В Челябинске деятельность маршруток постоянно оказывается в центре внимания. Хорошего в ржавых развалюхах и так немного, а постоянные аварии — даже те, в которых водители не виновны — вызывают еще больше ненависти у горожан. Когда будет достигнута точка кипения? Ждут ли перевозчиков реальные наказания за нарушения правил?
Врезавшаяся в бетонное ограждение маршрутка с пассажирами — очередная история снова взбудоражила челябинцев. Горожан довели — любая авария с участием нашего «любимого» вида транспорта воспринимается остро и болезненно. И впору в очередной раз провозглашать громкие лозунги: «Долой маршрутки!» — вот только просто так от них не избавиться. По крайней мере, сразу. Добираться людям до работы/учебы/магазинов надо, деньги на личный автомобиль или такси есть не у всех, заменить все частные «ГАЗели» и ПАЗики другими видами транспорта — мысль, прямо скажем, утопическая.
Людей это, впрочем, не смущает. Большинство уверенно «голосует» против маршруток. Причем мы опросили тех, кто ими пользуется постоянно.
— Я сама только на маршрутках и езжу. Но мнение мое: от них надо избавляться. Надо увеличивать автобусный парк. И это не мои проблемы — где взять столько денег, — сурово заявляет жительница города Ирина. — Вообще, многие города отказываются от этого. Что далеко ходить — Екатеринбург. Ни одной маршрутки не видела за два дня. Они, конечно, есть, но их в разы меньше. Основной акцент — на трамваях, троллейбусах и автобусах. Я готова потерпеть неудобства ради отказа от маршруток. Чистый воздух и экология важнее.
Аргументы «за», впрочем, тоже нашлись. Но связаны они исключительно с вопросом транспортной доступности.
— На маршрутках езжу ежедневно — другой транспорт из Ленинского района до моей работы попросту не ходит, — делится другая челябинка. — Заметила, что не все маршрутки плохи — похоже, все зависит от перевозчика. Бывают хорошие вежливые водители, чистые салоны и аккуратное вождение. А есть те, кому нужно всех обогнать, подрезать, чтобы собрать побольше мелочи. У таких водителей все пассажиры летают по салону. Не так давно ехала в ПАЗике, который заглох дважды, причем один раз — на крупном перекрестке. Началась паника — не очень-то хотелось выходить на оживленную дорогу. Но водитель все-таки завелся «с толкача», и с божьей помощью мы докатились до моей остановочки.
— При условии, что никакой альтернативы нет (то есть общественного транспорта), маршрутки — хоть какой-то выход, — согласна с предыдущей респонденткой горожанка Алла. — Там, где я живу, кроме маршруток и трамваев ничего нет. Трамваи ходят не везде. Да и маршрутки — не по всем направлениям. Более того, иногда создается впечатление, что мы живем в деревне. Потому что в те же выходные после девяти вечера никуда не уедешь. Ни на чем.
В городском ГИБДД, куда мы обратились за статистикой, маршрутки от других видов транспорта не отделяют. Но мы же понимаем, что не троллейбусы с автобусами чаще устраивают беспорядки на дорогах.
Сегодня в городе утверждена маршрутная сеть, которая включает в себя 118 маршрутов, из них автобусных — 82. «Автобусные маршруты включают 25 маршрутов, обслуживаемых муниципальным транспортом, и 55 маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками, 2 маршрута не обслуживаются.
При заключении договоров на обслуживание маршрутов заявлено 240 муниципальных автобусов, 185 троллейбусов, 204 трамвая, 1 385 автобусов частных перевозчиков», — отмечают в ГИБДД.
Показатель |
8 месяцев 2019 года |
Аналогичный период прошлого года |
Количество ДТП по вине водителей пассажирского транспорта |
86 |
101 |
Погибло |
0 |
4 |
Ранено |
138 |
150 |
Вот лишь самые громкие инциденты с маршрутками в последние месяцы:
- Страшная авария в Ленинском районе обсуждалась громко. Та самая, в которой автокран протаранил три маршрутки. И винить ПАЗики тут сложно, ведь это у грузовика отказали тормоза. Но все мы знаем, как маршрутки любят «толкаться» на остановке, отвоевывая у конкурентов пассажиров и прибыль. В любой ситуации, подобной этой, пойдет реакция, словно у костяшек домино — одна маршрутка влетит в другую, та — еще в одну, и пострадает сразу много людей.
