Эмоции на продажу

Почему креативный кластер в Челябинске необходимо развивать

Андрей Ткаченко

В Челябинске креатив никогда особо не тиражировался массово, на что есть веские исторические и социальные причины. Но в последние пару лет ситуация начала меняться, и это хорошо.

Так случилось, что за последние две недели мне дважды довелось побывать на площадке креативного кластера SVOBODA2 (нет, этот текст — не реклама, просто так совпало). Первый раз — на фестивале городской среды «Все просто», который проходит в Челябинске второй год подряд, а затем — на интервью с музыкантом и человеком-синтезом Фредди Генгером, сумевшим несколько раз провести в нашем городе фестиваль современного искусства MUCH Fest и сформировать качественную местную богемную тусовку, что, в принципе, само по себе — уже достижение.

Я всегда очень скептически относилась к подобного рода проектам — фестивалям чего-угодно-лишь бы красиво. Мне казалось, что это какой-то Энди Уорхол для бедных; что играть с завязанными глазами на розовом рояле и бить об стенку мешочки с краской, читать лекции о саморазвитии и чек-листах, делать шапочки из фольги и жгута и торговать еще где-то там в стороночке лавандовым латте с тройной наценкой — это, во-первых, как-то не по-детски чопорно, во-вторых, при этом всем слишком несерьезно. Что к настоящему искусству, крутым перфомансам это все не имеет никакого отношения. Да и к тому же ужасно вторично, потому что столицы и тот же Екатеринбург наигрались всем этим еще лет десять назад (про Европу вообще помолчу). Что такие наивные эксперименты делают и без того не самое богатое культурное пространство Челябинска еще более мелким, смешным, уязвимым с точки зрения критики. Но после того как пришлось два дня побыть на площадке «Все просто», а потом побродить по уже пустому кластеру перед интервью, меня внезапно осенило — речь тут не столько о популяризации искусства или урбанистики, сколько о поиске общности; о создании открытого и в то же время чрезвычайно замкнутого пространства, где «свой» и «чужой» опознаются на раз. Но при этом чужой легко может стать и своим, если поработает над собой и сделает вклад в развитие этой среды. В том числе и материальный.

Месяц назад я брала интервью у замечательного театрального критика Павла Руднева, который сказал емкую вещь. Цитирую: «В целом, десятые годы XXI века — это путь отказа от манипулятивности, которая нас окружает. Как избежать слияния с манипулятивной средой? Только путем вытаптывания небольшой территории вокруг себя. Создать некую неделимую сущность, стать цельным и при этом организовать вокруг себя культурное пространство. Не чувствовать себя все время жертвой обстоятельств, а взрастить микроклимат, питательную среду».

Мои родители, окончившие творческий вуз, рассказывали, что в начале восьмидесятых советская богемная тусовка была безжалостна: не читал «Сто лет одиночества» — иди к черту, с тобой даже и общаться никто не будет. В детстве это казалось ужасным цинизмом и излишеством, но когда я сама благополучно загремела в коллектив студенческого театра, то хорошо поняла, что не такая уж это и дурь — отсечение по схожим вкусам и глубине культурного бэкграунда. Тем более что, в принципе, каждый вхожий имел шанс улучшить свой уровень: достаточно было ознакомиться с историей драматургии, одолеть на должном уровне хотя бы школьную программу по литературе, прочесть парочку модных на тот момент пьес и проявить желание читать и учиться дальше — и все, иди сюда; ты наш, малыш.

Но вот кого наш милый театральный коллектив безжалостно отплевывал на самом входе — так это «чужих». Не то чтобы плохих людей, нет. Но тех, кому ни чтение, ни история искусства, ни умение выстраивать коммуникации в маленьком сложном коллективе не были интересны по определению. «Свои» же получали добрых друзей, уютный творческий мирок и звание «смотри каких интеллигентных» в глазах университетской общины.

Так вот. По сути, креативная экономика, которую сейчас всячески пытаются почти с нуля выковать в Челябинске — это то же закрытое, но при этом достаточно демократичное сообщество с относительно гибкими границами. Все эти ручные пасты, бетонные вазы, хэнд-мейд бусики, домотканая одежда по баснословной цене — и есть желание создать вокруг себя ту самую удобно вытоптанную среду, но при этом и еще заработать на этом денег. И слава богу. Охотнее всего человек платит за новые эмоции и возможность стать частью сообщества. Своего, нового, интересного. Быть частью такой группы — неотъемлемая потребность каждого, даже самого закоренелого циника и индивидуалиста. Платить за «свой» товар в «своем» месте, где красиво, улыбчиво и уютно — и значит, в общем, быть звеном такого сообщества.

Любой фестиваль, на котором обучают, развлекают и продают — тоже часть большой тусовки «для своих». Вы скажете, что туда может зайти каждый. Но дело в том, что людям, чей уровень духовных притязаний уже не позволяет выйти за пределы сообщества, определяемого приставкой «гопо», и сами туда не придут. Им эта атмосфера покажется слишком некомфортной, слишком обязывающей, к тому же они не привыкли платить за настроение и общение. Те же, для кого легкая коммуникация и открытость являются нормой, для кого качество жизни зависит от качества окружающей среды — быстро считают этот запрос и выложат энную сумму за, во-первых, причастность к хорошей тусовке, во-вторых, за относительную безопасность внутри нее. И чем больше людей будет вовлекаться в это, тем больше вероятности, что пространство вокруг нас будет преображаться. Любое чувство заразно — в том числе и чувство слепящей радости от сопричастности к единомышленникам.

Сейчас в «свободном» кластере еще немного арендаторов, но если они сумеют раскрутить свою площадку до уровня главной креативной точки города — это будет успех. Если мероприятия, столь же странные, сколь и интересные, выйдут за пределы камерных тусовок на квартирах, театральных подвалов и маленьких баров, и займут относительно крупные площадки, станут явлением массовым — есть шанс сообщить это настроение большому количеству горожан. Никто не претендует на оригинальность и эксклюзивность — как сказал тот же организатор MUCH Fest Фредди Генгер, в эпоху постмодернизма все давно уже украдено до нас. Но если современное искусство и завязанная на нем креативная экономика — это возможность получить позитивные эмоции, причем здесь и сейчас и, кстати, за не такие уж великие деньги — то этот нематериальный продукт в Челябинске востребован, пожалуй, как никакой другой.