Поставляем мы, а зарабатывает Москва?

Сколько миллиардов рублей в Челябинской области приходится на госзакупки и как распределяются деньги

Андрей Ткаченко

Большинство госконтрактов в Челябинской области достается местным поставщикам. Однако «кусочки пожирнее» при этом уходят в Москву. Это косвенное свидетельство данных портала «Госрасходы» Счетной палаты. Ведомство представило «Рейтинг регионального протекционизма». Судя по данным столичных счетоводов, на местных поставщиков приходится 71,7% от всех госконтрактов, однако зарабатывают они уже 54,3% от всех трат.

Справка: Счетная палата формирует «Рейтинг регионального протекционизма» с 2014 года. Для его составления эксперты анализируют контракты по 44-ФЗ и выделяют долю «внутренних» контрактов, то есть заключенных между заказчиками и поставщиками из одного региона.

Если смотреть в разрезе страны, то в целом по итогам прошлого года 65,8% госконтрактов на поставку товаров и услуг региональные власти заключали с поставщиками из своего региона. Самая высокая доля «внутреннего» госзаказа в Чечне, Татарстане и Дагестане. В Чечне — почти 90% госконтрактов в 2019 году заключалось с местными поставщиками, в Татарстане на долю «внутренних» приходится 85,4% госконтрактов, а в Дагестане — 77,6%.

Как выглядит Челябинская область?

Если смотреть по количеству договоров, заключенных с поставщиками из Челябинской области, то порог в 70 процентов превышен. А значит работаем преимущественно с местными. Доля внутренних контрактов по количеству:

  • Челябинская область — 71,7 % и 68 642 контрактов
  • Свердловская область — 7,8 % и 7 434 контрактов
  • Москва — 5,9 % и 5 652 контрактов
  • Остальные регионы: 14,6 % и 12 607 контрактов

Но в денежном исчислении картина уже совсем иная. Челябинская область за пять лет «потеряла» почти 20 процентов заработков. В 2014 году на местных поставщиков приходилось 72,1% всех денег по контрактам, а по итогам 2019 этот показатель — 54,3%. В общей сложности по челябинским предприятиям разошлось почти 62 государственных миллиарда. Вот как выглядят показатели:

  • Челябинская область — 54,3 % и 61,7 миллиардов рублей
  • Москва — 23,6 % и 26,8 миллиардов рублей
  • Свердловская область — 5,4 % и 6,1 миллиард рублей
  • Остальные регионы — 16,8 % и 17,9 миллиардов рублей

Челябинским поставщикам достается больше контрактов, но прибыль за 5 лет снизилась

Интересно получается: по количеству контрактов на Москву приходится около 5% от всех госзаказов, но в рублевом эквиваленте столица России забирает себе при этом почти четверть. То есть, если упростить статистику до примитивного и поделить сумму на количество контрактов, то, получается, что каждому челябинцу, прикоснувшемуся к миру госзакупок, досталось в 2019 году в среднем почти по 900 тысяч (899 872) рублей. В случае с «нерезиновой» цифра несоизмеримо выше: 4 миллиона 742 тысячи 259 рублей. Напрашивается вывод, что наши предприятия хоть и поставляют больше, но зарабатывать стали меньше.

Почему так?

«Изменение структуры заказов является наглядной иллюстрацией тех проблемных процессов которые развивались в последние годы в финансово-экономической сфере региона, — считает экономист Сергей Гордеев, — это вначале создание особых условий и преференций „для своих“ — аффилированных фирм. Следствием является ограничение конкуренции и создание искусственных монополий. Именно по таким контрактам из региона уходила основная масса денег. Остаточный принцип распределения контрактов для местного бизнеса тут очевиден. Далее соответственно следует целый шлейф проблем, в том числе: свертывание местного бизнеса, уход в другие регионы, и далее»...

Однако, не стоит забывать, что при анализе специалисты Счетной палаты опирались на 44-й ФЗ. А он не подразумевает принципа «свои/не свои, местные/не местные». Кто готов выполнить контракт по лучшим условиям, тот его и получает. И такой подход приветствуют в антимонопольной службе.

«Конституцией РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Антимонопольный орган контролирует соблюдение Закона о контрактной системе при проведении государственных и муниципальных закупок. Закон направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки. При этом при проведении закупок создание каких-либо преимущественных условий для местных компаний или компаний из других регионов не предусмотрено. Более того, такие действия со стороны заказчиков могут противоречить принципам честной конкуренции.

Государственные и муниципальные заказчики для привлечения внимания местных производителей и поставщиков могут информировать такие организации о проведении тендеров, приглашать к участию. Но каких-либо специальных мер не предусмотрено», — рассказывает «Челябинскому обзору» руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова.

