Для братьев наших меньших

Сколько денег челябинцы тратят на услуги ветеринарных врачей

vet-trexgorka.ru

Когда заболевает ваш домашний любимец, вы не пожалеете ни времени, ни денег — лишь бы ему помогли. Сколько зарабатывают челябинские ветеринарные клиники и что из себя представляет рынок ветеринарных услуг города — в материале «Челябинского обзора».

На самом деле, частный ветеринарный бизнес существовал еще во времена позднего Советского Союза — уже тогда некоторые ветврачи наряду со своей основной работой еще и «немножечко шили», помогая частным образом поставить прививку, купировать уши щенку, а то и принять роды или стерилизовать животное. Особенно ценились специалисты с опытом работы в цирке или зоопарке — отчего-то считалось, что уж если ветеринар оперировал тигров, то с домашним котиком точно все будет хорошо.

Спустя 30 лет практически ничего не изменилось — люди все так же прежде всего ищут «своего», семейного ветеринара.

«У меня есть случаи, когда ко мне водили своих животных семьи, а сейчас своих животных водят дети этих людей, — рассказывает один из самых известных ветеринарных врачей Челябинска Карен Даллакян. — По-прежнему имя и репутация врача играет очень большую роль. Иногда — бОльшую, чем возможности ветеринарной клиники».

А еще, говорят ветеринары, их дело — одно из самых стабильных и не подвержено падению ни в какой кризис. Люди любят своих домашних питомцев, причем настолько, что готовы сами ужаться в расходах, но потратить необходимые деньги на то, чтобы их любимцы выздоровели.

Сам рынок ветеринарных услуг в Челябинске, как выяснилось в ходе нашего исследования, во многом находится в зачаточном, стихийном состоянии.
Судите сами — в Челябинске даже приблизительно не знают, сколько домашних животных содержат горожане. Нет ни реестра, ни каких-либо исследований. По оценкам Карена Даллакяна, около 70 процентов семей в городе держат у себя в доме или квартире как минимум одно животное. Чаще, конечно, кошек или собак, хомячков или попугайчиков. Но встречаются и редкие, экзотические животные, вплоть до змей, крокодилов или крупных хищников. В общей сложности, считает Даллакян, можно вести речь о сотнях тысяч животных.

Конкуренция среди ветеринаров, вроде бы, довольно серьезная — сервис 2ГИС находит в Челябинске 67 ветеринарных клиник и кабинетов, около десятка из которых — филиалы крупных учреждений. Ветеринарные учреждения есть едва ли не в каждом микрорайоне города. А иногда врачи принимают посетителей на территории зоомагазинов.

Плюс по словам сразу нескольких ветеринарных врачей, в Челябинске по-прежнему есть те, кто лечит (или «лечит») животных на дому или у себя в квартире, не имея даже элементарной клинической базы или хотя бы небольшого кабинета.

«Еще иногда продажей медикаментов, лекарств, а то и постановкой прививок занимаются те, кто разводит породистых кошек или собак, — жалуется Карен Даллакян. — При этом ветеринарами эти люди не являются».

По большому счету, несмотря на потенциальную клиентуру в 70 процентов семей челябинцев, действительно крупный бизнес на этом рынке пока не присутствует. Из 67 ветеринарных учреждений бОльшая часть — относительно небольшие клиники, которые скорее можно назвать веткабинетами. Менее десятка по всему городу — достаточно крупные учреждения, обладающие неплохой материально-технической базой. И лишь несколько обладают возможностью самостоятельно делать анализы, или, скажем, сделать рентгеновский снимок.

«Зайти на рынок новичку сейчас довольно непросто, — рассказывает Карен Даллакян. — Прежде всего, нужно найти подходящее помещение, купив его или взяв в аренду. Затем — обеспечить чистоту, оборудовать кабинет. Как минимум — помещение для первичного осмотра, смотровой стол, операционный стол, шкафы, холодильники для хранения препаратов, инструменты, свет, клетки для содержания прооперированных животных и так далее. Все это — серьезные расходы».

Плюсом к этому, по его словам — зарплаты врачей и персонала, налоги, компьютер и программное обеспечение для ведения документооборота.

