Дороги не без дураков

Почему в Челябинске опасно ездить за рулем

Андрей Ткаченко

По улицам Челябинска бесстрашно рассекают ни много ни мало порядка полумиллиона автомобилей. Статистика ДТП при этом, мягко говоря, удручающая. Чем так страшны улицы южноуральской столицы — личный взгляд со стороны неопытного водителя.

Автор получила права больше пяти лет назад. Сдала и теорию, и практику с первого раза — конечно, не без нареканий, но в допустимые пять баллов на ошибки уложилась.

Уже больше половины срока действия удостоверения позади. За руль за все это время я садилась... три раза. Ну, может, четыре. Два из них — по загородным дорогам возле деревень и поселков. Еще пару раз — пыталась приспособиться к движению в родном городе. Увы, как-то не сложилось. И дело вовсе не в отсутствии личного транспорта — а в страхе, который охватывает меня каждый раз, когда я оказываюсь на улицах Челябинска.

Одна моя подруга спокойно водила машину, пока однажды не попала в аварию. Серьезных травм не было — хотя защемило шейные позвонки. Но с того момента она отказывается садиться за руль. Это вполне объяснимо. У автора, тьфу-тьфу, никаких ДТП пока не было в личном «портфолио». А вот страх все-таки есть и без того. Чтобы разобраться в причинах его появления, даже не нужно записываться на сеанс к психологу. Достаточно взглянуть на печальные данные.

Вот официальная статистика ГИБДД по России за июнь 2020 года. В принципе, по схеме все понятно: Челябинская область — в «красной зоне» по погибшим, что означает прирост к аналогичным показателям прошлого года аж на 12%.

Челябинская область — в «красной зоне» по приросту смертности в ДТП

А вот на другой карте можно увидеть самые опасные районы конкретно нашей области:

Карта аварийности Челябинской области

На ней видно, что самыми опасными являются районы вокруг Челябинска, в центре и на севере области, а также участки на «трассе смерти» М-5.

А вот, для общей картины, динамика аварийности за последний год в сравнении с предыдущими 12 месяцами:

Сравнение за последние два года

Даже без подсчетов, в принципе, заметно по диаграмме, что аварий и жертв стало меньше. Если сложить все цифры, то данные таковы:

За период июль 2018-го — июнь 2019-го:

  • 4 290 ДТП;
  • 415 погибших;
  • 5 554 пострадавших.

За период июль 2019-го — июнь 2020-го:

  • 4 053 ДТП;
  • 372 погибших;
  • 5 293 пострадавших.

Вроде статистика пошла в минус, но резким падением это не назвать. Показатели все еще высоки. Далеко ходить за сравнениями не надо — в соседних Свердловской, Курганской и Оренбургских областях ДТП происходит куда меньше. И если по двум последним вопросов нет, то ситуация в Свердловской, где куда больше населения, наводит на размышления. Больше аварий — на одну штуку за весь июнь — среди соседей только в Башкирии.

В Челябинске — около полумиллиона автомобилей

В ГИБДД Челябинска называют такие основные причины дорожно-транспортных происшествий:

  • несоблюдение водителями правил дорожного движения, таких как неправильный выбор скорости движения, несоблюдение приоритетов движения, нарушение правил перевозки пассажиров — что вроде очевидно.

Если рассмотреть общественный транспорт, то сюда добавляются:

  • отсутствие контроля за техническим состоянием подвижного состава при выпуске и на линии, за водительским составом со стороны должностных лиц предприятия;
  • принятие на работу неквалифицированного водительского состава.

Что касается нарушений ПДД, то самый страшный бич здесь — количество пьяных водителей за рулем.

«С начала текущего года сотрудниками Госавтоинспекции города Челябинска выявлены и отстранены от управления более 2 300(!) водителей, которые управляли транспортными средствами в состоянии опьянения, либо отказались пройти освидетельствование на состояние опьянения».

Справочно:

Только за полгода на территории города Челябинска по вине нетрезвых водителей произошло 57 дорожно-транспортных происшествий, в которых один человек погиб и 88 получили ранения различной степени тяжести«, — подобные сводки ГИБДД Челябинска публикует регулярно.

