Светлана Портье:

«Сегодняшнее образование должно отвечать запросам современности»

Андрей Ткаченко

Уже через несколько дней школы распахнут свои двери. О готовности учебных заведений к новому году, о строительстве новых образовательных учреждений, а также о том, какой должна быть современная школа — в интервью «Челябинского обзора» с председателем городского комитета по делам образования Светланой Портье.

— Светлана Викторовна, сколько в этом году было выделено денег на подготовку школ к новому учебному году? Какова готовность и что сделано?

— Сегодня в системе образования Челябинска 399 образовательных организаций. В этом году на подготовку школ к новому учебному году было выделено порядка 86 млн рублей. На эти средства в учреждениях отремонтировали кровли, пищеблоки и спортзалы, кабинеты и места общего пользования. В восьми образовательных организациях обновили фасады. Школа должна быть красивой и радовать каждого ребенка, и особенно тех малышей, которых мы встречаем в первый раз.

— А как обстоят дела с безопасностью?

— Начнем с того, что сегодня все школы Челябинска имеют утвержденные паспорта безопасности. Учреждения оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системами вызова пожарной охраны, видеонаблюдения, домофонами, имеют ограждение по периметру. В течение года в образовательных организациях проводятся учебные тренировки по практической отработке действий обучающихся, педагогического и технического персонала в случае возникновения пожара или других чрезвычайных ситуаций. Все учреждения оснащены «тревожными» кнопками, в том числе с выводом сигнала на пульт вневедомственной охраны. Обеспечение безопасности детей в образовательных организациях — это одна из наших первостепенных задач.

— В последние годы в Челябинске сложилась добрая традиция — открывать ко Дню знаний новые образовательные организации. Какие школы построены в этом году и какие еще строятся?

— 1 сентября откроет двери новый образовательный центр № 4 в ЖК «Ньютон», рассчитанный на 1 100 мест.

Новый образовательный центр № 4 в ЖК «Ньютон», рассчитанный на 1 100 мест

Сегодня начато строительство новых зданий школ в микрорайоне «Яблочный» ЖК Чурилово — также на 1 100 мест, и в 27-м микрорайоне Курчатовского района. Кроме того, заключен договор на строительство школы на 1 450 мест в «Парковом», а также ведется подготовка документации для проектирования школы в квартале «Академ-риверсайд» на 1 100 мест.

Ведется подготовка документации для проектирования школы в «Академ-риверсайде» на 1 100 мест

В сентябре планируется ввести в действие после реконструкции здание дошкольного отделения при школе № 12 (пр. Победы, 358В). Также в этом году откроется детский сад в микрорайоне «Ньютон» на 200 мест и будут приобретены помещения для размещения групп детских садов на первых этажах жилых домов в Советском районе. Готовятся документы на передачу в безвозмездное пользование двух зданий ведомственных садов РЖД.

Новый детский сад в «Ньютоне». Также в этом году в микрорайоне откроется еще один детский сад на 200 мест

Ведется проектирование двух детских садов в микрорайонах № 3 («Академ-Риверсайд»), 34 («Тополиная аллея») и в микрорайоне «Яблочный». Также строится учреждение дошкольного образования в микрорайоне № 1 в Чурилово, начато строительство третьего детского сада в ЖК «Ньютон».

Школа в Чурилово. Сегодня начато строительство новых зданий школ в микрорайоне «Яблочный»

— Сколько в этом году зачислено первоклашек?

— Цифра примерно такая же, как и в прошлом году, — в этом году впервые сядут за парты 15 тысяч детей. Для каждого первоклассника есть место, надеемся, что им понравятся наши образовательные учреждения и они будут учиться с удовольствием.

Самая большая школа в «Парковом». В настоящее время заключен договор на строительство еще одной школы в «Парковом» на 1 450 мест

— Все чаще мы стали слышать об образовательных центрах. Что это такое и чем отличаются от школы?

