Цена пятерки 

Почему челябинские школы переходят на 100-балльную систему оценки знаний

Андрей Ткаченко

С января 2019 года некоторые челябинские школы перешли на стобалльную систему оценки знаний. На смену среднеарифметическим отметкам пришел средневзвешенный балл. Такая новость буквально ошарашила многих родителей: они паникуют и пишут возмущенные посты в социальных сетях. «Челябинский обзор» решил разобраться, что предполагает переход на балльную систему и зачем он нужен.

Челябинка Екатерина Захарова на своей странице в  Facebook сообщила, что в школе № 54, где учатся ее дети, ввели 100-балльную систему оценки знаний. Родительница не понимает и заранее не одобряет новшество.

«Зачем это все надо, родители просто в шоке, — говорит Екатерина. — Бедные дети, как подопытные кролики, не знаешь чего ждать завтра. То ЕГЭ, то проекты разные придумывают, а теперь еще вот что. Получается, одному можно ставить максимальные баллы, а другому по нулям?»

Кроме того, женщина заявляет, что с 14 января все школы Челябинской области перевели на стобалльную систему. При этом надо понимать, что ребенок получает ровно ту же отметку — 2,3,4,5, только «стоит» она теперь по-разному, то есть оценка получает вес.

Новая система предполагает те же оценки, только теперь они имеют вес

«Челябинский обзор» сделал запрос в региональное министерство образования, а также в городской комитет по делам образования — информация о переводе всех школ не подтвердилась.

«Ни министерство, ни орган местного самоуправления не участвуют в принятии этого решения, — комментируют в управлении образования. — Чаще всего решение о том, по какому критерию будет оцениваться работа учеников, принимается на педагогическом или методическом совете школы. Обычно к обсуждению приглашается и какой-то общественный орган, например, родительский или попечительский комитеты. По итогам решения этого большого совета готовится приказ, на основании которого действуют педагоги».

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов говорит о том, что каждая школа может устанавливать иную, отличную от пятибалльной систему оценивания учебных достижений. При этом итоговые результаты (четвертные и годовые) выставляются по пятибалльной шкале — для этого образовательные организации переводят баллы в оценку. Например, если ученик набирает 16–20 баллов — «пять», 11–15 — «четыре» и так далее.

«Иные системы разрабатываются для более точного учета знаний, так как традиционный подход, когда успехи ребенка оцениваются от 1 до 5, не всегда корректен», — считает Александр Игоревич.

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов считает, что традиционный подход, когда успехи ребенка оцениваются от 1 до 5, не всегда корректен

В комитете по делам образования уточняют, что в Челябинске многие школы уже давно практикуют балльную систему. Однако сколько конкретно школ на сегодняшний день перешли на расчет средневзвешенного балла — неясно, так как комитет не ведет такого учета.

Нам удалось поговорить с директором МБОУ СОШ № 116 Татьяной Трапезниковой — с 1 сентября 2018-го их школа перешла на стобалльную систему. Директор убеждена, что оценивание стало более прозрачным и эффективным.

«Расчет средневзвешенного балла благотворно влияет на улучшение качества образования, — рассказывает Татьяна Васильевна. — К сожалению, многие родители ориентированы не на знания своего ребенка, а на его оценки. Часто родители рассуждают так: например, среднеарифметический балл ученика 3,5, так почему учитель ставит 3, нужно же округлять в пользу ребенка. Я как педагог делаю из этого вывод: родитель недопонимает, что если у ребенка средний балл 3,5 — то у него есть проблемы, значит, какие-то темы он не усваивает. Четверку поставить нетрудно, главное ведь, чтобы знания были устойчивые. Поэтому мы решили перейти на средневзвешенный балл. Поясню, чем эта система лучше.

Некоторые дети и родители всю четверть спокойно, неспешно учатся, а за две недели до окончания четверти активизируются с целью получить лучшую оценку за четверть — начинают приносить дополнительные задания, рефератики и так далее и тому подобное. Таким образом набираются хорошие оценки за незначительные работы — среднеарифметический балл выходит лучше. Но на уровень знаний и качество образования ребенка ведь эти работы не повлияли. Новая же система предполагает те же оценки, только теперь они имеют вес. Так, например, обычное домашнее задание весит 10 баллов, а контрольная работа — 40 баллов. Мы понимаем, что отметка „5“ за домашнюю работу и за контрольную — неравнозначны. Теперь для того, чтобы получить хорошую отметку по итогам четверти, ребенку не надо накапливать какие-то мелкие незначащие работки. Ему надо вернуться к той теме, которую он усвоил недостаточно, доучить и пересдать эту контрольную. Мы считаем, что такой подход качественно улучшает уровень знаний у детей».

Прежде чем перейти на баллы, школа поработала с этой системой в экспериментальном режиме в прошлом учебном году в четвертой четверти.

«Для нас было важно понять, насколько трудоемким будет этот переход, — продолжает Татьяна Трапезникова. — И надо сказать, что забот у учителей поприбавилось: нужно было разработать балльную систему, определить, какая работа и сколько баллов весит, какая система доработки должна быть. Плюс мы четко отследили, как средневзвешенный балл влияет на отметку ученика. Интересная получилась вещь: дети, которые имеют привычку болеть во время контрольных работ, недосдавать самостоятельные работы, а потом нагонять домашними рефератами — у них снизилась отметка за четверть. Еще выявилась группа детей, для которых средневзвешенный балл очень удачен. Ни для кого не секрет, что есть активные дети, легко отвечающие и поднимающие руки на уроках, а есть дети стеснительные. Они боятся поднять руку, выйти к доске. Зато теперь на срезовых заданиях получают хорошие баллы и, соответственно, повышается отметка».

Директор признается — когда был начат эксперимент, со стороны родителей не было особого понимания. Изменение привычной схемы привело к возмущениям. Однако как только взрослым просто и доходчиво разъяснили, сколько будет весить оценка за ту или иную работу — недовольных не осталось.