Город, где ковалась сталь

Рассказываем о вкладе Челябинска в победу в Великой Отечественной войне

Андрей Ткаченко

Парад прошел, салют отгремел, челябинцы разъехались по домам. На этом празднование 9 мая завершено. Многие обращаются к теме Великой Победы, начиная с 10 мая? Нам кажется, нет. И кажется это не вполне справедливым. Разгром фашизма дался дорогой ценой. И, наверное, капитуляция Германии — это в первую очередь не парады с фейерверками, а память...

Предисловие: 9 мая — это такой день, когда традиционно поздравляют ветеранов, тружеников тыла, возлагают цветы к мемориалам ВОВ, устраивают салюты. Но как только наступает 10 мая — про события тех лет в медиасреде наступает тишина протяженностью примерно в год — до того момента, как начинается подготовка к новому празднованию. А между тем Великой Победе уже не один десяток лет. Все меньше участников тех событий, все больше пробелов в знаниях подрастающего поколения. Какие у них будут ассоциации со словами: отвага, честь, доблесть, героизм? Вам хочется, чтобы это были герои комиксов Marvel? Думается, вряд ли. Но надо тогда рассказывать о событиях 1941–1945 не только аккурат к очередной годовщине, а делать это больше, чаще. И для Челябинска, признанного городом трудовой доблести, это еще один повод вспомнить, какой вклад Южный Урал внес в Великую Победу.

«Челябинский обзор» запускает цикл материалов о людях, объектах и символах Великой Отечественной войны. Знакомить нашего читателя с ролью Челябинска в победе в ВОВ мы будем на протяжении всего года. И начинаем мы, конечно, с сердца Танкограда — с Челябинского тракторного завода...

Теплым майским днем в одном из цехов ЧТЗ кипит подготовка — танки и боевые машины красят и приводят в порядок к участию в параде Победы:

Сотрудники завода ухаживают за техникой - и сами поведут ее в День Победы по Площади Революции

Вот знаменитый Т-34 — танк Победы, его освежают темно-зеленой краской. Он хранится на заводе и регулярно участвует в парадах и выставках. Челябинск тоже выпускал Т-34, хотя специализировался все же на других моделях.

Т-34 готовят к параду

История всем известная, но не грех напомнить: в начале войны в Челябинск эвакуируются разные предприятия с запада страны, среди самых известных — Харьковский моторный завод № 75 и ленинградский Кировский завод. Вместе с ЧТЗ они объединяются в гигант — Челябинский Кировский завод, который специализируется на выпуске тяжелых танков — «КВ» (Клим Ворошилов).

— В 1940 году мы выпускаем 100 000 тракторов и электрифицируем страну, прокладываем ЛЭП. Именно в Челябинске был выпущен первый промышленный советский трактор. Также он назывался артиллерийский тягач. То, что он был промышленным — это был первый шаг к танку, — рассказывала «Челябинскому обзору» директор музея ЧТЗ Надежда Дида. — Тогда никто об этом не думал, но любой завод носит двойное назначение — есть как гражданская продукция, так и оборонная. Когда Европа уже воевала, мы понимали, что сложно будет избежать войны. Поэтому 31 декабря 1940 года первый танк КВ был выпущен по ленинградским чертежам.

Танки ежегодно участвуют в параде Победы

До лета 1942 года ЧТЗ выпускал тяжелые танки: КВ-1, КВ-8, КВ-1с, КВ-8с, КВ-85. Летом 1942 года руководство СССР потребовало от завода параллельно освоить еще и поточное производство средних танков Т-34. Всего за время войны челябинцы выпустили 5 097 «тридцатьчетверок», рассказывают на заводе.

С осени 1943 года завод начал выпускать новые тяжелые танки типа «ИС» (Иосиф Сталин). Вслед за ними пошли ИС-2 и ИС-3 (один из таких установлен на Комсомольской площади), производство постоянно перестраивалось под нужды армии. Причем впервые в стране на ЧКЗ был запущен именно конвейер тяжелых танков. А в 1943 году ЧКЗ начал выпускать самоходные орудия: СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны челябинские заводчане выпустили 18 467 боевых машин.

Выпускали работники предприятия не только целые боевые машины — за время войны Челябинский Кировский завод создал 48,5 тысяч танковых двигателей типа В-2. Из них почти 30 тысяч были отправлены на другие танковые предприятия страны.

Лица Танкограда

На заводе хранят память о своих ветеранах — героях труда. Их портреты сегодня хранятся в музее ЧТЗ. Аня Пашнина, Саша Саломатов, Вася Гусев, Шура Садикова и многие другие — ребята со своими бригадами перевыполняли план в 2–3 раза, а то и больше. Работали по 18–20 часов в сутки, спали прямо у станков.

«Массовым явлением стала работа под девизом: „За себя и за ушедшего на фронт товарища“. В начале июля 1941 года за себя и за товарищей, ушедших на фронт, стали работать бригады Н. Белякова, И. Шеренка, В. Губина, Н. Титова и другие. Кузнецы Г. Арзамасцев, И. Берестов выполняли норму на 200–220%», — добавляют на заводе.

