Полеты во сне и наяву

Неприятная история для челябинского вице-губернатора Руслана Гаттарова

В не самую приятную историю попал вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. На днях ряд СМИ, в том числе московских, а также несколько блогеров обвинили чиновника в непомерных тратах на авиаперелеты бизнес-классом. «Челябинский обзор» попробовал разобраться, что в этой истории является фактом, а что — информационной атакой, и может ли авиабилет Челябинск — Москва действительно стоить 78 тысяч рублей.

forumdaily.com

Все началось с публикации на сайте так называемого «Первого антикоррупционного СМИ» (pasmi.ru). Издание, которое в определенных политических кругах почему-то принято ассоциировать с Общественной палатой РФ и Общероссийским народным фронтом, в пятницу, 4 декабря, опубликовало текст «ОНФ проверит перелеты челябинских чиновников бизнес-классом», в котором обвинило челябинских чиновников, и прежде всего — Руслана Гаттарова, в сверхдорогих авиаперелетах бизнес-классом. К тексту прикреплены два скана счетов на оплату октябрьских авиабилетов, заказанных Правительством области у компании «Персона-тур» для Руслана Гаттарова. Судя по ним, перелет в один конец из Москвы в Челябинск 25 октября обошелся в 28 тысяч рублей, а авиабилет (также в один конец) по маршруту Челябинск — Москва на 20 октяб­ря — в 78 тысяч (!) рублей.

Издание утверждало, что «Персона-тур» официально занимается бронированием авиа­билетов для высшего руководства области, а в вину ставилась «стоимость организованных „Персона-Тур“ командировочных перелетов, в разы превышающая рыночную», а также то, что часть перелетов происходила в выходные дни.

В итоге Pasmi.ru констатировало, что «коррупционные скандалы сотрясают Челябинскую уже область много лет, и Борис Дубровский лишь принял эту эстафету». Однако за немалый срок его службы на посту... проблемная ситуация не изменилась и... продолжает ­ухудшаться«.

Любопытно, что дальше ситуация стала напоминать заранее спланированное действо. В период с воскресенья, 6 декабря, по вторник, 8 декабря, тему подхватили (порой дословно повторяя друг друга), ссылаясь на pasmi.ru, сразу несколько второстепенных региональных интернет-ресурсов — казанско-самарский 163gorod.ru, пермский globalperm.ru, ставропольская «Открытая газета» opengaz.ru и странное информагентство «TAR-TASS», не имеющее даже выходных данных. Из челябинских первым, и едва ли не единственным откликнулся сайт chelindustry.ru.

Одновременно эту же тему подхватили несколько региональных блогеров. Началось все с Алексея Голтаева из Саратова (ник — lk55lk), публикацию которого перепостили, в частности, molchun22ru из Алтайского края и alexey43 (регион неизвестен), и несколько других. Блоги данных персонажей довольно однотипны — политика, коррупция в различных регионах России, Украина, Сирия и так далее. Значительная часть публикаций — репосты других пользователей «Живого журнала». Про Челябинск ни у кого из них даже относительно свежих записей нет.

«Подобные синхронные „залпы“ — это однозначный признак заранее подготовленной информационной атаки, — уверяет политолог Андрей Лавров. — Что, впрочем, не отменяет сути претензий по фактуре. Более того, я уверен, что это продолжение подобных атак, связанных некогда и с самим губернатором, и с его заместителем Иваном ­Сеничевым».

По мнению Лаврова, смысл задействования второстепенных и третьестепенных региональных СМИ и блогеров — в стремлении, создав определенный информационный фон, порой внешне незаметный, попасть в определенные мониторинги, которые ведут разные федеральные органы власти, в том числе — высшие (вплоть до Администрации президента), правоохранительные и специальные.

«Мне знакома лишь часть принципов этого мониторинга, а не алгоритм в целом, — оговаривается политолог, — но могу сказать, что наверх информация попадает в автоматически обработанном виде. Значит, надо создать одному и тому же поводу широкую географию и определенную тональность публикаций. Не думаю, что эта атака обошлась организаторам дорого — второстепенные региональные блогеры берут за платные посты сущие копейки, немногим дороже и местные СМИ. Думаю, в несколько сотен тысяч бюджет точно уложили, и это даже ­много».

«Как правило, для создания подобного фона используются готовые агитационные „сетки“, которых по стране множество, и которыми пользуются ­достаточно большое количество медиаагентств, в том числе ­специализирующихся на подобном „размещении“, — дополняет коллегу политтехнолог Алексей Ширинкин. — Агентства такого рода чаще всего встречаются в Москве, но есть и в Самаре, Екатеринбурге, других крупных городах. Сложностей нет. Вопросы, скорее, в другом — кто инициатор всего этого, какая именно задача стоит перед ним, и только ли по Руслану ли Гаттарову этот залп. Вариантов — множество».

