Ради этих картин стоит сходить в музей

Шедевры, которые нужно увидеть в Челябинске

Андрей Ткаченко

В Челябинском музее изобразительных искусств выставлены картины из Государственного музея истории религии. «Челябинский обзор» выбрал несколько шедевров мировой живописи и немного узнал об их истории и сюжетах.

В семье Девы Марии и плотника Иосифа Иисус появился на свет. Земная семья стала Святым Семейством. В размышлениях мистиков и поучениях церковных проповедников она превратилась в этический идеал для реальной земной семьи. Святое Семейство рассматривается богословами как Земная Троица, отражение Троицы Небесной.

Святого Иосифа богословы трактуют как олицетворение Бога-Отца, Иисуса — как Сына, посланного в мир, Деву Марию — как олицетворение Святого Духа, ибо она есть «живой храм». Особое почитание Святого Семейства в католицизме, в частности, связано с тем, что этот один из самых популярных сюжетов в западноевропейском искусстве тесно связан в народном благочестии с поклонением Младенцу Иисусу.

Джироламо Денти провел в мастерской Тициана всю свою жизнь как скромный и верный помощник. Он настолько хорошо усвоил манеру и живописные приёмы своего учителя, что Вазари называет его «Джироламо ди Тициано», а биограф Тициана Ридольфи пишет, что тот не смог бы довести до конца многие картины, если бы не помощь учеников, в особенности Джироламо, многие картины которого сходили за работы самого маэстро.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем
Франческо Паскуччи (1748, Турин — после 1803, Рим)
Римская школа, 1782 г.
Холст, масло

Традиционная со времен Возрождения и Рафаэля иконография сюжета и стилистика в духе неоклассицизма Помпео Батони говорят о Франческо Паскуччи как представителе нового течения в римском искусстве конца XVIII века. Очевидно, что Паскуччи в качестве образца использовал картины Помпео Батони на сюжет «Святое Семейство».

Самой близкой по композиции и классицистической трактовке является картина Помпео Батони «Святое Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» 1777 года. Однако здесь сцена показана в интерьере, в то время как Паскуччи изображает её в пейзаже, как это делали итальянские мастера, начиная с Возрождения и Рафаэля.

Пейзажный фон — морской вид с башней и аркадой — повторяется в двух картинах Паскуччи «Прибытие Елены в Трою» и «Батальной сцене» («Битва у Пизы»). Картины также подписаны и датированы 1788 годом. На пейзажном фоне всех трех картин изображено устье реки Арно и галеры с крестом города Пизы.

Монах и монахиня
Неизвестный голландский художник XVII в.
Холст, масло

Сюжет картины являет любопытный пример светского переосмысления благочестивой истории. В основе лежит рассказ о так называемом чуде в Харлеме, согласно которому монахиню, обвиненную в тайном рождении ребенка, должен был подвергнуть испытанию монастырский священник. Дабы удостовериться, не является ли она кормящей матерью, он дотронулся рукой до ее груди, но вместо ожидаемого молока брызнуло вино. А поскольку оно является одним из элементов таинства причастия, то это доказывало не только ложность обвинения, но и глубокую веру монахини.

Однако со времени Реформации в Голландии этот сюжет стал наполняться сатирическим содержанием.

Тайная вечеря
Германия, XIX в.
Холст, масло

Традиция изображения Тайной вечери появилась в раннехристианские времена. Обычно изображаются двенадцать апостолов во главе с Иисусом Христом, празднующие ветхозаветную Пасху. Такие картины до сих пор помещают над Царскими Вратами в церкви.

На Тайной вечере Христос установил обычай причастия вином и хлебом (Кровью и Телом), установил Новый Завет в ознаменование появления Христианской церкви. Сюжет имел широкую популярность в искусстве Ренессанса, который уделял особое внимание изображению Спасителя.

Искусство Западной Европы дало множество устойчивых композиционных схем на данную тематику, особенно распространенных в XIX веке. Это связано с возросшим интересом к самой личности Христа, вызванным появлением многочисленной религиозной литературы мистического характера

Сама символика Тайной Вечери и евхаристии (причастия) тесно связана с религиозной символикой и традициями Ветхого Завета. С древнейших времен у многих народов практиковались священные братские трапезы — единение людей друг с другом и с Богом.

Подобно тому, как во время принятия пищи человек причащается с силами природы, так и в евхаристической трапезе верующие приобщаются к Христу, образуя через Него и в Нем одно тело и одну душу.