Вот это танчики

Почему все путешественники мечтают попасть в Музей ЧТЗ

Андрей Ткаченко

Смеем предположить, что многие люди, играющие в танчики по всему миру, мечтают попасть в музей ЧТЗ. Ведь не случайно он вошел в 10-ку лучших музеев России по версии крупнейшего сайта путешествий. Модели первых тракторов, танков и самоходных установок, макеты двигателей многое рассказывают о силе оружия и мужестве людей.

Музей трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода им. В. И. Ленина (ЧТЗ) уже более полувека находится на главной улице города. Сегодня это место — образец советского музея. Экспозиция при тусклом освещении, состоящая из ретро-фотографий, макетов техники и отрисованных вручную баннеров, пропитана духом СССР и сперва даже кажется скромной в сравнении с современными музеями. Однако, когда узнаешь о сути, появляется совершенно другое звучание.

Музей находится на главной улице Челябинска

«С первого до последнего зала мы можем говорить о технике, о людях, о конкретных делах и победах, — говорит директор музея Надежда Дида. — Здесь в экспозициях мне не стыдно ни за одну биографию. Мы рассказываем о подвигах наших предков, а не о каких-то аватарах».

Первый зал показывает нам, как строился, пожалуй, крупнейший завод в Челябинске. Молодежь Поволжья, Урала и Сибири с огромным энтузиазмом взялась за дело в 1930 году и за три года возвела ЧТЗ. В 1933 году с конвейера уже сошел первый трактор «Сталинец-60», пока еще даже без кабины. Освоение Сибири и Дальнего Востока стало реальным благодаря этой машине с 60 лошадиными силами. Забегая вперед, скажем, что в последнем, пятом зале мы будем смотреть трактор с двигателем мощностью 800 л. с.

Директор музея Надежда Дида может рассказывать о тракторах и танках до утра

Во втором зале речь идет о дальнейшем развитии машиностроения — и здесь уже перед нами стоят тракторы с дизельным и газогенераторным двигателями.

«В той стране люди шли постоянно на удешевление — страна была небогатая, а тракторы нужны, — рассказывает Надежда Артемьевна. — Поэтому сделали машины, которые могли работать не на лигроине, не на бензине, а на дизельном топливе и на самых обычных дровах. И ведь эта техника работала в сложнейших условиях: даже когда замерзала Якутия в 1936–1937 гг. Осенью морозы ударили до −50 градусов, реку Лена сковало льдом и ни одна баржа не могла снабжать жителей предметами жизнедеятельности. По правительственной телеграмме наши тракторы по Транссибу дошли до станции Невер, потом до Якутска и там на Турий Взвоз они шли своим ходом по пересеченной тайге. Без кабин. Во время поездки водители вели журнал, как они не заморозили двигатели, как друг друга спасали от замерзания. Потом эти записи послужили созданию в 1946 году незамерзающего тракторного двигателя для освоения Антарктиды и тому, что сегодня наш завод приступил к выпуску арктического трактора. Все наши нефтяные, газовые, научные продвижения идут на север, поэтому и создается трактор, который бы работал при минус 60–70 градусах».

Трактор с дизельным и газомоторным двигателями

В третьем зале появляются танки. В годы Великой Отечественной войны завод ЧТЗ изготавливал 13 типов танков, здесь представлены шесть моделей: первая военно-промышленная машина — артиллерийский тягач, КВ, Т-34, ИС, СУ. Особенность комбината была в том, что только тут изготавливались тяжелые танки. 

«Когда Гитлер подходил к Сталинграду, стало не хватать средних танков Т-34, — продолжает Надежда Дида. — В декабре 1942 года сельские семьи проявили инициативу и стали сдавать деньги в Фонд Победы. На собранные средства завод ЧТЗ выпустил 150 танков под названием „Челябинские колхозники“. Один танк № 18 из этой колонны стоит у подножия Мамаева кургана, потому что именно эта колонна прорвала оборону Паулюса, а 2 февраля он сдался».

Моя собеседница знает о танках все и признается, что о каждом можно говорить до утра. И с удовольствием переходит к следующему макету с уважительным прозвищем «Зверобой» — гроза немецких «Тигров» и «Пантер».

Директор музея Надежда Дида

«Самоходная артиллерийская установка (СУ) сыграла большую роль в сражении на Курской дуге. Немецкие танки „Тигр“ имели толщину лобовой брони до 20 см, и наши танки не могли ее пробить издалека. А близко подходить было опасно. И тогда наши конструкторы во главе с Львом Трояновым за 25 дней создают „Зверобоя“: к корпусу танка КВ приваривают пушку. И тогда выпущенные массивные снаряды пробивали броню танков врага с расстояния 1,5–2 км».

Следующий танк ИС-2 похож на предыдущие, однако он на голову выше своих собратьев и считается машиной прорыва, которая освободила Европу. Главный конструктор завода Николай Духов ставил задачу сочетать в этом танке маневренность и точность. Ствол двигался не только по горизонтали вместе с башней, но и вверх-вниз. Однако после него появилась улучшенная модель — ИС-3. Уменьшенная копия также стоит в музее, а вот оригинал можно увидеть на Комсомольской площади.

В музее представлены шесть моделей танков

«Эта машина — танк Победы, потому как он вобрал в себя все лучшее, что было ранее, — с блеском в глазах отмечает Дида. — Раньше все знали, что ИС — танк Победы, а сейчас все чаще слышу о Т-34. Мы  не дорожим своей историей. Сегодня стыдно не знать, что этот памятник на Комсомольской площаде ИС-3 — нашим уральским танкоградцам, которые выпустили 18 тысяч танков. И это делает нам просчет в истории, которую сегодня пытаются переписать Европа и Украина».

Заканчиваем с танками и переходим в следующие залы, где можем посмотреть на тот самый незамерзающий двигатель, который в 1956 году помогал осваивать Антарктиду. Здесь же говорим о том, как тракторы поднимали народное хозяйство после войны.

«Уже тогда, в условиях железного занавеса, мы продавали наши тракторы в 87 стран мира. Мы приезжали в Европу и говорили, что мы с ЧТЗ. И всем все было понятно, потому как эти три буквы открывали мир».

Модели современных тракторов

Экспозиция музея ЧТЗ — настоящий подарок для тех, кто интересуется историей СССР, русского оружия и отечественного машиностроения. Экскурсии бесплатны, но лучше записываться заранее, потому как музей пользуется заслуженной популярностью.

Редакция «Челябинского обзора» публикует этот материал в рамках спецпроекта «Куда сходить в Челябинске» и не имеет коммерческих взаимоотношений с людьми и организациями, упомянутыми в тексте статьи.