Педаль в пол

Реально ли прекратить засилье маршруток в Челябинске

Андрей Ткаченко

В Челябинске деятельность маршруток постоянно оказывается в центре внимания. Хорошего в ржавых развалюхах и так немного, а постоянные аварии — даже те, в которых водители не виновны — вызывают еще больше ненависти у горожан. Когда будет достигнута точка кипения? Ждут ли перевозчиков реальные наказания за нарушения правил?

Врезавшаяся в бетонное ограждение маршрутка с пассажирами — очередная история снова взбудоражила челябинцев. Горожан довели — любая авария с участием нашего «любимого» вида транспорта воспринимается остро и болезненно. И впору в очередной раз провозглашать громкие лозунги: «Долой маршрутки!» — вот только просто так от них не избавиться. По крайней мере, сразу. Добираться людям до работы/учебы/магазинов надо, деньги на личный автомобиль или такси есть не у всех, заменить все частные «ГАЗели» и ПАЗики другими видами транспорта — мысль, прямо скажем, утопическая.

Людей это, впрочем, не смущает. Большинство уверенно «голосует» против маршруток. Причем мы опросили тех, кто ими пользуется постоянно.

— Я сама только на маршрутках и езжу. Но мнение мое: от них надо избавляться. Надо увеличивать автобусный парк. И это не мои проблемы — где взять столько денег, — сурово заявляет жительница города Ирина. — Вообще, многие города отказываются от этого. Что далеко ходить — Екатеринбург. Ни одной маршрутки не видела за два дня. Они, конечно, есть, но их в разы меньше. Основной акцент — на трамваях, троллейбусах и автобусах. Я готова потерпеть неудобства ради отказа от маршруток. Чистый воздух и экология важнее.

Поиграем в считалочку — сколько в кадре маршруток и сколько других видов общественного транспорта?

Аргументы «за», впрочем, тоже нашлись. Но связаны они исключительно с вопросом транспортной доступности.

— На маршрутках езжу ежедневно — другой транспорт из Ленинского района до моей работы попросту не ходит, — делится другая челябинка. — Заметила, что не все маршрутки плохи — похоже, все зависит от перевозчика. Бывают хорошие вежливые водители, чистые салоны и аккуратное вождение. А есть те, кому нужно всех обогнать, подрезать, чтобы собрать побольше мелочи. У таких водителей все пассажиры летают по салону. Не так давно ехала в ПАЗике, который заглох дважды, причем один раз — на крупном перекрестке. Началась паника — не очень-то хотелось выходить на оживленную дорогу. Но водитель все-таки завелся «с толкача», и с божьей помощью мы докатились до моей остановочки.

— При условии, что никакой альтернативы нет (то есть общественного транспорта), маршрутки — хоть какой-то выход, — согласна с предыдущей респонденткой горожанка Алла. — Там, где я живу, кроме маршруток и трамваев ничего нет. Трамваи ходят не везде. Да и маршрутки — не по всем направлениям. Более того, иногда создается впечатление, что мы живем в деревне. Потому что в те же выходные после девяти вечера никуда не уедешь. Ни на чем.

Типичная картина на остановке

В городском ГИБДД, куда мы обратились за статистикой, маршрутки от других видов транспорта не отделяют. Но мы же понимаем, что не троллейбусы с автобусами чаще устраивают беспорядки на дорогах.

Сегодня в городе утверждена маршрутная сеть, которая включает в себя 118 маршрутов, из них автобусных — 82. «Автобусные маршруты включают 25 маршрутов, обслуживаемых муниципальным транспортом, и 55 маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками, 2 маршрута не обслуживаются.

При заключении договоров на обслуживание маршрутов заявлено 240 муниципальных автобусов, 185 троллейбусов, 204 трамвая, 1 385 автобусов частных перевозчиков», — отмечают в ГИБДД.




