Автостопом до Алтая

Почему люди решают путешествовать на попутных автомобилях

Личная страница Артема Алексеева в «ВКонтакте»

Путешествия автостопом не пользуются популярностью у жителей нашей страны, несмотря на то, что это прекрасная возможность посмотреть мир, сэкономив при этом деньги. Челябинец Артем Алексеев рассказал «Челябинскому обзору», почему он решился доехать на попутках до небольшого поселка на Алтае.

Так вышло, что первый раз проехать автостопом 27-летнему предпринимателю из Челябинска Артему Алексееву пришлось совершенно неожиданно. Сломался фургон, в котором он летом 2016 года отправился с друзьями в тренинг-поход на Алтай. Тогда челябинец принял экстремальное решение: доехать оставшиеся 300 километров до пункта назначения на попутных автомобилях.

По какой-то невероятной иронии судьбы первой остановившейся машиной был... катафалк. К счастью, нашего героя это не смутило, и он воспринял ситуацию как повод для шуток. Оставшийся путь до поселка Акташ (Республика Алтай) челябинец преодолел за шесть часов и почти без приключений. На следующий год Артем намеренно решил добираться до маленького алтайского поселка на попутных машинах. Отправной точкой стал Новосибирск, до которого герой доехал на поезде. Еще 1000 километров предстояло преодолеть автостопом.

«Когда-то давно я читал отрывки из книги Антона Кротова „Практика вольных путешествий“ и вынес несколько главных правил этого туризма, — рассказывает Артем. — В первую очередь нужно выбрать правильное место на трассе, чтобы увеличить шансы поймать автомобиль. Это должна быть хорошо просматриваемая часть дороги, где автомобилистам разрешено останавливаться по правилам дорожного движения. Кроме того, у водителя должно быть достаточное количество времени для принятия решения: стоит ли брать вас с собой в дорогу. Поэтому одеваться нужно ярко, и в целом выглядеть опрятно и чисто, чтобы автомобилист решился вас подвезти. Остановившемуся водителю нужно улыбнуться и четко обозначить, куда конкретно вы направляетесь. При этом важно сохранять спокойствие и смотреть человеку в глаза, чтобы вызвать доверие».

Как правило, водители подбирают автостопщиков для того, чтобы скрасить путешествие приятным общением и не уснуть в пути за рулем. Поэтому главная задача человека, садящегося в машину — не просто разговаривать с автомобилистом, но и внимательно следить за дорогой.

Чтобы поймать автомобиль, Артем использовал классический жест: поднятый вверх палец

«Если на трассе много машин, то остановить кого-то практически нереально: каждый проезжающий мимо автомобилист думает, что человека подберет тот, кто едет позади. И напротив — путешественник с большей вероятностью сможет поймать машину там, где их мало, потому что водители чувствуют большую ответственность за идущего по дороге человека», — поясняет Артем.

Проще всего поймать автомобиль путешествующим вместе мужчине и женщине. Остановить машину в одиночку, как в случае Артема, уже сложнее. Также сложности возникнут у компаний, состоящих из трех-четырех человек: в машине элементарно не хватит места. Крайне не рекомендуется путешествовать в одиночку девушкам — можно нарваться на большие неприятности или попасть в опасную ситуацию.

К слову о безопасности: если вас настораживает поведение остановившегося водителя, а интуиция подсказывает, что с таким человеком лучше не связываться, следует оперативно принимать решение и отказываться от поездки. Лучше пройтись лишние пару километров пешком, чем подвергнуть себя опасности. Если водитель начал неадекватно вести себя уже в дороге, всегда можно сымитировать разговор по телефону и попросить его остановиться, потому что вас «заберут друзья».

«Как-то мне пришлось выезжать в сторону Горно-Алтайска поздно вечером, когда на дороге практически не было машин. Меня подобрала компания парней, и в середине пути выяснилось, что ни у одного из них не было водительского удостоверения. Кроме того, незадолго до этого ребята побывали в каком-то увеселительном заведении. Вместе мы проехали около 350 километров, и все это время мне приходилось быть максимально внимательным и следить за дорогой. Поэтому ночью лучше не останавливать автомобили: шанс поймать адекватного водителя практически равен нулю».

В случае, если время близится к ночи, лучше не рисковать и остановиться на ночлег в безопасном месте:

«Одному моему товарищу несказанно повезло: его подобрал какой-то чиновник из республики Алтай, накормил, сводил в баню и предоставил отдельное место для отдыха. У меня был вариант попроще: приходилось ночевать на „пенке“, расположившись вдоль трассы».

Ночевать приходилось на туристическом коврике, расположившись вдоль трассы

Кроме того, в путешествие нужно обязательно брать с собой вещи первой необходимости — максимально легкую палатку, дождевик, теплую одежду, бутылку с водой. Не забудьте захватить и прочие полезные мелочи: спички, репелленты от насекомых, лекарства, иголку с нитками, отвертку, маленькие плоскогубцы. Позаботьтесь и о еде. Лучше отдавать предпочтение питательным продуктам, которые не занимают много места и могут достаточно долго храниться: семечки, орехи, шоколад, сухари.

«Очень часто водители сами делятся едой с попутчиками. Также можно попросить остановиться рядом с магазином или пунктом питания. Однако все равно нужно иметь с собой запас еды и воды на тот случай, когда тебя могут оставить где-то посередине трассы, далеко от населенного пункта», — поясняет Артем Алексеев.

Ценные вещи, деньги и документы лучше хранить в специальной водонепроницаемой упаковке в отдельной маленькой сумке. Дело в том, что ваш большой и объемный рюкзак могут закинуть в багажник, и тогда у вас не будет доступа к ценным вещам. Кроме того, нужно следить за уровнем заряда мобильного телефона, а на трассе переводить его в авиарежим. Сотовая связь в пути очень важна, ведь в случае чего она может спасти жизнь.

Стоило проехать 1 000 километров на попутках, чтобы насладиться красотой природы Алтайского края

Путешествие автостопом — это прекрасная возможность посмотреть мир, завести новые знакомства и узнать что-то интересное, сэкономив при этом деньги. Однако у этого способа передвижения есть один большой минус.

«Необходимо иметь в запасе достаточное количество времени, потому что нет понимания, когда ты доберешься до пункта назначения, — поясняет собеседник. — В этом случае у тебя есть только надежда и примерный план. В дороге будет много неожиданностей: не факт, что люди остановятся, не факт, что попадется хороший водитель. Нет гарантий, что повезет с погодой: ты можешь проехать 100 километров и попасть в циклон. Тебе будет холодно, голодно и неуютно, а машины, как назло, будут проезжать мимо. Поэтому в любом случае лучше иметь при себе деньги, чтобы в любой момент можно было купить билет на поезд или автобус».

Однако многих путешественников эти сложности совершенно не смущают.

«Для тех, у кого имеются проблемы с деньгами, это единственный способ передвижения, и я знаю немало таких людей. В моем же случае это был эксперимент, чтобы попробовать что-то новое, испытать себя. Думаю, каждому стоило бы проехать автостопом. Зачем? Это меняет отношение к людям и делает тебя более открытым человеком. После таких путешествий я и сам поменял свое отношение к автостопщикам и теперь довольно часто подвожу таких людей. Теперь я понимаю, что чувствуют люди, решающиеся голосовать на трассе», — откровенничает челябинец.

Одним словом, автостопом лучше путешествовать тем туристам, которые не боятся рисковать, любят спонтанность и готовы в любой момент отправиться навстречу приключениям. Вы никогда не будете знать наверняка, что ждет вас в пути. Но ведь так намного интереснее, правда?