- Та самая резонансная авария с участием 78-й маршрутки. Микроавтобус на Комсомольской площади врезался в бетонную опору, ограждающую станцию метро. В ДТП пострадали 13 пассажиров. Маршрутное такси № 78 принадлежит компании «Автолайн». Какая реакция на аварию? 78-ки все также спокойно колесят по городу. Видимо, попасть в серьезное ДТП — не повод для санкций вплоть до отмены лицензии. Конечно, тогда курсировать по улицам города будет просто некому. И все же — доколе это будет продолжаться?
- А помните ДТП с опрокинувшимся микроавтобусом на Северо-Западе? Водитель, торопясь, вылетел на перекресток на «красный». Его и протаранила в бок летящая легковушка. Тогда пострадали семеро пассажиров, могло бы быть и больше. Авария произошла вечером, когда час пик уже закончился. Чем обернется такое с маршруткой, забитой под завязку?
И даже если водитель правил не нарушал — учитывая, сколько маленьких неустойчивых машин носится по городу, легко понять: почти любая поездка на них становится захватывающей лотереей.
Да даже если без аварий — поездка в трясущемся, грязном салоне, иногда с дырами в полу, поцарапанными и шатающимися сидениями оставит мало приятных впечатлений. Да еще и вечные «дергания». Стоять нормально невозможно, на каждом торможении ты рискуешь впечататься в соседа по несчастью, поручень или дверь. И так день за днем...
Маршрутки постепенно из города все же планируется вытеснять. К счастью, первые «навороченные» автобусы — те, которые экологичные, на газе, с Wi-Fi и USB-зарядками — выходят в рейс в эту пятницу. Не за горами и вторая партия — по плану, 11 новых автобусов выйдут на маршрут № 64 в ближайшее время. Так до конца года парк постепенно и обновится. Маршруток, впрочем, меньше не станет, но у горожан хотя бы появится больше альтернативных видов транспорта.
Впрочем, немного безопаснее городской трафик призваны сделать выделенные полосы для общественного транспорта. Три таких участка уже успели навлечь недовольство со стороны заядлых автомобилистов — мол, вызывают заторы. «Выделенки» — такие манящие, пока еще ровные — расположились на протяжении улиц Северо-Крымской, Труда, Энгельса. В будущем их станет больше.
— Сейчас на этих улицах выделены три участка, на которых с помощью разметки нанесены и определены зоны, где организовано приоритетное движение общественного транспорта, — рассказал замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — Отмечу, что легальные маршрутки также входят в понятие общественного транспорта, им можно двигаться по этим полосам.
Получается, маршрутки по-прежнему будут гонять по улицам, да теперь еще и по специально отведенным участкам. Однако при уменьшении участников движения на отдельно взятой полосе вероятность аварии все-таки снижается.
Борьба с маршрутчиками в городе, в принципе, ведется. ГИБДД регулярно проводит разные профилактические мероприятия, в том числе с говорящим названием «Маршрутка-нелегал». В этом году руководителям автотранспортных предприятий было вынесено 101 представление об устранении нарушений. Из-за технической неисправности автобусов к административной ответственности привлечено 219 водителей, а сами транспортные средства были эвакуированы на спецстоянку.
Но сколько маршрутчиков ни штрафуй, затем они снова выходят в рейсы. «Экскурсионки» продолжают беспрепятственно колесить по городу. В УГАДН по Челябинской области комментировать ситуацию отказались, отправив в Екатеринбург — там базируется Уральское управление надзора в сфере транспорта.
Каким видится будущее челябинских дорог и общественного транспорта? В городе будет создан новый МУП, в планах — строительство крупных развязок и новых депо. Транспортная в сеть городе развивается и будет развиваться. Но что-то подсказывает, даже среди современных скоростных трамваев и экологичных автобусов, по мере их появления в городе, еще будут носиться такие уже привычные и почти родные маршрутки. По крайней мере, до тех пор, пока новый общественный вместительный транспорт не заберет себе всех пассажиров, а те не сделают выбор в его пользу.