Светлана Портье:

«Сегодняшний ребенок желает видеть систему дополнительного образования современной»

Андрей Ткаченко

Председатель Комитета по делам образования Администрации Челябинска — о том, как устроена система дополнительного образования в городе и что должен знать родитель, отдающий ребенка в платный кружок.

— Светлана Викторовна, признайтесь: будучи ребенком, вы сами сталкивались с нашей системой дополнительного образования?

— Будучи ребенком, я занималась несколькими интересными для себя видами деятельности. Безусловно, дополнительное образование повлияло на выбор моей будущей профессии. Наверное, большинство родителей желает, чтобы их ребенок занимался спортом. Я начинала в самом юном возрасте с гимнастики, потом занималась легкой атлетикой, баскетболом, волейболом — и достаточно успешно. Даже выступала на соревнованиях.

Я и сейчас не перестала заниматься спортом. Когда выдается свободная минутка, играю в волейбол, хожу в тренажерный зал, потому что считаю, что здоровый образ жизни нужен человеку в любом возрасте.

Еще я долго занималась в театральном объединении. Театр дает навыки актерского мастерства, сценической речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области литературы. Тогда, в основном, ставилась классика и многие произведения приходилось знать наизусть. Когда я стала учителем литературы, то сама на первых порах вела театральные мастерские, занималась и выразительным чтением, и риторикой вместе с детьми, мне это очень нравилось.

— Что дает детям школа, мы все знаем, а что дает дополнительное образование?

— Система дополнительного образования многое закладывает в ребенке. Говорят, что она помогает социализироваться и определяться в жизни, — это действительно так. Ведь каждый ребенок выбирает то, что ему нравится. Поэтому мое глубокое убеждение состоит в том, что систему допобразования нужно развивать, делать ее доступной для всех, чтобы каждый ребенок получал от нее максимальный результат. Это определяет его развитие, на мой взгляд.

— Как изменилась система дополнительного образования в последние годы?

— Знаете, удивительно, что у нас в Челябинске ранее были наиболее развиты спортивное и художественно-эстетическое направленности допобразования. Сегодня же мы говорим о том, что у детей стали очень востребованы технические направления. Нас это радует. Это значит, что ребенок в будущем, вероятно, выберет техническую специальность, а значит, будет востребованным специалистом.

Например, у нас много таких направлений, как ракетомоделирование, которые развивают как во Дворце пионеров, так и в ряде других учреждений. Не секрет, что дети, занимающиеся в таких кружках, зачастую поступают, допустим, в ЮУрГУ и продолжают свою деятельность там уже в профессиональной плоскости.

— Все мы помним 90-е годы и тогдашнюю разруху. Как удалось сохранить систему допобразования?

— Я не скажу, что ее удалось сохранить, потому что ее не разрушили. Эта система всегда была востребована. Просто в те времена, когда строились новые школы и детсады, новых учреждений дополнительного образования открывалось мало. Сегодня же дополнительное образование можно получать как на базе школы, так и на базе специализированного центра или учреждения. Сегодня нам остро не хватает площадей, поэтому мы используем для дополнительного образования любую площадку. Есть в школе спортзал? Есть. Мы работаем по договору со спортивными школами, которые системно ведут работу по своему профилю. У нас очень много актовых залов, поэтому художественное направление тоже может реализовываться на площадках школ. А учреждения дополнительного образования — это профессиональные, профильные учреждения. Сегодня в городе 21 организация дополнительного образования.

Сегодня система допобразования охватывает 94 процента детей в Челябинске

— Примеры?

— Один из самых крупных — Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Сейчас МАУДО «Дворец детского творчества г. Челябинска», больше известный горожанам как дворец им. Колющенко, полностью восстановлен, развивает множество направлений допобразования, охватывая детей от пятилетнего возраста практически до восемнадцатилетних.

Такие центры уникальны. Наверняка все знают детскую хоровую школу искусств «Молодость», под руководством заслуженного деятеля культуры Владимира Македона, широко известную не только у нас в области, но и в России. Это и центр детского творчества «Гармония» (директор — Надежда Андреева), где есть и вокал, и очень серьезный художественно-эстетический цикл. Это настоящие профессионалы.

Вы также знаете, что у нас в городе проходит уникальный фестиваль «Хрустальная капель», который идет на протяжении всего года, и благодаря ему каждый ребенок может показать свое мастерство на сцене. Кроме того, самостоятельными фестивалями стали конкурс академического пения «Звонкие голоса», конкурсы театрального мастерства и выразительного чтения. Их сейчас такое огромное количество, что каждый ребенок может показать, чему он научился.

Про спортивные соревнования я не говорю, поскольку у нас сегодня проходит спартакиада, состоящая из 18-ти видов. Сегодня эта система развита достаточно серьезно.

— А как этот рост выражен в цифрах?

— Охват системы дополнительного образования в городе был разным, начиная от 62-64 процентов до 94 процентов, к которым мы пришли в этом году, потому что дети хотят заниматься.

— Неужели сейчас больше детей занимается в системе допобразования, чем в эпоху «до интернета»?

— Намного. Сейчас модно стало быть красивым и здоровым, и дети сейчас активно стали заниматься спортом. А художественно-эстетическим циклом всегда интересовались. Он всегда был востребован, просто не всегда хватало мест.

— А техническое направление?