Но проверим факты, указанные в публикации «Первого антикоррупционного СМИ».

По данным Федеральной налоговой службы, ООО «Персона-тур» зарегистрировано 21 января 2011 года. Достаточно широко известно на туристическом рынке Челябинска, несколько раз рекламировалось в ведущих СМИ города. Директором и владелицей компании с первого дня является Мария Семичастная, подписи которой стоят на счетах, опубликованных в pasmi.ru.

По данным базы «Фокус. Контур», за время своего существования компания выиграла 33 госконтракта. Аналогичная база данных СПАРК дает цифру в 35 госконтрактов на общую сумму в 37 миллионов 484 тысячи 422 рубля. При этом пик объемов, освоенных «Персоной-тур», приходится на 2013 год — 17 миллионов 630 тысяч рублей. На 2015 год предварительно заключено 7 договоров (последний — 8 декабря, номера в системе госзакупок — 2745317543515000001, 2745317543515000003, 2745317543515000016, 2745304271715000038, 2745304271715000054, 2745304271715000056, 2745304271715000061, 2745317543515000071) на общую сумму в 10,2 миллиона рублей. Предварительно — потому что срок исполнения контрактов указан 1 марта 2016 года.

Все контракты — с Правительством Челябинской области. Способ заключение контракта — через запросы котировок и требования Федерального закона ФЗ-44.

Предмет контракта — «оказание услуг по приобретению авиабилетов к местам служебных командировок и обратно на внутренние и международные линии российских и зарубежных авиакомпаний», в нескольких случаях — «услуги по организации найма жилого помещения в местах служебных ­командировок».

Все документы по исполнению всех госконтрактов находятся в открытом доступе на сайте госзакупок. То есть — любой желающий может посмотреть каждый счет к оплате за каждый оказанный билет, каж­дую платежку по счету и каждый акт выполненных работ. В каждом из счетов указывается дата покупки авиабилета, дата вылета, номер рейса, маршрут, а также персона, для которой куплен(ы) авиабилет(ы). Практически на всех документах стоит подпись либо согласование руководителя аппарата Губернатора и Правительства области Евгения Голицына.

Всего по исполняющимся в текущий момент пяти госконтрактам ООО «Персона-тур» выставило в этом году несколько сотен счетов на оплату покупки авиабилетов. Практически все они, судя по расценкам и ­именам, фигурирующим в документах, касаются перелетов главы ­региона Бориса Дубровского и его заместителей, а судя по ценам, речь идет именно о салонах бизнес-класса.

Впрочем, есть и исключения. Так, самые дешевые билеты, заказанные таким образом, стоили 6 685 рублей. По этой цене 15 сентября этого года из Челябинска в Сочи летали Борис Дубровский и Руслан Гаттаров. И это был эконом-класс.

«В прошлом году губернатор резко ограничил круг чиновников, которым разрешено пользоваться при перелетах бизнес-классом, — сообщил чиновник правительства области. — По сути, это только сам глава региона и его заместители. Остальные летают в командировки экономическим классом».

При этом анализ выставленных счетов показывает, что едва ли не две трети от всех заказов авиабилетов приходятся на Руслана Гаттарова, который, как правило, летает в Москву и обратно каждую неделю, причем часто билет берется в один ­конец.

Среди этих счетов есть около десятка, в которых заказан билет в один конец (либо из Челябинска, либо из Москвы), и они стоят 78 тысяч каждый. Но чаще и Гаттаров, как и его коллеги вице-губернаторы, летают «бизнесом», но значительно дешевле — в пределах 24–28, иногда 30 тысяч рублей в одну сторону, и 48–57 тысяч — если билет заказан туда и обратно.

Это относится и к Евгению Редину (так, полет в Москву и обратно 2 сентября этого года стоил 53 604 рубля), и к Ивану Сеничеву (маршрут Челябинск — Москва — Екатеринбург, 31 августа, цена точно такая же, что у Редина), и к Сергею Шалю (Челябинск — Москва — Челябинск, 18–20 мая, 48 тысяч руб­лей), и к Олегу Климову (Челябинск — Москва — Екатеринбург, 10 сентября, 53 556 ­рублей).

Одни из самых дорогих билетов оказались на Сергее Комякове (перелет в столицу Кыргызстана Бишкек через Москву и назад в Екатеринбург, 20–23 сентября, 119 386 рублей), и командировка в Китай все того же Руслана Гаттарова (маршрут Моск­ва — Пекин — Сиань — Пекин — Москва, 22–26 сентября, целых 319 тысяч 63 рубля).

