Зритель на вес золота

Сколько кинотеатры Челябинска теряют денег на фоне распространения коронавируса

Кино теперь только дома, онлайн. Миска с попкорном исключительно домашнего производства рядом на диване. «Спасибо» коронавирусу. Кинотеатры в Челябинске закрыты. Сопротивлялись до последнего, пока не прозвучал прямой приказ: «избушку на клюшку». Оно и понятно, прибыль терять неохота. А какую, кстати?

Скажу прямо: подсчеты весьма приблизительные. Не потому что лень, не потому что гуманитарий и не потому что вышел на формулы, решаемые лишь инженерным калькулятором. А потому, что при подготовке материала был направлен запрос абсолютно во все кинозалы, функционирующие (да простят мне эту формулировку) в Челябинске. А именно:

  • «Мегаполис»: КРК «Мегаполис», ТРК «Алмаз», «Фокус»
  • «Киномакс»: ТРК «Урал», «Родник»
  • «Синема парк»: ТРК «Горки»
  • «Никалэнд»: ТРК «Гагарин Парк»
  • «Знамя»
  • «Импульс»

Чтобы не перегружать форму, вопросы были составлены для всех одинаково:

  • Каково общее количество кинотеатров вашей сети, функционирующей в Челябинске?
  • Каково количество залов в каждом кинотеатре?
  • Какова вместительность залов (количество мест в каждом)?
  • Средняя заполняемость зала (в процентах, количестве людей). Разбивка по будням и выходным дням.
  • ​Какое количество фильмов в среднем демонстрируется ежедневно? Сколько раз в день идет повтор одного и того же фильма?

Не считаю, что это какая-то коммерческая тайна. Если бы кинозалы продолжали работать, то эту информацию можно было бы легко добыть, прогулявшись по сайтам заведений. Либо непосредственно по самим кинотеатрам. Что я в итоге получил? Шесть запросов и ноль ответов. Ноль. Ни одна организация не откликнулась. При том, что у каждого заведения есть некое подобие пресс-службы (отдел маркетинга, служба продвижения, специалист по взаимодействию и т.д.), а все запросы были направлены на фирменном бланке «Челябинского обзора», заверенном печатью и подписью главреда (то бишь автора этого материала). Поэтому считаем из того, что есть. И пусть потом на нас не обижаются.

ДЦ «Импульс» (Металлургический район)

Кинотеатр в досуговом центре «Импульс» после реконструкции заработал в прошлом году. Его деятельность возобновили с помпой: Алексей Текслер приехал в компании Вадима Евдокимова и Натальи Котовой, журналистов нагнали, оскароносного «Джокера» показали. Вскорости, правда прокуратура обнаружила серьезные неисправности в системе пожаротушения. Но к нашему делу это не имеет никакого отношения. Нам количество мест, сеансов, стоимость билетов.

«Обновленный зал рассчитан на 600 зрителей», — читаем мы в релизе пресс-службы

Что интересно, судя по информации на сайте, кинотеатр продолжает работать Я, честно, не знаю, ошибка ли это модераторов, либо учреждение и впрямь не закрыто. Возможно, прояснить вопрос мог бы администратор. Однако по указанному телефону (+7 (351) 721-04-34) трубку при звонке никто не снял. Будем считать, что все-таки на сайте не вполне актуальная информация. Зато это позволит посчитать количество сеансов, что нам только в помощь.

Итак, если бы «Импульс» работал, что бы нам удалось посмотреть в апреле?

Информации о цене билетов нет на сайте. Но нашлись данные на 19 марта в официальной группе кинотеатра в соцсетях.

  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/10.00/120 руб.
  • Вперед/6+/3D/11.50/150 руб.
  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/13.50/160 руб.
  • Бладшот/16+/2D/15.40/170 руб.
  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/17.40/190 руб.
  • ​Номер один/12+/2D/19.30/200 руб.

Зал «Импульса» способен вместить 600 человек

Теперь вроде бы осталось просто умножить стоимость билетов на количество посетителей. Но мы не знаем, сколько зрителей посетили во время работы кинотеатры. Тем не менее, понимаем, что разбег может быть колоссальным. Одно дело — мультфильм в 10 утра, который в прокате уже не первую неделю, другое — потенциальный блокбастер, который вполне может и полный зал собрать. Поэтому придется довериться цифрам аналитиков, которые говорят, что средняя заполняемость кинозала в стране составляет 14 процентов. От 600 мест в зале «Импульса» тогда получится 84 зрителя. Сколько это в деньгах?

  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/10.00/120 руб. — 10 080 руб.
  • Вперед/6+/3D/11.50/150 руб. — 12 600 руб.
  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/13.50/160 руб. — 13 440 руб.
  • Бладшот/16+/2D/15.40/170 руб. — 14 280 руб.
  • Тролли. Мировой тур/6+/3D/17.40/190 руб. — 15 960 руб.
  • ​Номер один/12+/2D/19.30/200 руб. — 16 800 руб.