Анна Козлова: Для обеспечения конкуренции участники закупки должны находится в равных условиях

К слову, есть и объективные причины, почему по тем или иным закупкам деньги «утекают» в другой регион. Если рассуждать обывательски: взять, например, телевизоры. Ну если не собирают их у нас, как можно по минимальной цене их взять? Есть, конечно, перекупщики, но они закладывают и свою маржу. Так что выгодные условия может предложить только производитель. Другое дело, если местные подрядчики хотят посильнее «навариться» или, напротив, забирают себе контракт, а должное его исполнение не обеспечивают. В итоге и приходится связываться с поставщиками из других регионов. С этим согласен и преподаватель экономического факультета Челябинского государственного университета Илья Данилов

«Прежде всего, необходимо отметить, что любой подобный количественный рейтинг для правильной экономической оценки объективности и обоснованности необходимо дополнять качественным анализом, который показывает: какие контракты, специализация которых находится в Челябинской области „ушли“ в соседние области и дальние регионы. То есть нужно посмотреть контракты, которые наша область экономически необоснованно „упустила“. Взять, например, строительство и ремонт дорог. Ведь мы понимаем, что пригнать дорожную технику из другого региона, рабочих (с суточными и размещением) — это должно быть на порядок дороже, чем использовать имеющиеся у наших дорожников ресурсы. Вот по таким и аналогичным контрактам и должны возникать вопросы экономической и политической целесообразности. В остальном — у разных регионов есть своя специализация, и она позволяет выигрывать контракты за счет более высокого качества при меньшей цене. Это вполне оправдано и допустимо. Тем более, что в настоящее время, насколько я понимаю, региональные власти как раз и озабочены подобным анализом и тем, как привлекать сторонние организации только в тех контрактах, которые эффективнее будут исполнены „варягами“», — говорит специалист.

Посмотреть контракты заказчиков Челябинской области можно здесь.

Непонятно, почему при наличии техники, сырья и компетенций у местных поставщиков привлекаются специалисты из других областей

А что наши соседи?

Свердловская область

У свердловчан, если отталкиваться от числа контрактов, то процент и количество достающихся «своим» даже поменьше, чем у нас. Вот как выглядит статистика:

  • Свердловская область — 70,3 % и 60 256 контрактов
  • Москва — 7,1 % и 6 081 контрактов
  • Московская область — 3,6 % и 3 082 контракта
  • Остальные регионы — 19,0 % и 14 929 контрактов

Однако, деньги при этом в регионе по большей части и остаются. Это свидетельствуют цифры, как в процентном, так и рублевом соотношениях.

  • Свердловская область — 66,5 % и более 105 миллиардов рублей
  • Москва — 8,7 % и почти 14 миллиардов рублей
  • Санкт-Петербург — 8,4 % и около 13 миллиардов рублей
  • Остальные регионы — 16,5 % и примерно 24 миллиарда рублей

Курганская область

А вот курганским компаниям в регионе не шибко разгуляться. Вроде бы и берут больше половины заказов:

  • Курганская область — 57,9 % и 11 644 контракта
  • Москва — 12,0 % и 2 416 контрактов
  • Свердловская область — 8,3 % и 1 661 контракт
  • Остальные регионы — 21,8 % и 4 352 контракта

Но в регионе при этом остается меньше половины средств. На долю местных поставщиков приходится 49 процентов. А на втором месте (как и в большинстве регионов, кстати) опять столица России. Крупнейшие регионы-поставщики территории в 2019 году:

  • Курганская область — 49,0 % и 11 миллиардов рублей
  • Москва — 17,9 % и 4 миллиарда рублей
  • Свердловская область — 8,7 % и около 2 миллиардов рублей
  • Остальные регионы: 24,4 % и порядка 5,5 миллиардов рублей

Республика Башкортостан

Местные фирмы отвоевали себе в прошлом году не только большинство контрактов, но и средств.

Доля контрактов по количеству:

  • Респ. Башкортостан — 76,3 % и 73 657 контрактов
  • Москва — 10,4 % и 10 081 контракт
  • Санкт-Петербург — 1,3 % и 1 224 контракта
  • Остальные регионы — 12,0 % и 10 546 контрактов

Доля контрактов по сумме:

  • Респ. Башкортостан — 65,1 % и почти 101 миллиард рублей
  • Московская область — 12,1 % и около 19 миллиардов рублей
  • Москва — 6,3 % и порядка 10 миллиардов рублей
  • Остальные регионы: 16,5 % и 25 миллиардов рублей