Галерея тружеников завода в музее ЧТЗ

Одна из наиболее заметных личностей в истории Танкограда — Иван Трашутин, знаменитый Иван-дизель, который возглавлял специальное конструкторское бюро № 75 Челябинского Кировского завода. В начале Великой Отечественной войны Трашутин покинул Харьков и переехал в Челябинск, где провел почти сорок лет.

В годы войны команда Трашутина работала над модификацией двигателя B-2 — и внесла в него 750 изменений и модернизаций. Всего за годы Великой Отечественной войны Челябинским Кировским заводом было отправлено 48,5 тыс. дизельных моторов, разработанных конструкторским бюро Ивана Трашутина. Это практически половина от всех танковых двигателей, изготовленных в СССР за время войны.

После завершения войны трашутинские двигатели новых серий и поколений станут базовыми для бронетанковых войск. Моторы Ивана-дизеля работают на укрепление оборонной промышленности страны и сегодня, в XXI веке — но об этом чуть ниже.

Слева направо: начальник конструкторского бюро Я. Е. Вихман, главный конструктор И. Я. Трашутин, заместитель секретаря парткома П. Е. Саблев осматривают топливный насос

Работники Танкограда формировали и добровольческие танковые подразделения: 4 мая 1942 года была создана 96-я отдельная танковая бригада имени Челябинского комсомола. Заводчане изготовили для нее сверхплановые танки КВ. В составе Брянского фронта челябинские танкисты приняли первый бой 11 августа 1942 года у деревни Перекоповка (Орловской области).

В 1943 году был сформирован знаменитый Уральский добровольческий танковый корпус. Челябинск выставил в составе корпуса 244-ю танковую бригаду, которая приняла активное участие в боевых действиях. Сегодня память об этом хранит мемориал танкистам-добровольцам на Кировке. Памятник, изображающий работника-танкиста, символизирует связь тыла и фронта и тот факт, что на предприятиях Челябинска не только ковались орудия войны — сами жители города принимали участие в боях.

Памятник танкистам-добровольцам установлен на месте, откуда уходила на фронт 244-я танковая бригада

Танкоград сегодня

От прошлого — к настоящему. Традиции на заводе постарались сохранить. Рабочие, как и прежде, 80 лет назад, выпускают двигатели для танков всей страны. Хотя процесс сейчас стал, конечно, куда автоматизированнее. Рабочие нажимают кнопки — и двери раскрываются, краны поднимаются, станки — крутятся.

Нас пускают в цех, где производят современные танковые двигатели

Рядом — уже закрытая часть предприятия, где создается секретная оборонная продукция. Но кое-что показать можно. Вот, к примеру, B-92С2 — самый серийный на сегодня танковый двигатель страны, потомок того самого B-2. Так что даже самая современная продукция корнями уходит туда — в трудовые будни Танкограда.

Двигатели B-92С2 отправляют на предприятия по всей стране

— Эта часть завода по-прежнему живет по законам военного времени. Есть военпред, который проверяет двигатели, их испытывают здесь на специальных стендах, прежде чем поставить в танк. Это уже секретная часть предприятия. Все проверили, приняли — дальше техника пошла на новые танки Уралвагонзавода, либо на самоходные гаубицы Уралтрансмаша. «Витязь» делает большие бронетранспортеры — и это тоже наши двигатели, — рассказывают работники.

Еще более современный, мощный Х-образный двигатель: его сборка составляет до 5 дней

Челябинские двигатели и сейчас стоят на передовой военной технике России: танках Т-72, Т-90 на универсальной гусеничной платформе «Армата», БМПТ «Терминатор» (боевая машина поддержки танков), артиллерийских самоходных установках.

Не забыт и конвейер, где 80 лет назад собирали танки. Сегодня на них — полный цикл производства тракторов.

Тракторный конвейер

Одна из главных «реликвий», сохранившихся с военных лет — эвакуированный из Ленинграда кран. Он и до сих пор иногда используется на производстве

Дальний кран был эвакуирован в Челябинск в годы войны

На гигантском заводе более новые цеха соседствуют с теми, на которых время оставило свой отпечаток. Сохранилась брусчатка тех времен, стены и потолок, и даже часть оборудования. Прошлое военных лет сохранилось на таких объектах, как ЧТЗ, где память и современность слились воедино. Танкоград все еще живет в центре Челябинска — и помнить об этом стоит не только 9 мая, но и каждый день.

Танкоград в цифрах:

За время войны южноуральцы выпустили 5 097 танков Т-34; а всего производили 13 типов танков;

Выпустили 48,5 тысяч танковых двигателей типа В-2 — половину всех танковых двигателей, изготовленных СССР за годы войны.

Конструкторами было разработано шесть типов танковых дизельных моторов для тяжелых и средних танков;

Всего за время войны челябинцы выпустили 18 467 боевых машин;

В области находилось около тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений;

В 1942 году была создана первая 96-ая добровольческая танковая бригада;

Было выпущено 17 миллионов заготовок боеприпасов.