SVOBODA тусовки

В Челябинске прошел фестиваль околотеатральной культуры Goffman

В Челябинске прошел фестиваль околотеатральной культуры Goffman
Андрей Ткаченко

Писать о современном искусстве — очень сложно. Ведь оно имеет своей целью практически исключительно эмоциональный отклик, без каких-либо аналитических нюансов. Тем не менее, наш корреспондент после двух дней пребывания на площадке Goffman попытался облечь свои впечатления в слова.

Лекторий креативного кластера SVOBODA2, расположенный в уютном кирпичном здании с высокими потолками. Здесь очень много звука - играет «Передвижной Оркестр Майора Брауна». Играет на саксофоне, тромбоне, гигантской ударной установке. На ведрах, ящике, бочке из-под бензина. Не имеет значения, какой именно объект издает звук, главное, что всем весело и задорно. Звучат сложные аранжировки известных произведений — от классики до рок-н-ролла, и каждую знакомую мелодию молодая публика — тут в основном зрители лет до 30 — встречает радостным визгом. Мужчина в костюме в ритм музыке — а иногда и не очень — выделывает сложные кульбиты на гибких ходулях. Под потолком жужжит дрон, то взмывая в самую высь лофта, то опускаясь чуть ли не пред очи собравшихся.

«Передвижной Оркестр Майора Брауна» выступил на фестивале Goffman

«Передвижной Оркестр Майора Брауна» — известный не только в Челябинске авангардный проект под руководством Льва Гутовского. Ничего удивительного, что на открытии фестиваля околотеатральной культуры Goffman выступает именно он.

— Я четвертый раз встречаюсь с этими ребятами, и репетировать — потрясающе интересно, — говорит красивая саксофонистка Кристина. На ней нежно-розовое пальто и салатово-лимонные колготки. Выглядит отпадно. — Перед сегодняшним выступлением мы встретились всего несколько раз, и, конечно, сегодня было много импровизации. Но главное, что зрители довольны.

Goffman проходит на площадке креативного кластера Svoboda 2

Goffman проходит на площадке креативного кластера SVOBODA2 

Выступление оркестра завершилось тем, что в толпу поехал байкер на мотоцикле. Публика расступилась и восторженно захлопала, заглушив рев двигателя.

Организатор Goffman — театр-студия «Манекен»

Организатор Goffman — театр-студия «Манекен»

В этот момент нам стало интересно, кто же, собственно, является организатором сего действа. Это театр-студия «Манекен», а идейным вдохновителем Goffman в свое время стал московский «LIQUID theatre», работающий в жанре site-specific, под которым подразумевают создание спектакля практически в любом пространстве и точке доступа.

Владимир Филонов (в центре) — один из руководителей студии «Манекен»

Владимир Филонов (в центре) — один из руководителей студии «Манекен»

— Мы с этим театром сделали удачное совместное выступление, и студийцы подхватили идею, — рассказывает один из руководителей «Манекена» режиссер Владимир Филонов. — Почему Goffman? Ну, потому что великий писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман был великим мистификатором, а этот фестиваль также подразумевает подчеркнутую мистификацию. Чем будет тут больше явной театральной игры, тем лучше. Без этого театр, современное искусство выглядят уже несколько пресно. В этом году ребята решили выступить на новой для нашего города площадке — SVOBODA2, и, кажется, здесь достаточно интересное место.

Театр-студия «Манекен» показала уличный перфоманс по мотивам картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Театр-студия «Манекен» показала уличный перфоманс по мотивам картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Несмотря на пронизывающий ветер и почти морозный воздух, прямо под открытым небом возле башни SVOBODA2 театр-студия «Манекен» показала уличный перфоманс по мотивам знаменитой картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Это масштабное полотно, написанное еще в XVI веке, до сих пор поражает и современностью, и многомерностью, и потрясающим вниманием к деталям.

— Наш спектакль — по мотивам ощущений, навеянных этой картиной, — говорит режиссер Радик Рябков. — В детстве я посмотрел фильм «Солярис» (картина Брейгеля появлялась в ряде ключевых эпизодов фильма Андрея Тарковского — прим. редакции), и впечатления от этих образов долго преследовали меня. Средневековье — это время, когда люди были детьми. Они были более непосредственные, чувственные, кто-то даже верил в бога... Об этом мы сегодня и собираемся рассказать.

Несмотря на не самую теплую погоду, часовой уличный перфоманс прошел при большом количестве зрителей

Несмотря на не самую теплую погоду, часовой уличный перфоманс прошел при большом количестве зрителей

На площадке жгли костер и обливали землю бензином. Актеры ходили босиком и читали стихи, танцевали, обнимались, радовались и при этом были очень близки к зрителю.

А еще на фестивале были кинопрограммы и другой спектакль студии «Манекен» — «Счастливая Москва» по мотивам романа Андрея Платонова, показанный в очень атмосферном помещении старой котельной бывшего завода оргстекла. Описывать это действо почти бесполезно — Платонов не слишком-то театральный автор, а сам по себе спектакль представляет набор этюдов из нескольких ключевых сцен. Но стоит отметить, что нерв и вкус того времени — столица 30-х годов XX века — актерам передать удалось. И одна из впечатлительных зрительниц даже ненадолго упала в обморок. К счастью, медицинская помощь ей не понадобилась, а артисты с честью выдержали заминку и легкую панику в зале и продолжили спектакль как ни в чем не бывало.

Пространство Svoboda 2 оказалось подходящим для фестиваля околотеатральной культуры

Пространство SVOBODA2 оказалось подходящим для фестиваля околотеатральной культуры

Подобные мероприятия, следуя принципу современного искусства — вызывать эмоции, довольно быстро и качественно формируют тусовку, в которой все друг друга знают и всем друг с другом хорошо. Безусловно, странноватый, но при этом не лишенный эстетики креатив — это то, в чем Челябинск всегда нуждался. А раз так, то Goffman пройдет у нас еще не раз.