Он уйдет, но обещает вернуться

В Челябинске презентовали очередной трамвай

Андрей Ткаченко

Челябинцы все же дождались — Алексей Текслер сегодня, после обкатки нового инновационного вагона УКВЗ, объявил о закупке 30 трамваев уже в этом году. На дорогах Челябинска в 2021-м году появится модель прошлых лет. Но и новые вагоны из Усть-Катава не заставят себя долго ждать — уже в 2022 году этот трамвай вернется в столицу Южного Урала.

Напомним, в сентябре 2020 года в Челябинске протестировали низкопольный трамвай нового поколения «Богатырь М». Свою миссию он выполнил — месяц продержался на суровых рельсах города. А в октябре вернулся обратно в Москву.

«Договор заключался на месяц, он истек. Планов на покупку трамвая пока не было, только на обкатку, которую он прошел успешно. Тест-драйв проводили с целью понять, подходит ли такая модель для Челябинска. Исходя из результатов, в дальнейшем будут приняты решения», — комментировал осенью начальник Управления транспорта Администрации Челябинска Максим Кичеев.

На этом история «Богатыря» заканчивается. Примерно тем же закончились и две предыдущие истории — с трехсекционной моделью Усть-Катавского завода и моделью 71-415 производства «Уралтрансмаш». Казалось бы, груз разочарований уже не оставляет надежды. И тут вдруг в столицу Южного Урала прибывает очередной трамвай для обкатки.

Общая вместимость — 116 человек, из них сидячих — 31 место

АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ), входящее в Госкорпорацию «Роскосмос», разработало новый односекционный трамвайный вагон модели 71-628. Новая модель была доставлена на тестирование в Челябинск еще в середине января. Пока что вагон проходит испытания в реальных городских условиях без пассажиров, но в ближайшее время выйдет на маршрут в полноценном режиме.

«Необходимость проектирования и выпуска новой модели вызвана растущей потребностью российских городов в надежных, простых в обслуживании и удобных для пассажиров, стопроцентно низкопольных трамвайных вагонах. Реализованные в вагоне 71-628 технические решения делают его максимально безопасным, практичным и комфортным», — сообщает генеральный директор АО «УКВЗ» Роман Новиков.

Сегодня вагон презентовали губернатору Челябинской области Алексею Текслеру. Вместе с генеральным директором АО «УКВЗ», главным конструктором и представителями прессы губернатор совершил поездку по исторической части Челябинска. Во время нее Алексей Текслер отметил, что хоть у трамвая такие же габариты, как и у старых вагонов, он все равно кажется просторнее.

Сиденья в трамвае оснащены индивидуальным подогревом, поручни удобные

В салоне вагона — 31 сидячее место с индивидуальным подогревом, общая же вместимость — 116 человек. Новый трамвай оснащен всеми удобствами для современного жителя мегаполиса: USB-розетки, доступ к беспроводному интернету (Wi-Fi); установлена система дополнительного освещения, система видеоконтроля, климат-контроля. На дверях есть подсветка для слабовидящих, а на площадке для колясок встроены разъемы для зарядки гаджетов. Низкий уровень пола по всей площади пассажирского салона дает возможность беспрепятственно подниматься в вагон маломобильным группам населения и женщинам с колясками. Двухступенчатое рессорное подвешивание обеспечивает плавность хода трамвая.

Пассажиры смогут самостоятельно открывать нужную дверь трамвая с разрешения водителя

Также одной из особенностей трамвая стала система адресного открытия дверей. Пассажиры сами смогут открывать нужную дверь для выхода из вагона. Объясняем, как это работает.

Подъезжая к остановке, водитель может дать разрешение на открытие именно той двери, возле которой стоит пассажир, то же самое происходит и внутри салона. Водитель дает разрешение — пассажир нажимает на зеленую кнопочку — дверь открывается. При этом остальные двери остаются закрытыми, сохраняется микроклимат, трамвай не тратит лишней энергии, вагон становится более энергоэффективным.

Уже в этом году власти планируют закупить 30 новых вагонов для Челябинска

После пробной поездки на новом трамвае Алексей Текслер озвучил планы по модернизации трамвайного парка и инфраструктуры в Челябинске.

«Очень много лет трамвайный парк в Челябинске не обновлялся. Были единичные приобретения нескольких вагонов лет 10 назад, но система не велась с советского времени никак. И мы это с вами видим на улице — я уже говорил, что на этих вагонах, которые ездят сегодня по Челябинску, я ездил в школу в 80-е годы. Те вагоны, которые есть сегодня, совершенно по комфорту не соответствуют современным требованиям. Эта одна из транспортных проблем города, которая была, и мы ее обязательно решим», — говорит губернатор.

Разработчики трамвая учли возможности маломобильных групп населения

Причем обновлять трамвайный парк в Челябинске начнут уже в 2021 году. Власти планируют закупить 30 новых вагонов предыдущей серии, выпущенной на Усть-Катавском заводе: 71-623. Кроме того, по словам Алексея Текслера, в городе начнется масштабная программа по модернизации и реновации трамвайных путей. В этом году будут модернизированы около 10 километров рельсов — начнут с самых проблемных участков. В течение трех-четырех лет эти работы должны быть полностью завершены. Также в планах — строительство новых веток; основная задача — увеличить пассажиропоток трамваев. На инфраструктуру и вагоны из областного бюджета в 2021 году выделяется 1,3 миллиарда рублей. Всего будет обновлено 200 составов.

Новый трамвай — 71-628 — также появится на дорогах Челябинска, но его массовая закупка начнется не раньше следующего года. А пока он докатывает оставшийся срок по путям в Челябинске — до конца февраля, уже с пассажирами — и возвращается домой на завод — с тем, чтобы пройти доработку и вернуться в 2022-м.

«Для Челябинска и Усть-Катава всегда была традиция с советских времен, что новый вагон всегда оставался в Челябинске. После того, как завершится обкатка, после того, как будут даны определенные рекомендации, вагон вернется в Усть-Катав. Все эти моменты будут отработаны, мы его перекрасим в наш цвет, и он вернется уже в город», — рассказывает Алексей Текслер.

Раскрывать маленький нюанс — о цвете, в который перекрасят трамвай — Алексей Текслер не стал. Губернатор ссылается на предстоящую презентацию брендбука, в которой будет представлена отдельная история, посвященная цвету вагона.

Какого цвета будет новый трамвай, губернатор решил не рассказывать

Также стало известно, что Алексей Текслер договорился с руководителем госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным о расширении сборочного производства в Усть-Катаве. Строительство нового сборочного цеха начнется в 2021 году. Запуск производства запланирован на 2022 год. Это существенно увеличит производственные возможности УКВЗ по выпуску вагонов.