Дороже некуда?

Почему челябинцам добраться до соседнего города дешевле, чем до соседнего района

Андрей Ткаченко

Надпись «высокий спрос» все чаще на экранах смартфонов. Цены на такси неизбежно растут, как и недовольство граждан. Стоимость поездки из одного района в другой порой уже превышает цены на междугородние рейсы автобусов. Отчего так? И долго ли челябинцам предстоит это терпеть?

Добраться в отдаленные районы Челябинска на общественном транспорте в вечернее время (и нет, речь не о поздних 10 часах вечера, а всего лишь 8–9) с каждым разом становится все проблематичнее. И ты стоишь, как Хатико, в ожидании нужного тебе маршрута, который, увы, не приедет. На вопрос, почему автобус или маршрутка, которые по расписанию должны ходить до 10 вечера, а то и позже, перестают выходить на рейс еще до наступления тьмы (а темнеет сейчас рано) — ответа нет. Чаще это касается водителей маршрутного такси, которые не выполняют требования, предусмотренные контрактом.

В договоре, который перевозчик заключает с Управлением транспорта Администрации Челябинска, учитывается общее количество транспортных средств, прописывается расписание, устанавливается время прибытия и отбытия транспортного средства от остановок общественного транспорта и так далее.

Но разговор наш пойдет не об общественном транспорте, который в вечернее время ходит, как пожелает, а о такси. Не дождавшись своего, например, троллейбуса, челябинцы открывают приложение городского такси (или звонят по номеру телефона) и вызывают себе комфортную машину, которая довезет от точки А прямиком до подъезда. Но. Заказывая такси, челябинцы сталкиваются с двумя проблемами: машина не едет, цена за поездку превосходит ожидания.

Подобное произошло и со мной. Уехать на общественном транспорте в 21.20 вечера из Советского района в Центральный я не смогла. Как оказалось позже, уехать на такси тоже было весьма проблематично. Изначально была борьба с ценами — постоянный мониторинг, авось спадет. Но минимальные на тот момент (против обычных 160-170 рублей — и вновь «привет» высокий спрос) 380 рублей с каждой минутой набирали обороты, пока не дошли до 600. Время поджимало, выехать в назначенное место я должна была еще 40 минут назад, поэтому такси пришлось вызывать за «бешеные деньги». На тот момент минимальная стоимость заказа составляла 400 рублей. Поиск машины из указанных в приложении «6 минут» затянулся до 30. Такси так и не было найдено даже за «тройную плату».

Поиск такси продлился 30 минут. Машина так и не была найдена

Вызвать машину я пыталась и через приложения популярных агрегаторов такси, и через звонки операторов транспортных компаний. Было ощущение, будто в этот вечер весь Челябинск разом решил воспользоваться услугами сервисов.

Но чудо все же случилось. Спустя час машина была найдена. Через 8 минут я уже сидела на заднем сиденье автомобиля. На вопрос, почему так долго, а главное дорого, таксист ответил с грустью в голосе:

«Водителей мало, заказов много, вот цены и повышаются постоянно. Я сегодня без обеда, с утра до вечера заказы идут».

Однако подобное происходит не только в темное время суток, но и по утру, в обед и под конец рабочего дня. Надпись «высокий спрос» уже все чаще не уходит с экрана смартфона, а машину так же проблематично найти.

Бывает трудно вызвать такси и в дневное время

«Стоимость услуг такси зависит от цен на бензин и газ, от других затрат на ведение деятельности. На стоимость также влияют дорожные и погодные условия, сезонность, уровень конкуренции. Цена поездки на такси в целом определяется балансом спроса и предложения, за какую сумму пассажир и водитель согласны поехать в данное время в данном районе. Цена динамически меняется даже в течение суток, — объясняет специалист отдела по связям с общественностью сервиса „Максим“ Екатерина Мамай. — Последние дни в Челябинске действительно сохраняется повышенный спрос на поездки. В основном это связано с погодными условиями, из-за которых люди стали еще чаще вызывать автомобили в утренние и вечерние часы-пик. Соответственно, увеличились и цены. Отметим, что осенью, когда погода часто меняется на более холодную или дождливую, колебания цен на такси тоже не редкость».

«Стоимость поездок на такси формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов: загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии. Каждый из этих факторов может повлиять на изменение стоимости поездки. Алгоритмы сервиса предусматривают повышающие коэффициенты — это ключевой механизм баланса спроса и предложения в такси. Наличие повышающих коэффициентов позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает. В конце лета, и особенно накануне начала учебного года повышенный спрос на такси и доставку могут приводить к росту стоимости поездок», — сообщает пресс-служба сервиса городской мобильности Ситимобил.

Сами водители в личном разговоре признаются, что и сами не рады таким «конским» ценам. По их словам, большая часть прибыли от завышенных тарифов идет агрегатору, а в личный кошелек капает базовый процент. Так что не сказать, что шоферы прям купаются в золоте. Сейчас они, чтобы побольше заработать, возлагают надежды на уже анонсированное появление нового сервиса по заказу такси. Речь идет о китайском агрегаторе такси DiDi. Представители компании уже заявили, что для завоевания челябинского рынка включат жесткий демпинг, и пообещали водителям высокие заработные платы, а клиентам — низкую стоимость поездки. Однако не можем не вспомнить при этом, как заходили на наш рынок Uber и Yandex несколько лет назад с аналогичными «плюшками». Как только водители и клиентура набрались и рынок устоялся, от заманчивых цен не осталось и следа. Так что не исключено, что и DiDi последует по той же бизнес-модели, а значит и через несколько месяцев этот текст окажется актуальным и вновь...

P.S. Впрочем, на сей раз конкурентом агрегаторам (без шуток) вполне себе может выступить и общественный транспорт. Областные власти и лично губернатор Алексей Текслер прилагают немало усилий, чтобы изрядно взбодрить эту сферу перевозок. В город десятками прибывают новые автобусы. Обновляются трамваи; обещается, что троллейбусные линии получат новую жизнь. Так что в будущем, когда вместо томительного ожидания или ржавой маршрутки к остановке даже поздним вечером подъедет чистый, современный, низкопольный автобус (троллейбус, трамвай, нужное подчеркнуть), к вызову такси рука уже и не потянется.