Незнакомые номера — в игнор!

В Челябинске озвучены новые способы борьбы с телефонным мошенничеством

Андрей Ткаченко

Более 6 тысяч преступлений в IT-сфере. 800 млн потерянных рублей. Таковы данные за неполный 2022-й год в Челябинской области. Жителей постоянно предупреждают о схемах обмана, но мошенники постоянно совершенствуют свои уловки. Как защитить свои деньги?

В Миассе женщина осталась должником банка после обмана мошенниками

Житель Южноуральска отдал мошенникам свои накопления — 1,2 млн рублей

Телефонные мошенники обманули жительницу Троицка на 645 тысяч рублей

15 миллионов рублей (!) перевела челябинка мошенникам

И такие заголовки — в ежедневном режиме. Кажется, недостаточно предупреждений — не берите трубку, не переводите деньги на «безопасные» счета, не называйте коды из смс незнакомцам... Что же делать дальше и как обезопасить свои деньги?

Южноуральцы отдают мошенникам огромные суммы — уже более 800 млн рублей в этом году

Новые схемы

Мошенники постоянно разрабатывают все новые и новые схемы кражи денег. Одна из них — звонки через мессенджер. С клиентом связывается якобы представитель банка, который сообщает, что поступила заявка на смену номера, к которому привязаны данные. Человек отвечает, что такого запроса не подавал, начинает беспокоиться, паниковать. Тогда его убеждают, что для спасения средств от взлома нужно сообщить определенные данные или перевести деньги на «безопасный счет» — как итог человек отдает свои сбережения мошенникам.

— Почему мессенджеры? Их особенность — в них отсутствует встроенная блокировка спама и определитель номеров, — рассказывает Людмила Панина, начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России.

Вторая набирающая обороты схема — звонки от имени сотрудников оператора связи. Звонивший сообщает своей потенциальной жертве, что у нее подключены некие платные услуги. Для того, чтобы от них отказаться, нужно сообщить определенные коды. Итог вновь плачевен.

— Есть и такая схема: человеку от имени мобильного оператора сообщают, что у него заканчивается договор на оказание услуг связи. Причем делают это очень убедительно, указывают конкретный пункт, где об этом сказано, и просят клиента сообщить определенные данные для продления договора — продолжает Людмила Панина. — На самом деле такие договоры автоматически пролонгируются, ничего дополнительно делать не нужно.

Представитель Банка России Людмила Панина рассказывает о новых схемах мошенничества

Челябинцам в очередной раз напоминают — не нужно сообщать никакие коды из смс, передавать свои личные данные, включая данные о своих банковских картах. При подозрительных звонках — сразу положить трубку. А затем...

Горячая линия

А затем нужно звонить на номер *1593 (обратите внимание — звездочка перед цифрами!).

В Челябинске запущена горячая линия, где проконсультируют, и помогут разобраться: мошенники звонили или нет. Зачем она создана?

До последнего времени, как от полиции, так и от ЦБ действовала рекомендация: «если подозреваете мошенничество, положите трубку и позвоните в банк». Но это не совсем удобно:

  • Номер банка длинный, знают его единицы.
  • Он записан на банковской карте, на это мало кто обращает внимание. Карты может не оказаться под рукой.
  • Даже если найдешь его на банковской карте и позвонишь, первым делом наткнешься на голосового помощника (если хотите взять ипотеку — нажмите 1, автокредит — 2, и так далее), до человека проблематично достучаться.

Плюсы горячей линии ЦОМ:

  • Короткий номер *1593. Звонок бесплатный.
  • На другом конце сразу отвечает консультант.

Порядок действий очень простой:

  • Вам позвонили с неизвестного номера и начали вести разговор о деньгах? Сразу же кладите трубку!
  • Набирайте номер *1593! Там вам все объяснят, подскажут, что делать дальше.

В день на линию поступает порядка десятка звонков, рассказывает Олег Гербер — директор Центра общественного мониторинга, как раз запустившего этот номер.

— Мы пытаемся донести главную мысль: вообще не нужно отвечать на незнакомые звонки! Но если так случилось, что вы взяли трубку, лучше позвоните на горячую линию, там вам все объяснят, вас успокоят. Мы систематизируем информацию: с чем на линию обращались, в каких случаях. И накапливаем определенный опыт, тем самым мы можем помогать еще больше другим обратившимся. Мы не гонимся за количеством звонков, мы хотим донести главную мысль — не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

Линия действует в рабочее время, в будние дни. В случае необходимости ее могут пролонгировать на работу в выходные или даже на круглосуточный режим.

Директор Центра общественного мониторинга Олег Гербер призывает: не отвечайте на звонки с неизвестными номерами

Через горячую линию человек не сможет, к примеру, отправить заявление в полицию. Но сотрудники Центра общественного мониторинга помогут ответить на вопрос человека, который сомневается: получил он звонок от мошенника или действительно от какого-то ведомства или сотрудника. Если человек все равно сомневается, ему подскажут, куда в этом случае обратиться.

— Мы разрабатываем скрипты, у нас много направлений по социологическим исследованиям, ребята, отвечающие на звонки, достаточно опытные. Под новые схемы мошенничества сотрудники кол-центра подстраиваются буквально в онлайн-режиме, — добавляет Олег Гербер. — У нас прямое взаимодействие с полицией, мы все время собираем статистику. Сейчас мы поработаем месяц, спросим у коллег, поменялось ли что-то в статистике совершенных правонарушений в этой сфере. И мы будем постоянно запрашивать, какие есть новые истории, чтобы консультировать людей. Так что сотрудники полиции будут сбрасывать нам суть мошеннических схем, а мы будем помогать людям, объяснять, являются ли они сейчас жертвами злоумышленников.

Курсы безопасности

А еще на Южном Урале проводятся мероприятия по цифровой безопасности на базе Центра развития цифровых технологий Челябинской области. Так, например, с декабря 2021 года проходит курс «Цифровой гражданин», в нем уже успели поучаствовать более 200 человек.

— Часто встречаются две крайности. Одни вообще боятся коммуникаций, не пользуются смартфонами, мессенджерами, не имеют банковских карт. Другие ведут активный социальный образ жизни, выкладывают в интернете много информации, с личными данными. Также у нас проводится более узкий курс для людей пожилого возраста именно по безопасности в финансовой сфере, — сообщает директор Центра Алена Шорохова.

Также сейчас идет набор на расширенный курс «Цифровой гражданин». Информация об этом размещена на сайте и в соцсетях Центра развития цифровых технологий.

— Мы работает не только с пожилыми людьми. Летом активно проводили мероприятия для школьников по кибербезопасности, проект «Цифровая крепость» для студентов, — добавляет Алена Шорохова.

Для челябинцев всех возрастов организуют курсы по цифровой безопасности

Итак, основные правила безопасности:

  • Не брать звонки с неизвестных номеров! Если человек хочет дозвониться до вас, он найдет способ это сделать — через смс, по видеозвонкам или как-то еще;
  • Если взяли трубку, а незнакомец завел разговор о деньгах — немедленно прервите звонок, и позвоните на горячую линию *1593;
  • Никогда не сообщайте звонившим свои личные данные, пароли, коды из смс, данные карты;
  • Настройте своим пожилым родственникам антиспам, блокировку неизвестных номеров, объясните, как поступать при подозрительных звонках.