Таким образом, дневная недополучка «Импульса» в условиях пандемии по нашим подсчетам составляет 83 160 рублей. И это без учета возможностей заработать на дополнительных услугах: попкорн, напитки. Плюс киноцентр делал комплексные предложения для детей: совместно с игровым клубом готовили программу, включающую в себя мастер-класс, карамельный попкорн, игровые элементы, ну и, собственно говоря, показ нового мультфильма. Оценивался этот «пакет» в 200 рублей с человека. Сейчас и этот вид получения прибыли устремился в топку.

МБУК «Кинотеатр «Знамя»

Один из старейших кинотеатров Челябинска. На сайте указано, что впервые двери здесь распахнулись в 1910 году. Но в исторический экскурс вдаваться не будем (тема статьи все-таки другая), а перейдем сразу к дням сегодняшним. А сегодня, если опять-таки отталкиваться от представленной на портале информации, фильмы для зрителей в показе. Такие же данные и в соцсетях (в СМИ нельзя ставить смайлы, а жаль, тут бы они пригодились).

Судя по данным на сайте кинотеатра, с 10 апреля фильмы челябинцам показывают

При попытке забронировать билет, что логично, происходит отказ. Потому что кинотеатр действительно не работает. Так что смотрим, что показывали в кинотеатре на Кировке до закрытия:

Расписание на 23 марта:

  • 09.00 ВПЕРЕД 6+ 3D 100 руб.
  • 11.00 Тролли. Мировой Тур 6+ 3D 110 руб.
  • 12.40 Номер Один 12+ 2D 120 руб.
  • 14.25 Отель Белград 12+ 2D 130 руб.
  • 16.30 Тролли. Мировой Тур 6+ 3D 140 руб.
  • 18.10 Тролли.Мировой Тур 6+ 3D 150 руб.
  • 19.50 БЛАДШОТ 16+ 2D 150 руб.
  • 21.50 БЛАДШОТ 16+ 2D 150 руб.
  • 23.50 Человек — Невидимка 18+ 2D 100 руб.

Зал у «Знамени» также один. В отличие от «Импульса», меньше в пять раз. Но и проходимость на Кировке, думается, будет поинтенсивнее: все же самый центр города, пешеходная зона. Поэтому автору кажется, что оценивать заработок от кинопроката по формуле загрузки зала на 14% не вполне объективно. Но другого не дано. Поэтому по средним подсчетам зал на каждый сеанс (без учета премьер опять-таки) заполняется на 17 человек. И сколько бы в итоге тогда удалось заработать, сохранив репертуар и частоту выходов?

  • 09.00 ВПЕРЕД 6+ 3D 100 р — 1 700 руб.
  • 11.00 Тролли. Мировой Тур 6+ 3D 110 р — 1 870 руб.
  • 12.40 Номер Один 12+ 2D 120 р — 2 040 руб.
  • 14.25 Отель Белград 12+ 2D 130 р — 2 210 руб.
  • 16.30 Тролли. Мировой Тур 6+ 3D 140 р — 2 380 руб.
  • 18.10 Тролли. Мировой Тур 6+ 3D 150 р — 2550 руб.
  • 19.50 БЛАДШОТ 16+ 2D 150 р — 2 550 руб.
  • 21.50 БЛАДШОТ 16+ 2D 150 р — 2 550 руб.
  • 23.50 Человек — Невидимка 18+ 2D 100 р — 1 700 руб.

На выходе получается скромная сумма в 19 550 рублей, что с одной стороны (повторюсь) не кажется достоверными данными. Сомнение еще усиливается, когда начинаешь мониторить соцсети. В «Знамени» что ни запись, то уйма комментаторов (до времен самоизоляции). В «Импульсе» то ли модератор ведет ее для проформы, то ли ботов нагнали. В общем, активность в этих двух группах не сравнить. Ради приличия сравним записи за один и тот же день.

Послесловие

Чем отличаются кинотеатры, которые мы рассмотрели, от тех, которые остались за кадром? Тем, что это самостоятельные учреждения. Сюда же можно отнести кинотеатр им. Пушкина, у которого вообще особый зритель, предпочитающий специфический репертуар. Остальные кинозалы — придатки торговых комплексов. Отсюда две разные истории и экономики. В первом случае люди сознательно собираются в кинотеатр и идут, например, в «Импульс». Во втором случае челябинцы, конечно, тоже могут пойти в кинозалы сознательно, а могут ведь и спонтанно. Поехал за покупками в гипермаркет (а эта история у челябинцев популярна, в минувшие выходные автор заметил на парковке перед «Родником» такое скопление машин, как будто подавляющая часть магазинов и не закрывалась вовсе), тут же решил закинуть детей в детскую комнату, а сам — смотреть фильм. Так что проходимость кинозалов в торговых комплексах автору кажется более высокой, нежели в самостоятельных кинотеатрах.

Плюс давайте не забывать, что мы говорим о средней заполняемости зала. Конечно, премьеры и блокбастеры собирают 100%. А это уже совсем другие цифры и подсчеты. Поэтому к этой истории мы вернемся еще раз. И уже по более положительному поводу. Когда закончится период самоизоляции и люди вернутся к привычному образу жизни, наверняка кинозалы на отсутствие посетителей жаловаться не будут. Так что посчитаем: «сколько с уходом коронавируса челябинские кинотеатры заработают». Правда, при условии, что со СМИ они будут контактировать не в пример охотнее...