Воспитать идеального зрителя

В Челябинске открыли необычную академию для театралов-любителей

Андрей Ткаченко

Театров в Челябинске много: они регулярно радуют зрителей премьерами, экспериментами или полюбившимися постановками. Но спектакль, считают специалисты, это не только выступление артистов перед залом — зрительская отдача важна не меньше. Как наладить диалог по разные стороны от сцены? «Челябинский обзор» отправился в только открывшуюся Академию театрального зрителя.

В празднично украшенном к Новому году драмтеатре собираются зрители. Время уже под вечер — но спектакли сегодня не идут. А в зале между тем горят праздничные огоньки, интимно приглушен свет, за барной стойкой гостей ждут сладости. Любители театра собрались, чтобы узнать что-то новое в привычной (казалось бы) сфере искусства.

Слово «Академия» для названия проекта выбрано не просто так. Гостей — вернее, учеников, ждут: уроки (с переменами), домашние и классные задания, а по окончании курса обещают выдать настоящий диплом (но только тем, кто не будет отлынивать от занятий).

Проект организовал театр драмы имени Наума Орлова

«Челябинский обзор» на сей раз — в роли прогульщиков. Приходим только во второй день занятий и начинаем расспрашивать: что к чему.

— Сегодня вы раздаете бумажные маски всем гостям. Для чего это?

— Сегодня у нас второе занятие Академии зрителя. На первом занятии мы разговаривали о театральном этикете, о том, как себя вести, как взаимодействовать с артистами после спектакля. Это и благодарность в виде букетов, и в форме выкриков «браво». Ко второму заданию у нас было домашнее задание — познакомиться с историей театра, — рассказывает одна из организаторов проекта Алла Точилкина. — Поэтому мы раздаем маски: мы все творческие люди — каждый может индивидуально сделать свою маску. Она может быть древнегреческая, маска театра кабуки или скоморошья, мы никого не ограничиваем.

Гостям предлагают творчески подойти к заданию

На уроках Академии зрителей ждут встречи с артистами, режиссерами, работниками закулисья.

— Нам необходимо со зрителем найти точки соприкосновения, чтобы на постановке он понимал, что происходит, как происходит. Для этого мы создаем группу зрителей, которые посредством наших занятий будут отвечать для себя на какие-то вопросы, по-другому смотреть на наши постановки. И это дает возможность театру рассказать о себе, о наших премьерах и спектаклях, о наших артистах, о том, о чем мы переживаем, о чем мы думаем. На сегодня существует большое число исследований — они показывают, что 60% зрителей, которые идут на спектакль, идут туда впервые. Раньше у нас была целая образовательная система, посвященная этому: в школе мы посещали театр кукол, молодежный театр. Опера и балет также входили в программу, как и посещение концертов. Сейчас такой системы нет. Соответственно, мы теряем общий язык, — добавляет Алла Точилкина.

Начальник отдела продвижения и спецпроектов театра драмы Алла Точилкина

Начинает разговор со зрителями главный режиссер театра драмы Александр Зыков. Такие встречи с деятелями искусства входят в расписание занятий Академии.

— Театр — это искусство коллективное, — говорит режиссер. — Но давайте зададим себе вопрос, а почему тогда кино — неколлективное? Там ведь тоже режиссеры, актеры и прочее. Там отсутствует очень важный компонент — «живой» зритель. Зритель бывает и хороший, и плохой. Но в основном сейчас очень тонкий и умный зритель — это дополнительный персонаж спектакля. С вами разговаривает актер со сцены, и мы все чаще видим достойного собеседника в зале.

Режиссер делится творческими байками и помогает найти неожиданные смыслы в знакомых со школьной скамьи произведениях — взять ту же гоголевскую «Женитьбу» или «Горе от ума». Но это не попытка «разжевать» смысл и положить зрителю в рот — а научить видеть большее за привычными диалогами и сценами. На уроке также можно понять, что роднит театр с церковью, и подискутировать о всем современном искусстве: «Черный квадрат» — это гениальность или мистификация?