2 300 пьяных водителей за полгода. Страшные цифры на самом-то деле. Может, дело в том, что, по данным Минздрава России, Челябинская область входит в пятерку по стране по приросту новых алкоголиков? Хотя остальным участникам дорожного движения от осознания причин, конечно, не легче. Реальность, увы, такова — даже несмотря на огромное количество такси в городе, которыми можно воспользоваться, если принял на грудь. Но, видимо, 200 рублей есть 200 рублей. Некоторые предпочитают сэкономить на этом, при этом поместив в зону риска каждого пешехода, водителя и пассажира, с которыми они встретятся в этот день в дороге.

Еще одна беда: «За два месяца 2020 года в Челябинске произошло 284 ДТП с пострадавшими. И 166 из них — те, при оформлении которых инспекторы выявили НДУ (составили акт неудовлетворительного состояния автомобильной дороги, улицы). Были приняты все необходимые меры, выданы предписания по устранению выявленных недочетов», — рассказала нам ранее представитель ГИБДД Челябинска Алена Безменова. То есть мало того, что народ подбирается безответственный, для которого сесть пьяным за руль или без прав — как два пальца об асфальт, так еще и сами дороги то и дело подкидывают сюрпризы. Нет, конечно, профильному нацпроекту у нас теперь уделяют особое внимание. Даже в самом названии «Безопасные и качественные дороги» главное слово стоит на первом месте. В последнее время завершили строительство (хотя и пока отдельными этапами) трех развязок — Российская/Братьев Кашириных, Дарвина/Троицкий тракт, путепровод в районе Коксохима. Новые дороги послужат челябинским автомобилистам несколько лет.

Одна из частых причин аварий — неудовлетворительное состояние дороги

Но сколько еще дырявых, разбитых покрытий остается по всему городу и области, до которых непонятно, когда дойдет очередь? Ну латали в прошлом году, например, улицу Дзержинского. Причем тот участок, который, по мнению многих знакомых автомобилистов, в особом ремонте не нуждался — от путепровода «Челябинск-Главный» до «Авроры». А вот если заглянуть на Дзержинского дальше, вглубь Ленинского, то начинается трэш и угар. Узкая, разбитая улица, по которой и общественного транспорта мало ходит. Наверняка любой житель вспомнит свой подобный пример в ближайших ему кварталах.

Это, кстати, еще одна проблема в Челябинске — местами очень узкие улицы, часть из которых дополнительно заставлена припаркованными вдоль дороги машинами. Например, нередко приходится проезжать по улице Российской, которая при приближении к вокзалу сужается. А это — почти самый центр города, где массовый трафик. На таких участках не разгонишься, что, может, и к лучшему, но при интенсивном потоке в обе стороны двигаться еще опаснее. Удивительно: город все ругают, что асфальтом его залили, дескать, город для автомобилей, а не для людей. Да знаете, иногда кажется, что и для автомобилистов тоже нет.

В Челябинске в этом году в рамках проекта БКД отремонтируют 26 улиц

Но это все лирика. Главное — удручающая культура поведения за рулем. На днях стала свидетелем, как на перекрестке дорогу не поделили два автомобиля. Обошлось без столкновения, но просто разъехаться в данном случае для многих водителей, видимо, не вариант. Нужно устроить разборки, притормаживая друг друга и оглушая всю улицу воплем сирен (что, кстати, противоречит правилам).

Вот и получается — в автошколах ПДД основные выучат, корочки получат, а дальше пускаются во все тяжкие. Причем что водители, что пешеходы, которые зачастую несутся через дорогу перед носом у автомобиля на «красный» или там, где вообще перехода нет. Может, вместо уроков религии в школах вводить уроки ПДД? Даже тем, кто не планирует садиться за руль — да хотя бы жесты регулировщика пешеходам выучить лишним не будет. Потому что если с дорогами еще можно что-то сделать, то с наличием дураков надо бороться как-то особенно усердно.