Писать о современном искусстве — очень сложно. Ведь оно имеет своей целью практически исключительно эмоциональный отклик, без каких-либо аналитических нюансов. Тем не менее, наш корреспондент после двух дней пребывания на площадке Goffman попытался облечь свои впечатления в слова.
Лекторий креативного кластера SVOBODA2, расположенный в уютном кирпичном здании с высокими потолками. Здесь очень много звука - играет «Передвижной Оркестр Майора Брауна». Играет на саксофоне, тромбоне, гигантской ударной установке. На ведрах, ящике, бочке из-под бензина. Не имеет значения, какой именно объект издает звук, главное, что всем весело и задорно. Звучат сложные аранжировки известных произведений — от классики до рок-н-ролла, и каждую знакомую мелодию молодая публика — тут в основном зрители лет до 30 — встречает радостным визгом. Мужчина в костюме в ритм музыке — а иногда и не очень — выделывает сложные кульбиты на гибких ходулях. Под потолком жужжит дрон, то взмывая в самую высь лофта, то опускаясь чуть ли не пред очи собравшихся.
«Передвижной Оркестр Майора Брауна» — известный не только в Челябинске авангардный проект под руководством Льва Гутовского. Ничего удивительного, что на открытии фестиваля околотеатральной культуры Goffman выступает именно он.
— Я четвертый раз встречаюсь с этими ребятами, и репетировать — потрясающе интересно, — говорит красивая саксофонистка Кристина. На ней нежно-розовое пальто и салатово-лимонные колготки. Выглядит отпадно. — Перед сегодняшним выступлением мы встретились всего несколько раз, и, конечно, сегодня было много импровизации. Но главное, что зрители довольны.
Выступление оркестра завершилось тем, что в толпу поехал байкер на мотоцикле. Публика расступилась и восторженно захлопала, заглушив рев двигателя.
В этот момент нам стало интересно, кто же, собственно, является организатором сего действа. Это театр-студия «Манекен», а идейным вдохновителем Goffman в свое время стал московский «LIQUID theatre», работающий в жанре site-specific, под которым подразумевают создание спектакля практически в любом пространстве и точке доступа.
— Мы с этим театром сделали удачное совместное выступление, и студийцы подхватили идею, — рассказывает один из руководителей «Манекена» режиссер Владимир Филонов. — Почему Goffman? Ну, потому что великий писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман был великим мистификатором, а этот фестиваль также подразумевает подчеркнутую мистификацию. Чем будет тут больше явной театральной игры, тем лучше. Без этого театр, современное искусство выглядят уже несколько пресно. В этом году ребята решили выступить на новой для нашего города площадке — SVOBODA2, и, кажется, здесь достаточно интересное место.
Несмотря на пронизывающий ветер и почти морозный воздух, прямо под открытым небом возле башни SVOBODA2 театр-студия «Манекен» показала уличный перфоманс по мотивам знаменитой картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Это масштабное полотно, написанное еще в XVI веке, до сих пор поражает и современностью, и многомерностью, и потрясающим вниманием к деталям.
— Наш спектакль — по мотивам ощущений, навеянных этой картиной, — говорит режиссер Радик Рябков. — В детстве я посмотрел фильм «Солярис» (картина Брейгеля появлялась в ряде ключевых эпизодов фильма Андрея Тарковского — прим. редакции), и впечатления от этих образов долго преследовали меня. Средневековье — это время, когда люди были детьми. Они были более непосредственные, чувственные, кто-то даже верил в бога... Об этом мы сегодня и собираемся рассказать.
На площадке жгли костер и обливали землю бензином. Актеры ходили босиком и читали стихи, танцевали, обнимались, радовались и при этом были очень близки к зрителю.
А еще на фестивале были кинопрограммы и другой спектакль студии «Манекен» — «Счастливая Москва» по мотивам романа Андрея Платонова, показанный в очень атмосферном помещении старой котельной бывшего завода оргстекла. Описывать это действо почти бесполезно — Платонов не слишком-то театральный автор, а сам по себе спектакль представляет набор этюдов из нескольких ключевых сцен. Но стоит отметить, что нерв и вкус того времени — столица 30-х годов XX века — актерам передать удалось. И одна из впечатлительных зрительниц даже ненадолго упала в обморок. К счастью, медицинская помощь ей не понадобилась, а артисты с честью выдержали заминку и легкую панику в зале и продолжили спектакль как ни в чем не бывало.
Подобные мероприятия, следуя принципу современного искусства — вызывать эмоции, довольно быстро и качественно формируют тусовку, в которой все друг друга знают и всем друг с другом хорошо. Безусловно, странноватый, но при этом не лишенный эстетики креатив — это то, в чем Челябинск всегда нуждался. А раз так, то Goffman пройдет у нас еще не раз.