Управленческий айсберг

Какова структура и сколько юридических лиц подконтрольно челябинской мэрии

«Мэрия Челябинска» — сложившееся словосочетание, под которым и обыватели, и специалисты подразумевают городскую власть. На самом же деле это очень сложный, многоуровневый и неоднородный механизм управления городским хозяйством. «Челябинский обзор» попытался разобраться в структуре, на вершине которой находится администрация областного центра.

Здание администрации города Челябинска
Ярослав Наумков

Мэрия — это слишком просто

Городское хозяйство — организм сложный, многомерный и разнообразный. Образование и здравоохранение, социальная защита отдельных категорий горожан, ремонт и содержание дорог, энерго-, тепло- и водоснабжение, благоустройство территории, озеленение, вывоз мусора, питание детсадовцев, школьников и бездомных, архитектура и градостроительство, физкультура и спорт, и даже гражданская оборона — все это в том или ином виде входит в компетенцию и полномочия муниципальных властей.

— «Мэрия» — это, скорее, упрощенное понимание, — считает председатель Постоянной комиссии по бюджету и налогам Городской думы Челябинска Дмитрий Довженко. — Система управления городским хозяйством сложнее, и ее нынешняя структура сформировалась под влиянием нескольких факторов — требований федерального и регионального законодательства, муниципальных правовых актов, лоббистских усилий разных групп влияния, элементарной необходимости выполнять те или иные полномочия, наконец, здравого смысла.

«Челябинский обзор» изучил сугубо юридически-налоговый разрез структуры управления городом. Ведь, как известно, сама по себе администрация Челябинска является юридическим лицом, зарегистрированным в Федеральной налоговой службе. Кроме того, администрация является учредителем по отношению к другим юридическим лицам, а те — учредителями третьих, и так далее.

В своей работе мы опирались на данные единого госреестра юридических лиц Федеральной Налоговой службы, а также на данные специализированных сервисов «Фокус.Контур» и «Коммерсант. Картотека», которые обрабатывают данные, полученные ими из реестров госструктур.

Согласно им, собственно администрация Челябинска — лишь верхушка пирамиды (а, скорее, — айсберга, учитывая повседневную и обывательскую незаметность бОльшей части остальной структуры). Всего она числится учредителем около трех десятков юридических лиц.

Структуры старины глубокой

На сайте администрации опубликована ее структура, в которую входят более трех десятков подразделений. БОльшая часть из них (21, в основном — управления и комитеты) также являются самостоятельными юридическими лицами, учредителем в которых выступает администрация. Это связано, в том числе, с особенностями бюджетного законодательства.

Помимо них администрация города числится учредителем в еще восьми юридических лицах. Среди них есть вполне понятные и логичные структуры. Например, Ассоциация «Города Урала», в которой челябинская мэрия — равноправный партнер с еще тремя с лишним десятками городов. Или муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр города Челябинска».

Но есть и довольно странные образования, о которых мало кто слышал.

Например, ведущий свою историю с 2002 года (получил номер ИНН) Челябагрофонд (предыдущее название — «Губернаторский инвестиционный фонд поддержки села»). В нем мэрия выступает учредителем наряду с еще 54 (!) юридическими лицами, в основном, промышленными и сельскохозяйственными гигантами, такими, как «Макфа», ЮУЖД, «Мечел», Сбербанк, администрация Магнитогорска, Кыштымский медеэлектролитный завод, Челиндбанк, комбинат «Магнезит» и даже ММК.

Другой подобный пример — ЗАО «АСФ Челябстрой», зарегистрированный в1996-м году. Здесь администрация числится одним из 39 учредителей, среди которых — Челябинвестбанк, часовой завод «Молния», а также частные лица, среди которых есть известный челябинский предприниматель Владимир Бесидский и начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Александр Луцет.

А еще обнаружилась структура с аббревиатурой ЧМФПП — Челябинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства, зарегистрированный также в 1996-м году. Что это за контора и чем она занимается — в интернете обнаружить не удалось, лишь федеральная налоговая служба говорит о том, что ее директором является Виктор Вальчук, более известный по компании АРБ-консалтинг.

Управление управлениями

Из 21 структурного подразделения мэрии, которые являются самостоятельными юридическими лицами, 13 (по данным «Фокус.Контур») также являются учредителями юрлиц. При этом количество подконтрольных структур варьируется от одной (как, например, у управления благоустройства или управления капитального строительства), до нескольких десятков или даже сотен. Безусловный лидер — Комитет по делам образования, который, по данным ЕГРЮЛ и «Фокус.Контур», является учредителем 478 юридических лиц.

Принцип подчиненности подконтрольных структур по тем или иным подразделениям администрации — смешаный. По большей части, можно говорить об отраслевом распределении.

Так, Комитет по делам образования является учредителем в многочисленных челябинских школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования и так далее, каждое из которых в силу требований законодательства также отдельное юридическое лицо.

А Управление физкультуры, спорта и туризма — учредитель примерно в семи десятках детских спортшкол, дворцах спорта, спортивных федерациях и муниципальных спортклубах (командах по игровым видам спорта).

Управление культуры также «владеет» структурами, согласно своему «профилю» — это муниципальные учреждения культуры, городские парки, зоопарк, а также автономные учреждения, обслуживающие городские парки и Кировку.

Соответственно, управление здравоохранения администрации — учредитель больниц, поликлиник, центров и даже санаториев. А Комитет по социальной политике — приютов, центров соцзащиты и тому подобных учреждений.

Исключение одно, но оно весьма значительное. Речь идет о структурах, «завязанных» на Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО).

За КУИЗО формально числится учредительство 18 муниципальных предприятий, одного муниципального казенного учреждения, а также владение 100-процентными пакетами акций в двух акционерных обществах, и долей (от 19 до 49 процентов) в еще четырнадцати.

Казалось бы, не так много, особенно по сравнению с тем же Комитетом по делам образования. Но в числе 18 МУПов — все ключевые и крупнейшие структуры, отвечающие за обеспечение нормальной жизнедеятельности города — «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС), «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (ПОВВ), Архитектурно-планировочный центр, «Челябавтотранс», «ЧелябГЭТ», «Горэкоцентр», «Служба организации движения» и так далее. Кроме того, те же ЧКТС или ПОВВ — структуры с миллиардными оборотами, и сами по себе являются мощными экономическими единицами. И формально эти МУПы курируются другими подразделениями администрации.

Что же до долей в акционерных обществах, то 100-процентное владение у мэрии в медицинском центре «Гиппократ» и «Комбинате социального питания». Если же говорить о меньших долях, то среди них 26-процентные пакеты в таких разных компаниях, как «Русское бистро», «Челябкоммунэнерго» и «Челябметрострой».

Численность, управляемость и эффективность

Всего, в общей сложности, мы насчитали под контролем администрации города и ее структурных подразделений около 700 юридическихлиц.

— Трудно говорить, много или нет, — размышляет Дмитрий Довженко. — Система управления городом — механизм не закостенелый, а живой, меняющийся со временем, и в чем-то даже самокорректирующийся. В том числе — из-за нововведений в законодательстве. Вот появится завтра, например, закон о региональных операторах по вывозу мусора — и, скорее всего, это приведет к изменениям в структуре управления Челябинском. Заберут у мэрии одни полномочия и наделят другими — значит, соответственно изменится и система, исчезнут одни структуры и появятся другие. Важнее другой вопрос — насколько она управляема и эффективна.

Думается, реальный ответ на этот вопрос должны давать жители Челябинска.

 

Комментарии