Тайвань — дело тонкое

В Челябинске открылась уникальная международная выставка «Восточный календарь»

Максим Бодягин

В государственном Музее истории Южного Урала впервые представили творчество художников азиатского острова Тайвань. На выставке — графические работы, посвященные знакам восточного гороскопа.

Надо отметить, что самобытное национальное искусство Тайваня челябинцы увидят впервые. Выставка объединяет более 80 графических работ, выполненных в различных техниках гравюры: шелкография, ксилография, линогравюра, литография и другие. Жизнерадостность и праздничность — вот то, что отличает работы мастеров из Тайваня, отмечают в пресс-службе музея. Они виртуозно владеют линией и смело используют контрастные сочетания цветов. Создавая особый фантастический мир, художники населяют его добродушными животными, сказочными рептилиями, загадочными птицами; изображают плоды хурмы и цитрусовых, цветы пиона, летучих рыб, символизирующие, согласно традициям Тайваня, благополучие, удачу и процветание.

Николас Сюй

Почетным гостем, открывшим вернисаж, стал Николас Сюй, директор отдела культуры Представительства в Москве Тайбэйско-Московской комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. Господин Сюй рассказал «Челябинскому обзору», в чем состоит особенность тайваньского уклада и национального искусства:

— Тайвань тщательно хранит старинные китайские традиции. Например, материковый Китай перешёл на упрощенное написание иероглифов, на Тайване же сохранили сложную традиционную иероглифику, тем самым сберегая традиционную письменность. Мы так же бережно сохраняем традиции конфуцианства. В то время как на материковом Китае в ходе «культурной революции» основное количество храмов было разрушено, мы сохранили свои храмы. Наша религиозность также влияет на искусство Тайваня. Вместе с тем, вы видите здесь и произведения современного искусства. Это связано с тем, что молодые художники Тайваня ездят учиться за границу, где черпают разные техники и разные знания. И если тридцать лет назад в Париже учились только десять тайваньских художников, сегодня их число возросло до пяти сотен.

Куратором выставки стал Андрей Мартынов, последние восемь лет работавший генеральным директором Московской биеннале современного искусства. Это уже третий «восточный» проект, который он осуществляет в Челябинске в этом году. Зритель помнит организованную им выставку «Токийские истории» и великолепную экспозицию конкурсных работ Союза фотохудожников Японии. «Челябинский обзор» задал Андрею Владимировичу несколько вопросов:

— Как появилась эта выставка?

— В 2009 году я был на Тайване на международной графической биеннале, где представлял Россию в составе жюри. Одновременно с нашей работой там проходила выставка, посвященная Году тигра. Она была такого же размера, как эта, но посвящена только Тигру. Возникает немного сумасшедшее ощущение, когда видишь десятки изображений этого тигра в разных вариациях. Когда я ее увидел, то сразу подумал, что было бы хорошо собрать все двенадцать знаков [китайского гороскопа], что мы в итоге и сделали. Правда, на осуществление этой идеи ушло почти десять лет, но это уже другой вопрос (смеется). Челябинск — пятый по счету город, где она показывается в полном объеме. Следующая остановка предполагается в Улан-Удэ, и с более скромным количеством работ выставка пройдет в московском Музее Востока, как раз в канун китайского Нового года.

Андрей Мартынов показывает полинезийские мотивы в тайваньском искусстве

— В какой технике выполнены эти работы?

— Поскольку это печатная графика, то тут использованы разные техники. Печатная графика на Востоке, в первую очередь, это ксилография, где в качестве основы используется дерево. Это глубокая китайская традиция, насчитывающая тысячелетия. Позже, под западным влиянием появились техники литографии (где в качестве основы служит камень), шелкографии и офорта — он, правда, на этой выставке не представлен. Это чисто технологические вещи, позволяющие художнику реализовать его идею в тираже. Каждая работа выполняется в определенном количестве копий, но при этом, она все равно остается уникальной.

Я уж не говорю о том, что каждый зритель родился в определенный год и под определенным знаком китайского гороскопа, он может посмотреть на работу, прочесть ее описание и потом углубиться в познавательный процесс, чуть-чуть разобравшись в себе.

— Чем уникально искусство Тайваня?

— В сравнении с многомиллионным материковым Китаем, Тайвань — относительно небольшой остров, предпочитающий сохранять независимость. Политически и экономически он ближе к Соединенным Штатам. У тайваньцев есть очень самобытные вещи. Остров находится в тропической широте, и аборигены, населяющие его, ближе к полинезийцам. И на некоторых работах можно понять по орнаменту, по стилистическим особенностям, что это не китайская культура, а, скорее, культура тихоокеанских островов.

— Многие из работ выглядят весьма авангардно.

— Самая ранняя из представленных работ датирована 1998 годом. По сути, тут представлен срез работ современных художников, наших ровесников за двадцать последних лет. Надо сказать, что здесь присутствуют работы как профессиональных художников, так и любителей. Конкурс, проводимый Национальным музеем изящных искусств Тайваня открыт для всех желающих, правда, потом производится достаточно жесткий отбор, и те работы, что вы видите на этой выставке, как раз прошли этот отбор. Некоторым знакам гороскопа были посвящены сотни работ, но здесь мы отобрали примерно по восемь работ на каждый знак, за редким исключением.

Павел Писклаков (справа)

Павел Писклаков, член Союза дизайнеров России и член международной Ассоциации типографов поделился с «Челябинским обзором» мнением о том, чем уникальны экспонаты и почему их обязательно нужно смотреть «живьем»:

— Здесь очень интересные техники печати. «Цифры» — когда мы берем и печатаем на принтере — здесь нет. Все сделано руками. Даже если ты делаешь ксилографию, ты все равно сначала режешь доску, потом накатываешь на нее краску и делаешь оттиск руками. В некоторых работах какое-то дикое количество цветов! Ты смотришь и понимаешь, что было использовано 15-20 форм, нанесенных друг на друга! Это гигантская работа. И это очень редкая возможность — посмотреть на нее живьем, поскольку это оригиналы, а не цифровые копии. Более того, цифра не даст того эффекта. Как с творчеством Климта. Ты смотришь на его репродукцию в каталоге и да, какой-то такой желтенький цвет, не очень выразительный. Но когда ты видишь работы Климта живьем, там — вагон золота, которое при правильном освещении производит совершенно иное впечатление. Так и здесь: некоторые цвета просто невозможно воспроизвести в цифре. А если и возможно, то это будет очень дорого.

Выставку «Восточный календарь» можно посмотреть на 2-м этаже Восточной башне музея, она продлится до 13-го января. 

Редакция «Челябинского обзора» не имеет коммерческих отношений с лицами и организациями, упомянутыми в тексте статьи.