Социальные сети

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Пандемия потрясла наши экономику и устои. Кажется, даже вездесущие инфоцыгане несколько затихли — видимо, вырабатывают новые стратегии воздействия на население. И очень вовремя: в 2021 году мы очень нуждаемся в новом манифесте.

В начале нулевых было очень популярно позитивное мышление. «Все зависит от самого человека. Невозможно быть бедным, если ты умный» — вот лозунг той удивительной эпохи.

Время-то было странное. Нефтедоллары на часть простого населения уже чуть-чуть пролились, однако, как регулярно напоминает нам президент Владимир Путин в ходе онлайн-общения с нацией, существовал тогда народ в общем и целом намного хуже, чем сейчас. Платили наемным работникам еще не очень много, а вот жить красиво уже стало модным. На загнивающем Западе пришла эра гламура, страз и джинсов с низкой посадкой. У нас вошли в моду кредиты на телевизор и микроволновку (массовые автозаймы и ипотека пришли чуть позже), за счет этого повышался уровень бытового потребления. Развивались общепит, сфера досуга. Но так как богател народ еще очень постепенно, а, например, бюджетники и вовсе были еще в полнейшей... пятой точке, внутри общества был запрос на удобный конструктив, позволяющий переложить ответственность за жизнь человека исключительно на самого человека. Он и нашелся: ты сам себе во всем виноват и сам себе за все молодец. Все зависит только от тебя! Больше позитива! Этому учили представителей новой модной профессии — менеджера по продажам. На этом сколачивали состояния первые бизнес-гуру.

Я тогда была очень юна, заканчивала университет и только готовилась начать трудовую деятельность. И меня ужасно раздражали и необходимость позитивного мышления (где его взять в регионе, где серое небо — семь месяцев в году; а поездка на море зимой вчерашнему студенту не по карману), и это идиотское утверждение, что все зависит исключительно от самого человека. Ну как зависят от Маши Сидоровой из Тулы или Пети Иванова из Урюпинска природные катаклизмы, крахи финансовых бирж, да элементарно кризис в отдельно взятой экономической отрасли? Как человек может выбрать, в какой семье и среде ему родиться? Как сесть в социальный лифт тем, в чьих странах такого отродясь не ездило? Никак. Все, что человек может и должен — развить то, что ему дано природой и средой, но эти исходники всем распределены по-разному, и делать тут нечего, разве что в бессмысленной ярости грозить кулачком небесам... Поэтому когда в 2008 году обвалился Lehman Brothers и мир тряхнуло по всему экватору, многим (и мне в том числе) подумалось, что вот, наконец, кончится эта эпоха бессмысленно позитивных гламурных нулевых. Сейчас наступит честное время.

Однако тот кризис если и шарахнул по населению, то, на мой субъективный взгляд, довольно мягко. По крайней мере, не так, как следующий — в 2014 году...

Собственно говоря, честное время и наступило после 2014 года. Относительно честное, конечно. Рубль громко шмякнулся, обвалив целые отрасли; зато бурно развивались соцсети, где с помощью фотошопа и фильтров можно было самым дешевым способом создать видимость хорошей жизни. Впрочем, не стоит преувеличивать объемы этого инста-сегмента населения: в большинстве своем мы пользуемся соцсетями довольно бесхитростно и открыто. Народ после черного вторника в конце декабря 2014-го заметно обеднел. Реже стал летать на море зимой, больше денег стал отдавать на обслуживание кредитных обязательств. В моду с середины десятых постепенно входит умеренность: бренды отказываются от меха, женщины — от каблуков в пользу кроссовок. Любая мода — на бодипозитив или здоровое питание — позиционируется прежде всего как экологичная, полезная, направленная на естественность. А популярным лозунгом становится: «Живи сегодняшним днем». Причем именно в таком подтексте: «Не думай о будущем, это бесполезно».

Нет, он как бы и до этого был, конечно, общеупотребляем, этот лозунг. Но именно в эпоху каршеринга, коливинга, конвейера сериалов, продления молодости до 35–40 лет он стал... почти неизбежен, скажем так. Ну как жить будущим, если в 30 лет ты, по сути, вчерашний ребенок? А если еще и небогат? Только и остается, что усиленно радоваться солнышку с утра (или слякоти, дождю, чего уж там выдаст небесная канцелярия), латте из киоска, фоточкам и новым ноготочкам по скидочке; усиленно отметая мысли о том, что, вообще-то, хочется чего-то большего.

Этот лозунг раздражал меня еще больше, чем позитивный «все зависит от тебя». И вот и его времена закончились. Точнее, он сбылся так, что все взвыли.

С марта этого года мы все живем сегодняшним днем. Горизонт планирования — от силы месяц. И это бесит. Это дико выматывает и лишает сил и настроения. Трижды клятый коронавирус напомнил человечеству, что для того, чтобы продуктивно жить сегодняшним днем, просто необходимо иметь планы на будущее. Желательно, чуть более обозреваемое, чем ближайшие выходные или праздники. И совершенно неважно, кто ты — фрилансер, топ-менеджер, блогер, кондуктор, домохозяйка, пенсионер, чайлд-фри, многодетная мать...

Мы все оказались в ситуации, когда от нас зависит пока еще многое, но отнюдь не все (вряд ли кто-то год назад предугадывал, что из Китая придет зараза, которой ранее никто не видывал), а сегодняшний день осточертел до скрипа в зубах. Нам срочно нужны новые идеи, новые схемы, новые способы выпустить пар.

Мне очень интересно, какой новый лозунг подарит нам нынешнее, постковидное десятилетие. Пусть это будет сжатый манифест поколения, умеющего жить честно и открыто. С Новым годом!

Мнение

Интервью

Популярное