В(з)дох облегчения

Помог ли коронавирус очистить воздух над Челябинском?

Андрей Ткаченко

Пандемия коронавируса во всем мире нанесла страшный урон экономике, не говоря уже о потерянных жизнях. Но хоть что-то хорошее должно быть в этой ситуации? Например, хотя бы для природы. Некоторые прямо уверены: это ее ответ человечеству. Гадать не будем, перенаправим теории заговора специалистам. И узнаем: стало ли легче дышать в Челябинске?

По миру целые города идут на жесткие меры, дабы спастись от китайской заразы — улицы пустеют без трафика, останавливаются производства. При таких условиях природа, кажется, и правда начала исцеляться. Одна из самых обсуждаемых новостей, порадовавшая интернет-пользователей: вода в Венеции очистилась настолько, что в каналы вернулись дельфины (что, кстати, оказалось фейком). Тем не менее, подобные мемы заполонили интернет — юзерам только дай повод:

...А в США тем временем вернулись коренные индейцы

Фейки фейками, однако влияние жестких ограничительных мер на состояние атмосферы заметили по всему миру. Достаточно пробежаться по новостям в федеральных и зарубежных СМИ:

  • Объем выбросов от авиации в мире сократился на треть, — говорит нам ТАСС;
  • В Великобритании снизился уровень загрязнения воздуха после введения карантина;
  • NASA обнаружило значительное снижение вредных выбросов над Китаем;

Карта выбросов диоксида азота над Китаем в 2019 и 2020 году

  • «Легче легкому: из-за карантина воздух в Москве стал чище в пять раз», — пишут «Известия»;
  • Жители города Джаландхара из-за очищения воздуха увидели заснеженные горные вершины (при том, что горы, являющиеся хребтом Гималаев, расположены в 213 километрах от населенного пункта), пишет индийское издание Tribune.

Однажды утром жители увидели горы…

Но оставим Гималаи и вернемся на Уральские горы — что же в Челябинске? Например, снизились ли объемы производства на заводах?

«Предприятия челябинской промышленной площадки „Мечела“ согласно распоряжению губернатора Челябинской области входят в список производств непрерывного цикла, работающих в период карантина. Во время НМУ выполняются все обязательные меры по снижению нагрузки на окружающую среду.

На ЧМК выведен из работы ряд технологических агрегатов. Остановлены все четыре агломашины на аглофабрике, машины непрерывного литья заготовок № 2 и № 4 в кислородно-конвертерном цехе, стан 250 в прокатном цехе № 1. Завод „Мечел-Кокс“ снизил мощность работы агрегатов на 35%. Ведется непрерывный контроль как на источниках выбросов, так и в санитарно-защитной зоне», — рассказали нам в пресс-службе ЧМК.

«Предприятия промышленной группы КОНАР продолжают исполнять контрактные обязательства перед заказчиками в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Производственный процесс ведется в непрерывном режиме. КОНАР является исполнителем крупных федеральных заказов, от своевременной сдачи которых зависит безопасность населения и стратегических отраслей страны», — говорится на сайте компании.

«В соответствии с указом президента РФ о продлении нерабочей недели до 30 апреля, рекомендациями Минтруда и решениями правительств Свердловской и Челябинской областей предприятия трубно-магистрального дивизиона Группы ЧТПЗ продолжают работать в штатном режиме. В целях снижения рисков распространения коронавируса количество сотрудников в данный период будет минимизировано — на работу выйдет 63% заводчан», — сообщается в официальной группе ЧТПЗ.

Так что дымить если и стали меньше, то ненамного — производство идет. Кстати, проверить, как соблюдают нормы выбросов некоторые заводы, например, цинковый и ЧЭМК, можно на сайте регионального Минэкологии.

Заводы обещают контролировать выбросы

Но если заводы продолжают работать, то на дорогах области стало намного просторнее — общественный транспорт курсирует реже, да и личных автомобилей стало меньше. «В период действия противоэпидемических мероприятий передвижные лаборатории Центра экологического мониторинга проводили замеры на маршрутных постах, расположенных в районе оживленных автомагистралей. Зафиксировано снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 40-50%», — рассказывают в Минэкологии региона.

Очень вовремя подоспел и брифинг вице-губернатора Сергея Сушкова, который также заверил, что воздух стал чище: «В Челябинске транспорт вносит существенную лепту в загрязнение воздуха, особенно в период НМУ — порядка 20%, в Магнитогорске — меньше.