Насколько эти цены соответствуют реальности? Мы решили проверить это самым простым и наглядным способом — забронировать билеты бизнес-­класса в один конец в Москву на 10 нояб­ря (заказывали в день сдачи номера в печать, 9 декабря).

Сайт aviasales.ru — один из крупнейших сервисов по онлайн-бронированию билетов, выдал следующие результаты. Самые дешевые билеты бизнес-класса на момент бронирования — у авиакомпании S7 — 16 156 рублей. Цены в Аэро­флоте (которым чаще всего летают­чиновники — эта компания наиболее пунктуальна) начинаются от 28 тысяч рублей на утренний рейс и до 78 тысяч на вечерний (впрочем, при повторной ­попытке заказа максимальной уже была цена в 53 тысячи). То есть, по сути, ровно те цены, что указаны в счетах от ООО «Персона-тур».

Кстати, о выгоде компании-­туроператора. Как пояснил директор одного из турагентств, все, что имеет оператор по бронированию билетов — небольшую (процент-полтора от цены, либо фиксированный платеж в несколько сотен рублей за билет) комиссию от авиакомпании. И что-то «смухлевать» тут практически невозможно. То есть, если речь идет о нескольких сотнях билетах в год, то выручка «Персоны-тур» от этого — несколько сотен тысяч рублей за год максимум.

«Основная выгода, скорее, косвенна, — заметил наш эксперт. — Статус компании, работающей с Правительством, может говорить другим клиентам о высокой надежности оператора. Ну и иногда чиновники в своих личных поездках в отпуск также начинают пользоваться их услугами».

Директор «Персоны-тур» Мария Семичастная общаться с корреспондентом «Челябинского обзора» отказалась.

«Мы точно знаем, что это была информационная атака, и с высокой степенью вероятности знаем ее организатора. Это местная, челябинская история, связанная со знакомыми медийному миру фигурами, — сообщил чиновник областного ­Правительства, близкий к Руслану Гаттарову. — ­Вице-губернатор всерьез не вникал в вопросы стоимости билетов, а иногда вылеты приходилось срочно переносить или отменять, и понятно, что стоимость в этом случае росла. Но, конечно, цифра в 78 тысяч его удивила. Хотя в ряде регионов некоторые руководители вообще летают только чартерами стоимостью в миллионы рублей (в этом году был скандал с чартером губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, чей полет в Японию обошелся более чем в 10 миллионов руб­лей — прим. редакции). Могу сказать, что нами уже приняты определенные решения, чтобы такие ситуации не повторялись в принципе. Ну и есть вопросы к антимонопольной службе — почему вообще возможны такие цены на, в общем-то, рядовые рейсы?».

«Знаете, да пусть летают бизнес-классом, лишь бы от этих командировок был толк в виде привлеченных в область федеральных денег, бизнес-инвестиций, того же саммита ШОС, — считает предприниматель, член регионального штаба ОНФ Арсен Унанян. — И чиновникам необходимо отчитываться за потраченные таким образом деньги — а что сделано за то время, какие результаты поездок. У меня есть опыт общения с федеральными чиновниками высокого уровня, и я очень часто сталкивался с тем, что в приемных у них ­практически ­постоянно сидят порой по ­два-три ­человека из, например, Татарстана, и всеми силами „выкручивают“ деньги для своей республики. Надо нашим вести себя так же. Хотя и возможность экономии на билетах есть — я себе в этих целях купил билет сразу на 16 перелетов, начиная с апреля будущего года. Не вижу больших трудностей в этом».

«Между регионами России идет все более жесткая конкуренция за ресурсы, за инвестиции, за участие в федеральных программах. Думаю, что наши чиновники летают мало, и не всегда туда, куда надо, — считает Владимир Павлов, экс-министр промышленности региона, гендиректор АО „Южно-Уральская управляющая компания“ (ТЛК „Южноуральский“). — Надо летать чаще, и в столицу, и за рубеж, общаться, искать, находить. Выгода при хорошей работе будет больше, чем стоимость ­билетов».

«В любом случае, даже учитывая факт информатаки, эта история не вяжется с тем курсом, который заявляет и которому, в общем, следует администрация Дубровского: стро­жайшая экономия, — считает Андрей Лавров. — Такое расточительство, небрежность в расходах, неэтично по отношению, прежде всего, к населению. Да и просто глупо, учитывая, что областные власти находятся „под колпаком“ у недоброжелателей. И обязательно все это должно быть взято на контроль».

Комментарии