Новогоднее помешательство

Почему главный зимний праздник постепенно теряет свое очарование?

Андрей Ткаченко

До начала 2023 года остался всего лишь месяц. Хотя складывается такое впечатление, что празднования идут уже не первую неделю. Все вокруг — магазины, рестораны, маркетплейсы и так далее — пытаются привнести новогодний вайб. Но почему-то главный праздник из-за этого все больше теряет свой смысл. Вы с этим согласны?

Завершился ноябрь. Помимо неожиданных морозов, чем еще может запомниться этот месяц? В принципе, привычной картиной последних лет — сумасшествием на распродажах. Тут вам и всемирный день шопинга, 11-е число. Под конец месяца — уже набившая оскомину «черная пятница». Судя по рекламным роликам, много где эта «пятница» продолжается до сих пор. Все эти «невероятные распродажи», «безумные скидки» и «самые выгодные акции», вероятно, продлятся и до самого Нового года.

Давно уже ни для кого не секрет, что зачастую такие скидки у недобросовестных продавцов — липовые. Нарисовать цену, от которой потом отнимут «невероятные 90%», в общем-то, просто. Но сами покупатели, зная обо всех манипуляциях и маркетинговых ходах, несутся сломя голову за покупками. По данным одного платежного сервиса, количество покупок в минувшую черную пятницу выросло почти на 40% по сравнению с прошлым годом!

Почему речь про новогоднее помешательство зашла с ноября? Да потому что в последние годы кажется, что это все звенья одной порочной цепи. Новый год стал праздником не для семьи и друзей — а для маркетологов и продавцов. Ноябрь заканчивается — а акции нет. С ними начинаются уже предновогодний ажиотаж и безумие в магазинах.

Празднование с каждым годом начинаются все раньше

Сейчас ожидать главный зимний праздник у нас начинают... примерно с октября. Все витрины начинают постепенно увешивать игрушками, гирляндами, мишурой. И ладно, если это сделано красиво и уютно. Но порой это дешевые пластиковые шары, валяющиеся на всех прилавках, или мигающий ад для эпилептиков.

Все эти украшения, с одной стороны, заранее позволяют проникнуться уютной зимней атмосферой, с другой — самый долгожданный праздник года теряет свою значимость. В чем радость ожидания таинственной волшебной ночи, когда исполняются все твои желания? Ведь теперь эта ночь «размазывается» на пару месяцев.

И, конечно, второй главный атрибут предпраздничной суеты — толпы в магазинах. Покупатели носятся как сумасшедшие по всем торговым центрам и супермаркетам, сметают все запасы на маркетплейсах.

Мне недавно нужно было купить абсолютно банальную и полезную в быту вещь — набор кухонных принадлежностей. Не в подарок, а для себя. Да, выпало на период распродаж, так бывает. Иногда вещи ломаются или становятся очень нужны в самое неподходящее время.

Праздничная атмосфера очень важна — но в меру

Но с покупками я обычно стараюсь не торопиться — и вот тут-то вся загвоздка. За несколько дней ценник изменился трижды, а потом нужный мне цвет и вовсе пропал. А как же время на подумать, на подобрать вариант?.. С одной, опять же, стороны — сама виновата, нечего щелкать клювом. С другой же — почему я должна поддаваться всеобщему безумию и хватать все товары подряд с «супер выгодными предложениями», чтобы не остаться ни с чем?

Нет, я прекрасно понимаю. Подарки нужны и важны. Но сделано это все как-то не очень правильно. Сама ценность праздника — как повода приятно провести время с родными и близкими, пожелать друг другу хороших вещей — словно ушла на второй план. А первые ассоциации, что приходят на ум в связи с Новым годом — барахолки, очереди, толпы, скидки, скидки, «скидки»...

Магазины делают рекордные выручки в конце года — и покупатели всячески этому способствуют

Что же делать? Выход очень простой: наверное, стоит покупать подарки заранее, в течение года. Пусть полежат, подождут своего часа (если у вас, конечно, не принято дарить скоропортящиеся продукты). Плюсов много: это избавит и от предпраздничной суматохи, и даст время хорошо подумать и выбрать необходимую вещь. И почему-то, кажется, позволит сэкономить больше, чем во все эти безумные пятницы. Скидки и акции у многих продавцов проходят постоянно в течение года — и могут оказаться куда честнее, чем те, на которые массово ведутся покупатели. Да и проще будет равномерно распределить трату средств, а не влезать в кредиты перед праздниками. А это не шутки — в том году была целая волна новостей, что люди готовы брать займы на празднование Нового года! Еще посмотрим, что будет в этом...

И, наверное, стоит помнить — главное в празднике не количество мишуры (во всех смыслах), а внимание и тепло, которое мы дарим близким людям. Да, банальная и простая мысль — но в последнее время она как-то стала особенно важной.