Понятно, что снижение транспортной нагрузки ведет к уменьшению этой цифры.
Однако хочу обратить внимание, что в рамках нацпроекта мы занимаемся вопросом переоснащения транспортных единиц. В этом году мы планируем увеличить объем закупок транспорта, мы боремся за федеральные деньги. Тогда на условиях софинансирования мы сможем увеличить число газомоторного транспорта на территории региона».

По данным Минэкологии, снижение выбросов загрязняющих веществ от приобретения 66 автобусов на газомоторном топливе в Челябинске в 2019 году составило 0,25 тысяч тонн.

Челябинская область получит федеральные средства на новые автобусы

То, что средства на новый экологичный транспорт удалось «выбить», подтвердили и на федеральном уровне. Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова поделилась интересной информацией на своей страничке в Instagram:

«Провели совещание с представителями 12 регионов, в которых реализуется федеральный проект „Чистый воздух“.

Суммарно регионы запросили 11,6 млрд рублей... Но больше всего заявок подано на обновление автопарка общественного транспорта и его перевода на экологичное топливо — часть мы уже одобрили. Например, в Челябинск будут направлены средства на закупку 350 автобусов, работающих на газомоторном топливе».

Нацпроект «Экология»

Главный инструмент по контролю за выбросами — посты мониторинга

Но пандемия пройдет (надеемся), люди вернутся на работу, заведут машины, а заводы «запыхтят» на полную. Дальше что будем делать? Решать проблемы вроде как призван федеральный проект «Чистый воздух» (входящий как раз в «Экологию»). Что по нему?

За последние пару лет в Челябинске изрядно пополнилось число постов за наблюдением воздуха. В 2018 году приобретено два стационарных поста: один — на ул. Мамина, 19 Б, другой — на проспекте Победы, 287 (территория ОКБ № 3). В 2019 году приобретен еще один — на 5-ой Электровозной (территория ГКБ № 9).

По договоренности с Росприроднадзором, в собственность Челябинской области перешли шесть постов из области Курганской. Они были в октябре-ноябре 2019 года перевезены в Челябинск и установлены по следующим адресам: ул. Зальцмана, 25 А; ул. Шагольская, 6; ул. Кузнецова, 51; ул. Чичерина, 22; ул. Пирогова, 1; ул. Агаповская, 6/1.

Кстати, челябинцев приглашают на ежемесячные экскурсии по лабораториям и постам мониторинга. Вот только в сложившихся условиях, их, конечно, временно приостановили. Будем ждать возобновления — и постараемся привезти оттуда репортаж «Челябинского обзора».

Снижение выбросов загрязняющих веществ по Челябинску в 2019 году составило 3%, по Магнитогорску — 2,5%.

Челябинск получил новые стационарные посты, а также передвижные лаборатории

В области продолжается разработка регионального экологического стандарта. Он должен включать более жесткие меры (по сравнению с федеральными требованиями) — и наилучшие практики со всей страны. «В их числе — запрет размещения в черте крупных городов предприятий по обработке и обжигу лома черных и цветных металлов, а также на строительство новых объектов теплогенерации, работающих на угле и мазуте, и другие», — добавили в Минэкологии.

Продолжается и рекультивация челябинской городской свалки — пока половина челябинцев страдает в условиях самоизоляции. В этом году будет завершен технический этап рекультивации, в следующем — начнется высадка травы.

Все эти меры направлены на то, что количество выбросов в Челябинске (как и в Магнитогорске) должно снизиться не менее чем на 20% к 2024 году.

Объем выбросов в Челябинске должен снизиться на 20% к 2024 году

Напоследок немного об НМУ. Для тех, кто постоянно слышит эти буквы, но не до конца понимает суть явления: неблагоприятные метеорологические условия — это отсутствие ветра (штиль), слабый ветер (со скоростью от 0 до 2 м/с), туман, инверсия (отсутствие вертикального перемещения воздушных масс). В таких условиях, естественно, всякие нехорошие вещества, выхлапываемые трубами, плотно заседают над нашим челябинским котлованом.

При первой степени НМУ концентрация загрязняющих веществ должна быть снижена на 15–20%; при второй степени — на 20–40%; при третьей — на 40-60%.

Так, в 2019 году в Челябинске 137 дней в общей сложности продержались НМУ I степени, и всего два дня — НМУ II степени. Впрочем, эти цифры — исключительно капризы матушки-природы. Куда как интереснее будет понаблюдать по итогу года за объемами выбросов. И если снижение будет (а оно будет), то хотелось бы думать, что все же меры работают, а не только пандемия помогла.