— Технические направления всегда очень сложны в реализации, поскольку материально-техническая база всегда должна быть на высоте. Занятия научной деятельностью тоже требуют очень серьезных материально-технических условий. Вот тут в 90-е однозначно был спад. Но сейчас, смотрите, ведь возродили технопарки и кванториумы. Первый кванториум открылся у нас в «Ньютоне», где с детьми работают специалисты по 45-ти дополнительным образовательным программам: художественной, спортивной, социально-педагогической, естественно-научной и технической направленности. Но, вообще, конечно, это уже совершенно иной уровень технического оснащения.

— Сколько бы ни встречал людей, работающих в системе допобразования, они все очень увлечены, у них искра в глазах. А сколько зарабатывают эти святые люди?

— На сегодня зарплата педагога в системе дополнительного образования сравнялась с уровнем заработной платы учителя, которая составляет по городу порядка 34 тысяч рублей.

— Светлана Викторовна, а как вообще готовят педагогов дополнительного образования?

— В системе дополнительного образования есть множество дополнительных курсов (улыбается), поэтому человек может профессионально совершенствоваться всю жизнь. Это и система непрерывного образования, система модульного образования и система образования, существующая в наших институтах повышения квалификации и переподготовки специалистов. Там есть целая кафедра, занимающаяся этим направлением работы. У нас в Челябинске учебно-методический центр получил лицензию на дополнительное образование.

У наших педагогов есть возможность выезжать в другие города и регионы для повышения квалификации, где они делятся опытом, перенимают опыт коллег. Это очень важно. Если человек желает научиться чему-либо дополнительно, либо посмотреть, какие еще есть возможности в направлении, по которому он движется, он всегда найдет необходимую информацию. Вы, разумеется, спросите: а как это финансируется? Может ли он туда поехать?

«Вы, разумеется, спросите: а как это финансируется?»

— Разумеется, спрошу. Я люблю спрашивать про деньги.

— Так вот: человек, действительно заинтересованный в повышении своей квалификации и расширении кругозора, вполне может поехать куда-либо, поскольку это сейчас стало доступным. Очень много конференций и других мероприятий, связанных с обменом опытом, проходят бесплатно. Если же курсы проходят на платной основе, то их посещение финансируется государством.

— Как сосуществуют сегодня традиционное дополнительное образование и коммерческий образовательный сектор?

— У нас в школах и учреждениях дополнительного образования тоже есть платные услуги, но они строго соответствуют образовательным программам и реализуются квалифицированными педагогами. Поэтому мы гарантируем качество этой услуги. В коммерческом секторе положение вещей тяжелее.

Когда родитель ведет своего ребенка в платный кружок, организованный по принципу «главное, чтобы рядом с домом», то родителю стоит поинтересоваться: а) есть ли лицензия; б) на какой период рассчитана программа; в) соответствует ли она возрасту ребенка. Тут родителям нужно проявлять большую озабоченность.

Если же образовательное учреждение входит в нашу структуру, то мы можем дать родителю его характеристику, объяснив, по какой программе работает та или иная организация.

— Каковы основные болевые точки дополнительного образования сегодня?

— Сегодня ребенок приходит в систему дополнительного образования, и он желает ее видеть современной. Если это компьютерная графика — она должна выполняться на новейшем оборудовании. Если это дизайн, то ему тоже нужно обучать не на тех вещах, которые ребенку уже давно знакомы. Сегодня система дополнительного образования требует совершенно иного подхода — как с точки зрения материально-технической оснащенности, так и с точки зрения кадрового потенциала. Это те две задачи, которые нужно решать непрерывно.

Иногда приходится серьезно поработать, чтобы подобрать нужные кадры, поскольку требования к ним тоже существенно повысились. Педагог, ведущий кружок, если по-простому говорить, должен делать это интересно. Особенно трудно найти специалиста, который бы работал со старшеклассниками.

Ведь мы занимаемся с детьми практически любого возраста. Малышей приводят родители, ребята среднего возраста приходят самостоятельно, а вот старшеклассник идет за дополнительным образованием целенаправленно. Он понимает, что полученные знания должны пригодиться ему в будущей профессии. Я помню случаи, когда дети целенаправленно шли в тот или иной кружок исключительно с целью лучше подготовиться в нужный им вуз. И разумеется, старшеклассник идет туда, где ему интересно, где он может достичь определенного уровня успешности. Поэтому процент старшеклассников, задействованных в системе дополнительного образования, существенно ниже по сравнению с другими возрастными категориями. Это тоже проблема.

Нам нужно понять: что хотят эти дети от системы дополнительного образования, какой они ее видят? Чем и как они хотели бы заниматься?

Ну и график. Не всегда время работы того или иного кружка соответствует графику свободного времени того или иного ребенка. Родители зачастую жалуются, что находятся на работе и не могут отвести ребенка в кружок.

Ну, и нехватка площадей. Сейчас желающих получить услуги дополнительного образования куда больше, чем учреждений, которые могут их вместить. Поэтому мы сейчас заходим на все площади, которые соответствуют требованиям.

«Мы занимаемся с детьми практически любого возраста»

— Светлана Викторовна, а как мы выглядим на фоне других городов-миллионников в плане дополнительного образования?

— Достаточно достойно. У нас проходит много конференций, на которых мы общаемся с коллегами из других мегаполисов, наши специалисты много выезжают в другие регионы, посещаем смотры-конкурсы. Ежегодно мы привозим не одну сотню призов всероссийского и международного уровня, потому что наши дети достойно подготовлены. Да вы и сами это видите (улыбается).