Если же речь идет о создании крупной клиники, которая, например, сможет брать и самостоятельно делать анализы и осуществлять рентгеновские исследования, то траты вырастут кратно: нужно дорогостоящее оборудование, помещение под рентгенкабинет — вообще особый случай, оно требует специального оснащения и отдельного лицензирования. А еще — траты на специалистов, имеющих квалификацию для такой работы, траты на их постоянную переподготовку и так далее.
«К тому же, — уточняет Даллакян, — практика показывает, что наши люди очень осторожно относятся к появлению новичков на рынке, а значит, нужны серьезные и длительные вложения в продвижение и рекламу, а также как минимум первое время — держать на минимуме стоимость услуг».

Говоря о выручке и объеме бизнеса, опрошенные нами ветеринары как один отказывались называть цифры публично.

«Многое зависит от того, веду ли я прием лично, или же кто-то из моих помощников, — признается владелец небольшой ветеринарной клиники. — Разница в числе посетителей — в разы».

«В среднем в таких клиниках, как наша, бывает в день до 15–20 человек, — признается ветеринарный врач, работающий в одной из клиник на северо-западе Челябинска. — Но иногда бывает меньше, а иногда — больше, доходит до 40–50».

Примерно эти же цифры называет и Карен Даллакян, уточняя, что в крупных ветклиниках поток клиентов значительнее. Кроме того, еще больше клиентов у тех клиник, что работают круглосуточно.

Что касается «среднего чека» — все очень по-разному.

Пройдясь по нескольким клиникам города, мы обнаружили, что почти все они жестко завязаны на зообизнес в более широком его понятии. Почти всегда в клинике можно не только осмотреть животное, получить консультацию врача или же пройти необходимые процедуры или операции, но и тут же купить необходимые лекарства или препараты, которые назначил ветеринар, корм, и прочие сопутствующие товары — лоточки, клеточки, когтеточки, поводки и так далее.

С одной стороны, это, наверное, удобство для посетителей. С другой...

«Конечно, мы идем на определенные маркетинговые уловки, ведь наша задача состоит в том, чтобы клиент оставил у нас по возможности побольше денег», — уверяет представитель одной из клиник Челябинска. В этом случае, казалось бы, даже рядовой визит на консультацию или прививку может обойтись обладателю животного в приличную сумму, значительную часть из которой составят «сопутствующие» траты. Тем более что иногда доход персонала состоит из окладной части и процента от выручки...

Что же до ценников, то они тоже различаются, и довольно сильно.

Простая консультация рядового врача — от 200 рублей. Чем врач квалифицированнее и известнее — тем дороже. Консультация квалифицированного «узкого» специалиста (ортопед или офтальмолог) — до 1 000 рублей.

Кастрация котов — от 600 до 3000 рублей, стерилизация кошек — от 800 до 3 000 рублей и выше. У собак схожие процедуры оцениваются в зависимости от массы животного.

Очень много зависит от квалификации специалиста.

В остальном — все зависит от конкретной болячки или болезни. Значительная часть из них, кстати, носит сезонный характер. Так, летом у животных часто находят клещей, зимой случаются обморожения и так далее.

Подытоживая и перемножая полученные данные, можно предположить, что ежемесячная выручка стандартной для Челябинска небольшой ветеринарной клиники (кабинета) может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Годовой оборот — до 4–7 миллионов. Крупные клиники выручают в разы больше — вплоть до нескольких миллионов в месяц. Подсчитать выручку полулегальных «ветеринаров на дому» и прочих «специалистов» вряд ли возможно.

Учитывая наличие в Челябинске нескольких крупных клиник и около полусотни небольших, и перемножив на их количество вероятную выручку, вполне можно предположить, что в совокупности челябинцы тратят на это порядка полумиллиарда рублей в год.

Все опрошенные нами эксперты считают, что в ближайшие годы рынок ветеринарных услуг начнет меняться. Прежде всего — за счет концентрации, появления новых крупных игроков (возможно — федеральных) или укрупнения кого-то из местных.

«Будущее — прежде всего за крупными клиниками, которые будут обладать необходимой материально-технической базой, квалифицированным персоналом и будут способны оказать весь комплекс необходимых услуг, как говорится, „в одном окне“», — считает Карен Даллакян.

Впрочем, это не означает, что небольшие клиники и веткабинеты в формате «у дома» исчезнут. Как минимум первичную диагностику и первичную помощь они вполне способны оставить за собой, ведь они просто ближе к людям географически, да и врачи уже давно «свои».