Показатель

8 месяцев 2019 года

Аналогичный период прошлого года

Количество ДТП по вине водителей пассажирского транспорта

86

101

Погибло

0

4

Ранено

138

150

 

Вот лишь самые громкие инциденты с маршрутками в последние месяцы:

  • Страшная авария в Ленинском районе обсуждалась громко. Та самая, в которой автокран протаранил три маршрутки. И винить ПАЗики тут сложно, ведь это у грузовика отказали тормоза. Но все мы знаем, как маршрутки любят «толкаться» на остановке, отвоевывая у конкурентов пассажиров и прибыль. В любой ситуации, подобной этой, пойдет реакция, словно у костяшек домино — одна маршрутка влетит в другую, та — еще в одну, и пострадает сразу много людей.
  • Та самая резонансная авария с участием 78-й маршрутки. Микроавтобус на Комсомольской площади врезался в бетонную опору, ограждающую станцию метро. В ДТП пострадали 13 пассажиров. Маршрутное такси № 78 принадлежит компании «Автолайн». Какая реакция на аварию? 78-ки все также спокойно колесят по городу. Видимо, попасть в серьезное ДТП — не повод для санкций вплоть до отмены лицензии. Конечно, тогда курсировать по улицам города будет просто некому. И все же — доколе это будет продолжаться?
  • А помните ДТП с опрокинувшимся микроавтобусом на Северо-Западе? Водитель, торопясь, вылетел на перекресток на «красный». Его и протаранила в бок летящая легковушка. Тогда пострадали семеро пассажиров, могло бы быть и больше. Авария произошла вечером, когда час пик уже закончился. Чем обернется такое с маршруткой, забитой под завязку?

«Взяли» автобус в кольцо

И даже если водитель правил не нарушал — учитывая, сколько маленьких неустойчивых машин носится по городу, легко понять: почти любая поездка на них становится захватывающей лотереей.

Да даже если без аварий — поездка в трясущемся, грязном салоне, иногда с дырами в полу, поцарапанными и шатающимися сидениями оставит мало приятных впечатлений. Да еще и вечные «дергания». Стоять нормально невозможно, на каждом торможении ты рискуешь впечататься в соседа по несчастью, поручень или дверь. И так день за днем...

Маршрутки постепенно из города все же планируется вытеснять. К счастью, первые «навороченные» автобусы — те, которые экологичные, на газе, с Wi-Fi и USB-зарядками — выходят в рейс в эту пятницу. Не за горами и вторая партия — по плану, 11 новых автобусов выйдут на маршрут № 64 в ближайшее время. Так до конца года парк постепенно и обновится. Маршруток, впрочем, меньше не станет, но у горожан хотя бы появится больше альтернативных видов транспорта.

Новые автобусы — отрада для горожан. Но их нужно в разы больше

Впрочем, немного безопаснее городской трафик призваны сделать выделенные полосы для общественного транспорта. Три таких участка уже успели навлечь недовольство со стороны заядлых автомобилистов — мол, вызывают заторы. «Выделенки» — такие манящие, пока еще ровные — расположились на протяжении улиц Северо-Крымской, Труда, Энгельса. В будущем их станет больше.

— Сейчас на этих улицах выделены три участка, на которых с помощью разметки нанесены и определены зоны, где организовано приоритетное движение общественного транспорта, — рассказал замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — Отмечу, что легальные маршрутки также входят в понятие общественного транспорта, им можно двигаться по этим полосам.

Новые тренд — движение по отдельным полосам. Поможет ли?

Получается, маршрутки по-прежнему будут гонять по улицам, да теперь еще и по специально отведенным участкам. Однако при уменьшении участников движения на отдельно взятой полосе вероятность аварии все-таки снижается.

Борьба с маршрутчиками в городе, в принципе, ведется. ГИБДД регулярно проводит разные профилактические мероприятия, в том числе с говорящим названием «Маршрутка-нелегал». В этом году руководителям автотранспортных предприятий было вынесено 101 представление об устранении нарушений. Из-за технической неисправности автобусов к административной ответственности привлечено 219 водителей, а сами транспортные средства были эвакуированы на спецстоянку.

Но сколько маршрутчиков ни штрафуй, затем они снова выходят в рейсы. «Экскурсионки» продолжают беспрепятственно колесить по городу. В УГАДН по Челябинской области комментировать ситуацию отказались, отправив в Екатеринбург — там базируется Уральское управление надзора в сфере транспорта.

Мелкие аварии — без серьезных последствий — в городе не прекращаются

Каким видится будущее челябинских дорог и общественного транспорта? В городе будет создан новый МУП, в планах — строительство крупных развязок и новых депо. Транспортная в сеть городе развивается и будет развиваться. Но что-то подсказывает, даже среди современных скоростных трамваев и экологичных автобусов, по мере их появления в городе, еще будут носиться такие уже привычные и почти родные маршрутки. По крайней мере, до тех пор, пока новый общественный вместительный транспорт не заберет себе всех пассажиров, а те не сделают выбор в его пользу.