Четыре этажа истории

В Челябинске открылся Центр исторического наследия железной дороги

Андрей Ткаченко

Представить себя пассажиром первых электричек, курсирующих по Южному Уралу, или испытать себя в роли машиниста «Ласточки»? Увидеть, а заодно услышать, потрогать все, что связано с железной дорогой теперь можно в Центре исторического наследия ЮУЖД. С сегодняшнего дня двери распахнуты для всех посетителей.

Станция отправления — Челябинск-Главный. Маршрут — исторический экскурс, длиною в несколько веков. Приятного пути по дорогам памяти!

На Южно-Уральской железной дороге к прошлому относятся трепетно. Настолько, что первый Музей истории ЮУЖД был создан еще в 1973 году. Активно помогали его пополнить сами железнодорожники и просто неравнодушные челябинцы, даря музею ценные исторические вещи. Так за полвека в фондах накопилось почти 20 тысяч экспонатов.

Некоторые из них уникальны: как, к примеру, настоящий гудок из паровозного депо Челябинска. Почти 60 лет по нему жили и ориентировались не только работники «железки», но и все жители города — с часами тогда было туго, а вот гудок разносился на 30 километров. Он до сих пор в рабочем состоянии, но чтобы его испытать в деле, лучше закрыть уши и близко не подходить.

Тот самый гудок. Работающий, между прочим

Чтобы разместить все это богатство, понадобились обширные площади. Раньше музей «помотало» по городу — он располагался и в помещении Дворца культуры железнодорожников, и в помещении Дорожной научно-технической библиотеки.

Центр — целый интерактивный-мультимедийный парк, разместившийся на четырех этажах специально выстроенного под такой случай здания. Оно дополняет архитектурный ансамбль, который 20 лет возводили в центре Челябинска: включая новое здание железнодорожного вокзала, церковь со сквером и фонтаном, пригородный вокзал и музей ж/д-техники под открытым небом.

Центр исторического наследия расположился справа от пригородного вокзала

Но самое ценное в Центре, конечно, находится внутри. Начать экскурсию лучше с центра здания — чтобы сразу оценить масштабы и перспективы. Здесь расположен атриум высотой (от пола до верхней точки стеклянного купола) почти 20 метров. Вокруг его опоясывают, как бы по спирали, поднимаясь все выше, различные участки экспозиции. Такое архитектурное решение символизирует связь времен и эволюцию железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Четыре этажа и спиральная композиция

— В архитектурном плане — это уникальное здание, таких во всей России больше нет. Единственный аналог — музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проектировщики — «Челябжелдорпроект» — в буквальном смысле восприняли фразу, что история развивается по спирали. Благодаря такой конструкции здание получилось интересное, светлое. А вот этот экран, по которому бегает самый разный подвижной состав самых разных эпох — длиною почти 86 метров. Картинки эти панелей — это реальные картины нашей дороги, — рассказывает методист Центра сохранения исторического наследия ЮУЖД Марина Пономарева.

Начинаем продвигаться вверх по зданию, согласно задумке архитекторов. Первый же экспонат — модель паровой машины — вызывает удивление и даже может напугать. Стоит гостю приблизиться к двигателю — и он внезапно «оживает».

Паровой двигатель автоматически запускается при приближении человека

Все вехи истории отражены в разных тематических зонах. Вот — первые строители Транссиба. Их быт даже и представлять не нужно. Легко погрузиться в ту эпоху, когда видишь скромную палатку, слышишь шипение костра (светомузыка дополняет отдельные экспонаты) и пение птиц в глуши, сопровождавшее масштабную стройку полтора века назад.

Экспонаты сопровождаются звуковыми и визуальными эффектами — можно увидеть всполохи костра и услышать пение птиц

Дальше — первые поезда и вагоны, в них — суровый обер-кондуктор со свистком и шикарное купе первого класса прямиком из 19 века. Еще далее — более поздние времена и настоящие боевые экспонаты времен Гражданской, а затем и Великой Отечественной войн. Ведь история дороги неразрывно связана с ними. На поездах везли солдат и орудия на фронт, эвакуировали заводы в тыл, а работники-железнодорожники восстанавливали разрушенные под обстрелами пути по всей стране.

Колокол, чьим звоном обозначалось отправление поезда

Середина двадцатого века — восстановление страны и новая важная веха в истории железнодорожного транспорта. Появляются первые электрички — их интерьер тоже представлен в Центре.

В Центре можно «прокатиться» на первых электричках

В 60-е годы XX века появляется фирменный 13-й поезд — Москва — Челябинск «Южный Урал». Это — особая гордость ЮУЖД, признаются представители компании

Фирменный поезд № 13 появился в 1965 году

— Наш «тринадчик» в свое время был законодателем моды. Во-первых, для него всегда шили специальное постельное белье, заказывали специальную посуду. Во-вторых, наши девочки-проводницы много интересных вещей придумали: именно они первыми предложили заранее заправлять постельное белье, чтобы когда пассажир заходит, постель уже была готова. Более того, у них был такой интересной опыт, что американский журнал Soviet LIFE еще в 1972 году посвятил им большую статью. У нас выпуск этот есть, — добавляет методист.

Настоящее купе — тоже среди экспонатов

Под куполом здания посетителей встречают уже экспонаты современности — вот макет здания вокзала, а также модель участка железной дороги. Нажимаешь кнопочку — и отправляются поезда, огибая холмы и реки, станции и мосты.

Макет с движущимися поездами

Пожалуй, самый интересный экспонат выставки — яркая красная кабина электропоезда «Ласточка». Вот где по-настоящему интерактивный опыт. Усаживаешься на кресло поудобнее. Впереди и вокруг тебя — экраны, кнопки, переключатели. Медленно и плавно поднимаем вверх рычаг — поезд постепенно набирает скорость, глазом моргнуть не успеешь — прибор уже показывает скорость в 120 км/час... Так гости Центра смогут испытать себя в роли машиниста. Такие симуляторы знакомы тем, кто учится водить автомобиль или начинающим пилотам, но вот поезд — это что-то новенькое. И да, экспонат полностью соответствует оснащению кабины современной птички-электрички.

Такую кабину «Ласточки» можно использовать для практики машинистов

Железнодорожники оборудовали не только новое здание, но и прилегающую к нему территорию. Раньше под мостом было жутковатое место, где собирался сомнительный контингент. Теперь — еще одна экспозиция. Небольшой участок пути с аутентичными рельсами, гидроколонкой, служащей для заправки локомотивов водой, семафором, шлагбаумом, а также макетом будки путевого обходчика в натуральную величину. На пути находится рабочая дрезина — на ней можно описать круг по рельсам. 

Участок под мостом тоже преобразован в интерактивную экспозицию

Центр исторического наследия ЮУЖД ждет посетителей со вторника по субботу, с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00).