывать нужную дверь для выхода из вагона. Объясняем, как это работает.
Подъезжая к остановке, водитель может дать разрешение на открытие именно той двери, возле которой стоит пассажир, то же самое происходит и внутри салона. Водитель дает разрешение — пассажир нажимает на зеленую кнопочку — дверь открывается. При этом остальные двери остаются закрытыми, сохраняется микроклимат, трамвай не тратит лишней энергии, вагон становится более энергоэффективным.
После пробной поездки на новом трамвае Алексей Текслер озвучил планы по модернизации трамвайного парка и инфраструктуры в Челябинске.
«Очень много лет трамвайный парк в Челябинске не обновлялся. Были единичные приобретения нескольких вагонов лет 10 назад, но система не велась с советского времени никак. И мы это с вами видим на улице — я уже говорил, что на этих вагонах, которые ездят сегодня по Челябинску, я ездил в школу в 80-е годы. Те вагоны, которые есть сегодня, совершенно по комфорту не соответствуют современным требованиям. Эта одна из транспортных проблем города, которая была, и мы ее обязательно решим», — говорит губернатор.
Причем обновлять трамвайный парк в Челябинске начнут уже в 2021 году. Власти планируют закупить 30 новых вагонов предыдущей серии, выпущенной на Усть-Катавском заводе: 71-623. Кроме того, по словам Алексея Текслера, в городе начнется масштабная программа по модернизации и реновации трамвайных путей. В этом году будут модернизированы около 10 километров рельсов — начнут с самых проблемных участков. В течение трех-четырех лет эти работы должны быть полностью завершены. Также в планах — строительство новых веток; основная задача — увеличить пассажиропоток трамваев. На инфраструктуру и вагоны из областного бюджета в 2021 году выделяется 1,3 миллиарда рублей. Всего будет обновлено 200 составов.
Новый трамвай — 71-628 — также появится на дорогах Челябинска, но его массовая закупка начнется не раньше следующего года. А пока он докатывает оставшийся срок по путям в Челябинске — до конца февраля, уже с пассажирами — и возвращается домой на завод — с тем, чтобы пройти доработку и вернуться в 2022-м.
«Для Челябинска и Усть-Катава всегда была традиция с советских времен, что новый вагон всегда оставался в Челябинске. После того, как завершится обкатка, после того, как будут даны определенные рекомендации, вагон вернется в Усть-Катав. Все эти моменты будут отработаны, мы его перекрасим в наш цвет, и он вернется уже в город», — рассказывает Алексей Текслер.
Раскрывать маленький нюанс — о цвете, в который перекрасят трамвай — Алексей Текслер не стал. Губернатор ссылается на предстоящую презентацию брендбука, в которой будет представлена отдельная история, посвященная цвету вагона.
Также стало известно, что Алексей Текслер договорился с руководителем госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным о расширении сборочного производства в Усть-Катаве. Строительство нового сборочного цеха начнется в 2021 году. Запуск производства запланирован на 2022 год. Это существенно увеличит производственные возможности УКВЗ по выпуску вагонов.