ВСМ, соцконтракт, борьба с бедностью

В Челябинске подвели итоги социально-экономического развития области

Андрей Ткаченко

Как жила Челябинская область в 2018 году? Это обсудили представители министерств и предприятий. Круглый стол считался своего рода репетицией отчета Бориса Дубровского перед Законодательным собранием, но буквально через несколько часов он ушел в отставку. Так что в итоге это стало своего рода картиной: с какими показателями принимает регион новый и. о. губернатора Алексей Текслер.

Сколько денег в регионе потратят на реализацию новых нацпроектов? Выросли ли в области зарплаты? Кто будет поставлять «сапсаны» для будущей ВСМ? На обсуждение важных вопросов на круглом столе ушло четыре часа (!!!) без перерыва.

Судя по словам министров и их замов, в Челябинской области все неплохо, но может быть еще лучше. Это краткие выводы из докладов, которые зачитали представители ключевых министерств: экономики, социальных отношений, здравоохранения, образования, спорта и туризма, культуры. Вырос объем промпроизводства в 2018 году по сравнению с 2017-м, на 25% увеличились инвестиции в основной капитал, объемы строительства — на 12%. На 7% больше, чем в позапрошлом году, построили жилья. А заработная плата в 2018-м выросла на 9%.

Одно из ключевых событий для экономики и инвестиционной привлекательности — достижение исторически низкого уровня госдолга. Второй год подряд бюджет Челябинской области исполняется с профицитом.

Круглый стол по итогам социально-экономического развития области в 2018 году прошел в ЮУрГАУ

Очевидно, что ближайшие несколько лет в регионе пройдут под знаком реализации нацпроектов. Когда-то это уже было — в середине нулевых годов. Новые нацпроекты направлены на повышение качества жизни и предусматривают точечное, приоритетное финансирование. «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» — на все эти направления до 2024 года будут выделены миллиарды рублей. В 2019 году на реализацию нацпроектов в Челябинской области запланированы 10 млрд рублей.

В Челябинской области выросли объемы стройки

При всех плюсах в регионе сохраняется напряженность в связи с экологическими проблемами, зависимостью экономики от металлургии и дефицитом квалифицированной рабочей силы.

Что делать с системой образования? Как исключить перекосы, при которых на одного толкового рабочего приходится толпа безработных гуманитариев?

— Сейчас у средних и высших учебных заведений Челябинской области выстроено взаимодействие с работодателями, — говорит первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. — Подготовка связана с тем запросом, которые дают предприятия области. Одна из ключевых задач — прогнозирование кадров. Есть информационная система, которая позволяет предприятиям самостоятельно вносить сведения о потребности в кадрах на ближайшую и далекую перспективу. Рынок труда меняется. Необходим баланс высших и средних учебных заведений.

По словам Елены Коузовой, в регионе сократилось количество бюджетных мест в вузах по гуманитарному профилю, но при этом выросло количество мест на технических факультетах. Экономика требует новых, владеющих актуальными знаниями специалистов в сфере сельского хозяйства (к слову о месте проведения круглого стола — агроинженерный вуз), промышленности, IT-технологий.

Кстати, о новых технологиях. На круглом столе выступил Сергей Бревнов, гендиректор хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль». Эта корпорация занимается амбициозным проектом ВСМ Челябинск — Екатеринбург.

220 км пути за 1 час 10 минут — и два областных центра станут частью крупной агломерации, в которую (в будущем) могут войти и Тюмень и Нижний Тагил.

Потенциальный пассажиропоток, даже по самым пессимистичным прогнозам, Сергей Бревнов оценивает в 4 млн человек в год. Напомним, этот проект в феврале был включен в Стратегию пространственного развития РФ до 2025 года. В феврале же в него в качестве финансового и технологического партнера вошла компания Siemens. И, как выяснилось, уже скоро немцы готовы предложить конкретные решения — по части поставки скоростных поездов.

— «Синара» и Siemens сегодня выступают поставщиком подвижного состава для РЖД (имеется ввиду предприятие «Уральские локомотивы» в Свердловской области — прим. редакции), производят скоростные поезда типа «Ласточка», — поясняет Сергей Бревнов. — Сегодня есть понимание, что предприятие может локализовать у себя производство «сапсанов» для будущей ВСМ. Siemens сейчас оценивает экономическую целесообразность такого решения. Безусловно, здесь будет требоваться от нас подтверждение этого заказа, а также от РЖД. Конечно, выбор еще не сделан, мы будем сравнивать разные варианты поездов, по ценовым и техническим характеристикам. Но, в целом, у нас есть партнер, который готов нам их поставить.

Гендиректор хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» Сергей Бревнов

В ХП «Уральская скоростная магистраль» в настоящий момент входят РМК, РВМ-Капитал, ЧТПЗ, ММК, Челябинская и Свердловская области. Строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург требует инвестиций в размере 365 млрд рублей. «У нас есть взаимоотношения с тремя банками („Развитие“, Сбербанк, Газпромбанк — прим. редакции), мы обсуждаем с ними условия предоставления средств, — говорит Бревнов. — Также мы претендуем на капитальный грант из бюджета РФ, на который мы заявлялись ранее, и также мы ждем внесения вклада в капитал со стороны стратегических партнеров».

Сейчас ХП ждет решения Правительства РФ о заключении концессионного соглашения. Этого же ждут местные власти и бизнес.

Еще одной темой, которая вызвала горячее обсуждение на круглом столе, стала борьба с бедностью. Есть задача на федеральном уровне — снизить бедность в два раза в течение ближайших шести лет. В Челябинской области, по данным Министерства социальной защиты населения, сейчас насчитывается 473 тысячи человек, чьи доходы ниже прожиточного минимума.

Первый заместитель министра социальных отношений Челябинской области Татьяна Ильина (слева)

При этом в 2018 году зафиксирован рост реальных доходов населения — на 2%. В планах на 2019-й — рост в 4%.

В 2018 году на социальную политику региона было потрачено 25 млрд рублей, в 2019-м это будет 28,5 млрд рублей. Сохраняется поддержка детей-сирот, инвалидов, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но кроме прямой поддержки есть и методы косвенной помощи. Например, так называемый социальный контракт.

— Социальный контракт заключается между органом исполнительной власти, управлением соцзащиты и гражданином — о том, что он должен получить деньги и на них выполнить определенные действия, — говорит первый заместитель министра социальных отношений Челябинской области Татьяна Ильина. — В первую очередь данная программа рассчитана на жителей сельских территорий. Например, на то, чтобы завести личное подсобное хозяйство, получить допобразование. Эти деньги не возвращаются. Человек, к примеру, может купить теленка — а потом продавать молоко, мясо. Семья получит продукты, получит самозанятость, это очень важная практика для сельских районов. В 2019 году на эту программу в бюджете заложены 4 млн рублей. В 2018 году социальным контрактом воспользовались 73 семьи в регионе.

Разумеется, это лишь краткая часть того, что обсуждали на круглом столе, который символически прошел за несколько часов до смены власти в регионе. Закон о сводных расчетах выбросов, который должны вот-вот принять в Думе, и Год театра, строительство спортивных сооружений и работа промышленных предприятий, успехи в сельском хозяйстве и ситуация на рынке труда. Все это остается в наследство пока исполняющему обязанности, а впоследствии и новому главе региона, которого изберут 8 сентября.