Главный режиссер театра драмы Александр Зыков

Зрители могут услышать театральные байки и задать вопросы деятелям

— Я уже года два участвую в группе ПроТО («Прогрессивная театральная Общественность», сообщество челябинских зрителей — прим. редакции). Мы часто посещаем блогерские показы, после которых рассказываем о своих впечатлениях. Раньше мы просто присутствовали на показах, как зрители. В Академии рассказывается о внутренней кухне, такого еще не было, — делится одна из учениц Елена. — Во-первых, интересна точка зрения главного режиссера: не всегда мы верно понимаем замысел постановщика или писателя, не всегда точно получается его донести, и каждый по-своему все воспринимает, да и уровень подготовки разный у зрителей. Есть зрители, которые не читали пьесу; и такому человеку может быть даже проще воспринимать нечто новое. А кто уже читал произведение, имеет шанс вернуть свои эмоции. И я надеюсь, что мы сможем взглянуть на театр по-новому, в каждой сфере есть что почерпнуть. Вообще, я считаю, что у нас замечательные зрители, очень интеллигентные воспитанные люди.

Гостям предлагают на встречах соблюдать театральный дресс-код

Второй урок открывает одна из звезд театра, актриса Екатерина Зенцова. Она заходит в учебный зал как на сцену и разыгрывает пронзительные монологи на стихи Юрия Левитанского, Анны Ахматовой, Веры Полозковой и других. Ученики Академии могут в какой-то степени первыми оценить премьеру — звучат и тексты, ранее нигде не исполнявшиеся.

Актриса рассказывает о любимых ролях, о том, как настраивается на образ при их исполнении. А также отвечает корреспонденту «Челябинского обзора» на давно мучивший вопрос: насколько уместно хлопать в моменты, когда действие еще не до конца завершилось.

— Это стоит делать. Это поддерживает и помогает, — надолго задержать артистку для «допроса» не удается — слишком много желающих пообщаться. Традиция после встречи с каждым из сотрудников театра — фотографии, автографы и личное общение.

На встречах можно узнать и о готовящихся премьерах театра

Студенты Марк Кравцев и Михаил Бурцев на встрече второй раз — у них интерес к Академии более профессиональный: ребята учатся на актерско-режиссерском курсе.

— У нас профессия такая — ходить на подобные мероприятия. Этот соединенный курс, самая сложная специальность — совмещение режиссерства и актерства,
а еще будет через запятую третья специальность: преподаватель театрально-любительского коллектива. Мы владеем и эстрадным мастерством, балет изучаем, народный танец, современный. Это очень большой пласт обучения.

Смеемся: «С такой насыщенной программой обучения, ребята, что вы-то здесь забыли?»

— Это — общение с мастерами, ведь любой актер и режиссер — это мастер. С Александром Марковичем (Зыковым — прим. редакции) мы очень давно знакомы, с Екатериной Зенцовой тоже. Плюс мы еще можем познакомиться с ними. Это обратная сторона профессии — так мы проходим практику, — улыбаются ребята. — Когда Екатерина Зенцова читала стихи, со стороны мы ощутили себя в роли режиссеров и оценили: глаза! У актера должны быть чистые и наполненные глаза.

Ребята пришли «попрактиковаться» в роли режиссеров

А затем начинается, возможно, самое интересное (и, вероятно, неловкое для части зрителей):

— Идет бычок, качается, вздыхает на ходу! — закрыв лицо трагической маской, пафосно декларирует один из учеников, едва ли не падая на колени и вознося хвалу Зевсу. Тем, кто посещает Академию, придется поучаствовать в экспериментах — на третьем уроке гостям предлагают самим попробовать себя в роли артистов.

Ученикам кратко напоминают об истории театра, а затем предлагают сымпровизировать и продекламировать стихи Агнии Барто в стиле исторической постановки: будь то Античный театр, средневековые скоморохи или пафосно-бетонные партийные советские постановки. Так что сразу предупреждаем: интровертам и стеснительным людям здесь будет непросто.

— Театр — это зрелищное, игровое пространство где невозможно оставаться непричастным. Зритель — соучастник этого представления. Поэтому воспитание театрального зрителя — основная цель которая на сегодняшний день ставится — проходит через игровую форму, — объясняют организаторы.

Участникам Академии предстоит попробовать себя в качестве артистов

Уроки проводятся два раза в месяц и продолжатся на протяжении всего театрального сезона. Но в связи с новогодними праздниками ближайшая встреча запланирована в конце января. Узнать подробности, а также зарегистрироваться на следующие встречи можно на сайте драмтеатра.