Ее величество орган

Органный зал Челябинска — уникальное место, где сплелись достижения музыки и архитектуры

Андрей Ткаченко

Если хочется отдохнуть телом и воспарить душой, то нужно идти сюда — в Челябинский зал органной и камерной музыки «Родина». Здесь находится самый величественный из музыкальных инструментов, и мелодия, кажется, льется прямо с небес.

Экскурсию для поклонников классики и просто любопытных гостей провела директор зала органной и камерной музыки «Родина» Ирина Андреева. Театр обычно начинается с вешалки, а здесь все начинается прямо с фойе.

В оформлении зала гармонично сочетаются два стиля: советской эпохи и образы мира искусства. В целом тут господствует дворцовый стиль — голубой и золотой цвета, хрустальные люстры. Повсюду литые украшения — авторские работы. А на лестницах, ведущих в зал — пейзажи Челябинской области и Крыма. Но чтобы добиться такой красоты, пришлось немало поработать.

В оформлении выбран торжественный и нарядный дворцовый стиль

В 1986 году в храме Александра Невского на Алом поле был создан органный зал Челябинска — он прослужил городу 28 лет. В 2010 году было принято отдать помещение РПЦ, но гордость зала — сам орган — не мог пропасть просто так. Ирина Андреева рассказала о непростой работе, которую провели, когда для органа нашли новый дом в полузаброшенном здании кинотеатра «Родина».

По задумке архитектора Татьяны Маевской здание подняли на восемь метров в высоту и, чтобы сохранить пропорции, увеличили на те же восемь метров в ширину: по четыре с каждой стороны. Два получившихся «кармана» по бокам несут несколько функций: они — и опора для здания, и дополнительное пространство для посетителей, и отличная защита от уличного шума. 

Удивительно, но история повторила свой виток. Помогали с переездом те же три специалиста из Германии, что ставили орган в храме Александра Невского 28 лет назад. Две недели занял демонтаж инструмента, два месяца — сборка, и еще два с половиной ушло на интонировку — настройку органа. Переезд прошел в 2014-ом, в год культуры. И с тех пор для органного зала началась новая жизнь, за которой мы и можем сейчас наблюдать.

Директор Ирина Андреева не только показала орган, но и сыграла на нем

Первое, что замечают зрители непосредственно в самом помещении, где проходят концерты — особые температурные условия, которые поддерживаются в течение года: 22 градуса и почти 60% влажности. Это необходимо для сохранения инструмента. Электрики и инженеры следят за микроклиматом — в закулисье, куда посетителям просто так не попасть, расположен цех кондиционеров.

Чтобы зрители могли как можно сильнее насладиться звучанием труб органа, необходима особая акустика зала. Реверберация (процесс постепенного затухания звука при его многократных отражениях в замкнутом помещении — прим. редакции) по техническому заданию должна составлять 2,9 секунды в пустом зале и 2,5 — в заполненном. В итоге, по замерам, ревербация составила 3 секунды, так что с задачей специалисты справились на «отлично». «Мы хотели, чтобы сохранилась храмовая акустика. Это был самый большой риск — не потерять хорошую акустику», — признается директор.

Ни один квадратный сантиметр помещения не потрачен зря. Зрители видят вокруг множество декоративных элементов — резные колонны, балкончики, лепнины и гравюры, но все это не просто украшения. По проектам специалистов, 72% зала должны иметь декоративные детали и членения — для отражения звука.

Все в зале сделано для лучшей акустики

На звучание тут работает буквально все, вплоть до мелочей. В зале особые акустические кресла — с пустотами, чтобы не поглощать звук, и сделаны они из экологически чистых материалов — кокосового волокна и ясеня. Не позабыли и об удобстве зрителей. Спинки кресел — с оптимальным наклоном. Есть и более объемные кресла для больших людей, и более узкие — они дешевле. Всего в зале 300 посадочных мест. На них проливается свет с высокого потолка. Здесь сияет люстра паникадильно-ярусно-кольцевого типа. Она служит не только для освещения и красоты, но и для оздоровления, отмечает Ирина Андреева. Еще две подобные люстры есть в Большом театре Москвы и в Австрии.

У многих, вполне справедливо, орган ассоциируется с католичеством. Но здесь, памятуя о прошлом инструмента в храме Александра Невского, сохранили православные элементы — в декоре, в символике. На проспекте, «лице» органа, находятся 33 трубы, а створки напоминают то ли алтарь, то ли иконостас.

Кстати о трубах. Их здесь 2504, разной длины и диаметра. Сплав из пяти металлов: алюминия, олова, свинца, серебра и меди, — позволяет добиться чистейшего, уникального звучания. Оно и правда уникально — после переезда у органа появилось два новых регистра: челеста и ксилофон. Таких больше нет во всей России (регистр — ряд труб, которые вместе как бы образуют единый инструмент — прим. редакции).

33 трубы на лицевой части и еще более двух тысяч спрятаны от глаз

Восемь метров в высоту, весом более девяти тонн и состоящая из 80 тысяч деталей — такова «королева» зала. «У нашего органа женское лицо. И мы обращаемся к ней ваше высочество, ваше величество», — признается директор. В немецком языке слово «орган» — женского рода. И две женщины руководили немецкой фирмой-производителем инструмента. Также у ее величества есть и «дочка» — маленький передвижной орган голландского производства. С ним планируют давать гастроли не только по России, но и за рубежом.

«Органный зал — это наш подарок городу. Мы построили его на долгие годы. В рамках этих экскурсий мы водим мобильные небольшие группы, ведь у нас в городе много приезжих. Недавно были люди из Австралии, Японии. Мне приятно, что наш зал любим и привлекает внимание жителей города и наших гостей. Люди, которые приходят на экскурсии, делают для себя много открытий. И я надеюсь, что они будут нашими постоянными слушателями, грамотными слушателями. Когда мы встречаемся перед экскурсиями — мы все чужие друг другу, а когда расстаемся, мне кажется, что мы стали одним коллективом. Потому что орган — созидающий инструмент», — подводит итог Ирина Андреева.

В органном зале всегда рады посетителям

Посетителям экскурсии удалось не только познакомиться с залом изнутри, но и оценить то, ради чего, собственно, и стоит приходить сюда. «Air» Баха и «Свадебный марш» Мендельсона вместе с другими композициями раздались под сводами зала, вызывая трепет и восхищение. Недаром орган — король музыкальных инструментов, его звучание сложно описать словами, оно глубоко и многогранно, кажется, оно вбирает в себя песнь целого оркестра и даже больше. Отражаясь и заполняя все пространство, звук вонзается в душу. Его нужно почувствовать самому, и для этого — прийти сюда.