Будет ли у Челябинска маркетинговая стратегия?

Техническое задание на разработку стратегии маркетинга представлено на обсуждение стейкхолдерам города

пресс-служба Администрации Челябинска

В Администрации Челябинска прошло заседание, на котором эксперты представили проект технического задания на разработку маркетинговой стратегии города основным стейкхолдерам: главе Челябинска и Челябинской городской Думы, бизнесменам, депутатам, общественникам.

Последние полгода ведущие российские эксперты по территориальному маркетингу проводили аналитический этап разработки маркетинговой стратегии города: формирование видения будущего Челябинска. Результаты работы и основной итог аналитического этапа — техническое задание на разработку стратегии маркетинга — представил на публичные обсуждения Константин Гаранин — директор Центра территориального маркетинга, эксперт в Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации, а также эксперт международной программы развития ООН (UNPD) и руководитель проектов в Агентстве стратегических инициатив.

Константин Гаранин

Координатором и заказчиком работы по формированию стратегии маркетинга города выступает Агентство инвестиционного развития Челябинска при поддержке Администрации города. Для того, чтобы составить некий собирательный образ города — каким Челябинск представляется в глазах его активных горожан и что из этого мы успешно будем продавать на рынках страны и мира — понадобилось провести сотни опросов и интервью, как очно, так и онлайн. И в этом как раз помогали городские власти.

— Агентство инвестиционного развития вместе с Администрацией Челябинска — организатор глубинных интервью с представителями бизнеса и общественности, — говорит заместитель главы Челябинска по экономике и финансам Елена Мурзина. — Эксперты провели ряд анкетирований, и по итогам этой работы разработан проект технического задания на разработку маркетинговой стратегии, где расписаны конкретные действия по направлениям. Еще неделя у нас будет на дорабатывание деталей, и по окончании этого срока мы согласуем план разработки маркетинговой стратегии. Она станет частью социально-экономического развития города до 2035 года. В маркетинге надо выйти на определенные горизонты. Главное — увидеть, за счет чего нам забрать к себе деньги, инвестиции, людей.

Действительно, за счет чего Челябинск может стать серьезным конкурентом другим мегаполисам в борьбе за ресурсы? Причем поле конкуренции отнюдь не ограничивается Уральским федеральным округом или Россией — в мире, где границы становятся все прозрачнее благодаря развитию технологий, бороться за людской и денежный капитал приходится на равных и многомиллионному мегалополису в Африке, и региональному промышленному центру в Поволжье; и столице, и периферии.

О своих выводах Константин Гаранин подробно рассказал на заседании в горадминистрации перед бизнесменами, депутатами, председателем Челябинской городской Думы Станиславом Мошаровым и главой Челябинска Владимиром Елистратовым.

Стейкхолдеры Челябинска выслушали план маркетинговой стратегии города

— Челябинск — город технологический. Я не люблю слово промышленный, у него совсем другие коннотации. А технологический — это не только про печи и домны, это и про вспомогательные предприятия, и кадры, и инженерные разработки, — поясняет Константин Гаранин. — Если мы хотим этот город продавать инвесторам и предпринимателям, то как раз можем продавать тот сохранившийся мощный человеческий капитал: инженеров, рабочие руки. Потому что у многих городов сегодня есть проблема — рост креативных экономик приводит к тому, что появилось много людей, которые не очень хотят собственно работать, а хотят творить что-то абстрактное, причем не напрягаясь. А Челябинск — город содержательный.

Если мы говорим о продаже наших возможностей высококвалифицированным трудовым мигрантам, приезжим, то достаточно привлекательным моментом является то, что здесь можно быстро создать условия для роста технологических стартапов. Поэтому создание фабрик-лабораторий при заводах притянет людей, можно будет даже устраивать своеобразные технологические выходные — приехать, посмотреть, провести эксперимент. Это креативная составляющая технологического города. И если открыть эту среду внутри предприятий — можно продавать интерес к городу.

Звучит очень заманчиво. В предложенном экспертами плане разработки маркетинговой стратегии выделены основные направления — это «рельсы», по которым Челябинск — в качестве технологического и креативного города — должен развиваться в течение ближайших лет 10–15.

Челябинск должен стать технологическим креативным городом

Во-первых, Челябинск обязан стать «городом федерального внимания». Для этого необходимо заявить о себе и взять мощный вызов на уровне страны — что вполне реально, учитывая потенциал города.

Во-вторых, как уже говорилось, столица Южного Урала должна уверенно двигаться по пути превращения в инжиниринговый наукоемкий технополис, адаптируя свой промышленный потенциал к новой экономике данных и знаний.

В-третьих, Челябинск должен обрести статус многоцелевого компетенционного центра. Быть максимально гибким и адаптивным в производстве человеческого и социального капитала.

В-четвертых, не борясь за единоличное лидерство в агломерации или мегалополисе, стать их важным центром, сформировать консолидированную территорию.

Таковы необходимые этапы развития Челябинска, согласно выводам экспертов, представленным на обсуждение.

— На мой взгляд, технологическая креативность в ближайшие 10 лет может стать сильным драйвером, — убежден Константин Гаранин. — Возьмем ли мы генетику, искусственный интеллект, умные протезы, роботов и так далее — это все про технологии. Готовность работать не только со смыслами и финансами, но и руками и головой — это очень большой плюс. В короткой перспективе это может стать основой для рывка. Это возможность привести в Челябинск те предприятия, которые будут растить интеллектуальные кадры. И немногие города к этому способны. Например, тот же Екатеринбург уже сильно уходит в креатив, а ведь в этом, как я уже говорил, есть некая обманка — креативность тоже должна что-то есть и чем-то заниматься. Москва уже тоже полностью выхолостила из себя промышленность и технологичность. Это надо брать. У этого есть потребитель. Челябинск недоиспользует эти возможности, и в ближайшие 5 — 10 лет это надо исправить.

Замечания и предложения по техническому заданию до конца следующей недели горожанам предлагают сообщить любым удобным способом в Агентство инвестиционного развития города Челябинска. С текстом ТЗ и отчетом экспертов о проделанной работе можно ознакомиться также на сайте АИР.