По улицам Челябинска бесстрашно рассекают ни много ни мало порядка полумиллиона автомобилей. Статистика ДТП при этом, мягко говоря, удручающая. Чем так страшны улицы южноуральской столицы — личный взгляд со стороны неопытного водителя.
Автор получила права больше пяти лет назад. Сдала и теорию, и практику с первого раза — конечно, не без нареканий, но в допустимые пять баллов на ошибки уложилась.
Уже больше половины срока действия удостоверения позади. За руль за все это время я садилась... три раза. Ну, может, четыре. Два из них — по загородным дорогам возле деревень и поселков. Еще пару раз — пыталась приспособиться к движению в родном городе. Увы, как-то не сложилось. И дело вовсе не в отсутствии личного транспорта — а в страхе, который охватывает меня каждый раз, когда я оказываюсь на улицах Челябинска.
Одна моя подруга спокойно водила машину, пока однажды не попала в аварию. Серьезных травм не было — хотя защемило шейные позвонки. Но с того момента она отказывается садиться за руль. Это вполне объяснимо. У автора, тьфу-тьфу, никаких ДТП пока не было в личном «портфолио». А вот страх все-таки есть и без того. Чтобы разобраться в причинах его появления, даже не нужно записываться на сеанс к психологу. Достаточно взглянуть на печальные данные.
Вот официальная статистика ГИБДД по России за июнь 2020 года. В принципе, по схеме все понятно: Челябинская область — в «красной зоне» по погибшим, что означает прирост к аналогичным показателям прошлого года аж на 12%.
А вот на другой карте можно увидеть самые опасные районы конкретно нашей области:
На ней видно, что самыми опасными являются районы вокруг Челябинска, в центре и на севере области, а также участки на «трассе смерти» М-5.
А вот, для общей картины, динамика аварийности за последний год в сравнении с предыдущими 12 месяцами:
Даже без подсчетов, в принципе, заметно по диаграмме, что аварий и жертв стало меньше. Если сложить все цифры, то данные таковы:
За период июль 2018-го — июнь 2019-го:
- 4 290 ДТП;
- 415 погибших;
- 5 554 пострадавших.
За период июль 2019-го — июнь 2020-го:
- 4 053 ДТП;
- 372 погибших;
- 5 293 пострадавших.
Вроде статистика пошла в минус, но резким падением это не назвать. Показатели все еще высоки. Далеко ходить за сравнениями не надо — в соседних Свердловской, Курганской и Оренбургских областях ДТП происходит куда меньше. И если по двум последним вопросов нет, то ситуация в Свердловской, где куда больше населения, наводит на размышления. Больше аварий — на одну штуку за весь июнь — среди соседей только в Башкирии.
В ГИБДД Челябинска называют такие основные причины дорожно-транспортных происшествий:
- несоблюдение водителями правил дорожного движения, таких как неправильный выбор скорости движения, несоблюдение приоритетов движения, нарушение правил перевозки пассажиров — что вроде очевидно.
Если рассмотреть общественный транспорт, то сюда добавляются:
- отсутствие контроля за техническим состоянием подвижного состава при выпуске и на линии, за водительским составом со стороны должностных лиц предприятия;
- принятие на работу неквалифицированного водительского состава.
Что касается нарушений ПДД, то самый страшный бич здесь — количество пьяных водителей за рулем.
«С начала текущего года сотрудниками Госавтоинспекции города Челябинска выявлены и отстранены от управления более 2 300(!) водителей, которые управляли транспортными средствами в состоянии опьянения, либо отказались пройти освидетельствование на состояние опьянения».
Справочно:
Только за полгода на территории города Челябинска по вине нетрезвых водителей произошло 57 дорожно-транспортных происшествий, в которых один человек погиб и 88 получили ранения различной степени тяжести«, — подобные сводки ГИБДД Челябинска публикует регулярно.
2 300 пьяных водителей за полгода. Страшные цифры на самом-то деле. Может, дело в том, что, по данным Минздрава России, Челябинская область входит в пятерку по стране по приросту новых алкоголиков? Хотя остальным участникам дорожного движения от осознания причин, конечно, не легче. Реальность, увы, такова — даже несмотря на огромное количество такси в городе, которыми можно воспользоваться, если принял на грудь. Но, видимо, 200 рублей есть 200 рублей. Некоторые предпочитают сэкономить на этом, при этом поместив в зону риска каждого пешехода, водителя и пассажира, с которыми они встретятся в этот день в дороге.
Еще одна беда: «За два месяца 2020 года в Челябинске произошло 284 ДТП с пострадавшими. И 166 из них — те, при оформлении которых инспекторы выявили НДУ (составили акт неудовлетворительного состояния автомобильной дороги, улицы). Были приняты все необходимые меры, выданы предписания по устранению выявленных недочетов», — рассказала нам ранее представитель ГИБДД Челябинска Алена Безменова. То есть мало того, что народ подбирается безответственный, для которого сесть пьяным за руль или без прав — как два пальца об асфальт, так еще и сами дороги то и дело подкидывают сюрпризы. Нет, конечно, профильному нацпроекту у нас теперь уделяют особое внимание. Даже в самом названии «Безопасные и качественные дороги» главное слово стоит на первом месте. В последнее время завершили строительство (хотя и пока отдельными этапами) трех развязок — Российская/Братьев Кашириных, Дарвина/Троицкий тракт, путепровод в районе Коксохима. Новые дороги послужат челябинским автомобилистам несколько лет.
Но сколько еще дырявых, разбитых покрытий остается по всему городу и области, до которых непонятно, когда дойдет очередь? Ну латали в прошлом году, например, улицу Дзержинского. Причем тот участок, который, по мнению многих знакомых автомобилистов, в особом ремонте не нуждался — от путепровода «Челябинск-Главный» до «Авроры». А вот если заглянуть на Дзержинского дальше, вглубь Ленинского, то начинается трэш и угар. Узкая, разбитая улица, по которой и общественного транспорта мало ходит. Наверняка любой житель вспомнит свой подобный пример в ближайших ему кварталах.
Это, кстати, еще одна проблема в Челябинске — местами очень узкие улицы, часть из которых дополнительно заставлена припаркованными вдоль дороги машинами. Например, нередко приходится проезжать по улице Российской, которая при приближении к вокзалу сужается. А это — почти самый центр города, где массовый трафик. На таких участках не разгонишься, что, может, и к лучшему, но при интенсивном потоке в обе стороны двигаться еще опаснее. Удивительно: город все ругают, что асфальтом его залили, дескать, город для автомобилей, а не для людей. Да знаете, иногда кажется, что и для автомобилистов тоже нет.
Но это все лирика. Главное — удручающая культура поведения за рулем. На днях стала свидетелем, как на перекрестке дорогу не поделили два автомобиля. Обошлось без столкновения, но просто разъехаться в данном случае для многих водителей, видимо, не вариант. Нужно устроить разборки, притормаживая друг друга и оглушая всю улицу воплем сирен (что, кстати, противоречит правилам).
Вот и получается — в автошколах ПДД основные выучат, корочки получат, а дальше пускаются во все тяжкие. Причем что водители, что пешеходы, которые зачастую несутся через дорогу перед носом у автомобиля на «красный» или там, где вообще перехода нет. Может, вместо уроков религии в школах вводить уроки ПДД? Даже тем, кто не планирует садиться за руль — да хотя бы жесты регулировщика пешеходам выучить лишним не будет. Потому что если с дорогами еще можно что-то сделать, то с наличием дураков надо бороться как-то особенно усердно.