— Конечно, современные образовательные центры отличаются от более чем полувекового фонда зданий школ Челябинска своей архитектурой — это просторные классы и игровые, несколько спортивных и актовых залов, широкие холлы, большие столовые; современное учебное оборудование и оснащенные лаборатории, дошкольные отделения.

Образовательные организации, работающие сегодня в новых микрорайонах, выполняют роль неких социокультурных центров. Это многофункциональные учреждения, которые удовлетворяют потребности растущего и динамично развивающегося жилого массива.

Воспитание ребенка начинается с уровня дошкольного образования: он приходит в детский сад, затем получает начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, параллельно занимаясь в различных объединениях, секциях, кружках. К примеру, в состав Образовательного центра № 2 в «Парковом» входят школа и детский сад. Показательно, что в системе дополнительного образования этого учреждения занимается порядка двух тысяч детей. То есть ребенок получает весь спектр образовательных услуг в одном учреждении.

— Видимо, и оборудование, и кабинеты таких центров не сравнятся с общеобразовательными школьными?

— Да, здания новых образовательных центров, построенных в последние годы, оснащены современными лабораториями и уникальным оборудованием, которые способны сделать образовательный процесс интересным и увлекательным. Наши дети будут жить в новом современном мире, поэтому сегодняшнее образование должно быть несколько другим. Лаборатория — это больше чем учебный кабинет. Здесь ребенок может экспериментировать, проводить научную работу и уже сейчас делать свои первые открытия. Мы должны сформировать те компетенции, которые заставят ребенка всю жизнь учиться и добывать знания, позволят ему адаптироваться в этом мире и получить хорошую специальность.

Несмотря на различия в архитектуре старых и новых зданий, новое образовательное пространство формируется во всей муниципальной системе. Более 40% образовательных организаций всех типов работают в инновационном режиме. Детские сады и школы города имеют статус стажировочных и экспериментальных площадок на уровне Федерации и региона. В нашей системе всегда был мощный ресурс передового опыта. Только по итогам прошлого учебного года 11 образовательных организаций города получили статус федеральных инновационных площадок.

В то же время добавлю, что сегодня нами проводится огромная работа по оснащению уже имеющихся зданий школ современным оборудованием. Во многих образовательных организациях нашего города имеются предметные лаборатории, высокотехнологичные средства обучения.

— С такими чересчур современными детьми учителям порой бывает сложно справляться, и в спорной ситуации они, как правило, остаются крайними. Родители сразу пишут бумажки «куда надо». Каким тогда должен быть современный педагог?

— На мой взгляд, учитель должен быть прежде всего профессионалом в своем деле. Он также должен быть коммуникабельным, любящим свою профессию и детей. Ребенок находится в школе фактически полный день, поэтому сегодня мы стремимся к тому, чтобы ему в школе было комфортно. Но конфликтные ситуации, к сожалению, так или иначе случаются. Конфликты бывают между учителем и родителем, между ребенком и сверстником, даже между родителями. Мало кто знает, но в каждом образовательном учреждении есть конфликтные комиссии, а в каждом районе Челябинска еще и центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Туда можно обратиться и получить бесплатную помощь.

— Про полный день. Многие родители в силу загруженности готовы оставлять свое чадо на продленку. Почему далеко не все школы предоставляют эту услугу?

— В соответствии с законом об образовании эта услуга называется «присмотр и уход за детьми», и ложится она на плечи родителей. Однако не у всех школ имеются необходимые для этого условия. Отмечу, что все больше родителей предпочитают организовывать свободную от уроков половину дня занятиями в системе допобразования. И сегодня такая возможность имеется почти во всех образовательных организациях.

— Чего пожелаете челябинским школьникам?

— Дорогие ребята! Пусть новый учебный год будет наполнен новыми открытиями, яркими событиями и впечатлениями! Будьте решительными и настойчивыми в получении знаний!