Ольга Коршунова:

«Челябинские подушки интересны даже в Арабских Эмиратах»

Андрей Ткаченко

Челябинская предпринимательница прогремела на всю страну. Ольга Коршунова завоевала Национальную премию «Бизнес-Успех». За счет чего удалось обойти конкурентов и что дает победа для карьеры? С героиней пообщались главные редакторы издания «Челябинский обзор» и радиостанции «Business FM» Матвей Кондрашов и Андрей Фролов в рамках совместного медиапроекта.

— «Бизнес-успех» — это действительно знаковый конкурс в масштабах страны. На финал в Москву приехали более тысячи гостей из разных регионов России. Но это далеко не единственные состязания. И я наблюдаю на них рост количества женщин. Причем они не только участвуют, но и побеждают. А что вас побудило выставить проект на всю страну?

— У нас бизнес с 2002 года. Но он был узкоспециализированным: нас знает машиностроение, автомобильный бизнес. 17 лет мы накапливали знания, опыт. И настал момент, когда захотелось заявить о себе с народным продуктом.

— И все же сначала об истории. С чего начали, какие предприняли первые шаги?

— В 2002 году у меня муж уволился из армии. Тогда в стране пошла волна сокращений из вооруженных сил, и он в нее как раз попал. Встал выбор — чем заниматься? Он закончил программу MBA, и мы начали искать нишу. Буквально случайно обнаружили, что в Урало-Сибирском регионе никто не производит пенополиуретан. Муж съездил в Польшу, изучил там химическое производство, привез оборудование, и вот с этого у нас началось.

Первые же проблемы начались, когда надо было найти помещение. Мы заняли картофелехранилище. Вы представляете, каково это — голые стены переделать под производственные мощности? Конечно, это было неимоверно трудно, не было такой поддержки, как, допустим, сейчас по кредитам, разным программам, обучению. Но, допускаю, что все эти трудности и позволили гораздо интенсивнее работать

В 2009 году муж, к сожалению, трагически скончался. Пришлось весь бизнес переключить на себя.

Дорога к победе в конкурсе растянулась на 17 лет

— Что вы показывали на этом конкурсе и почему жюри выбрало именно вас?

— В 2015 году мы привезли на предприятие немецких специалистов и начали делать ортопедические изделия с эффектом памяти. В том числе противопролежневые средства. Мы оснастили наш хоспис этими средствами и получили весьма положительные отклики. Но так как ортопедическими изделиями занимаются многие, мы пошли дальше, и на основе наших изделий создали продукт, который снимает ЭКГ. Дистанционно: человеку не надо никаких датчиков, он просто ложится на подушку или валик, и у него считывается кардиограмма.

— Вы знаете, параллельно в Челябинске проводится стартап-форум для начинающих бизнесменов. Так вот наш корреспондент туда отправилась, пообщалась с стартаперами: ребята закончили Агроинженерный университет, но решили уйти в бизнес. Но с какими-то странными для меня представлениями: открыть онлайн-магазин и потеснить таких гигантов, как Amazon и eBay, причем за несколько сотен тысяч рублей. У меня ощущение сложилось, что в Челябинске бизнес рассматривают по шаблонам двадцатилетней давности: купить в Китае подешевле и продать здесь с наценкой этак в 300 процентов. А как вы себе это представляете?

— Это перестало работать уже лет 10 назад. Сейчас, когда я рассматриваю пути развития нашего региона, вижу перспективу именно в производственных предприятиях. Время дешевых товаров ушло, пришло время инноваций, продукта «цена/качество».

— Но качество не может стоить дешево.

— Оно не может стоить дешево, когда проходит через несколько посредников. А если действует схема: производитель — покупатель, по сути, расценки вменяемые.

— Конкурс «Бизнес-успех» позволяет предпринимателю раскрутить свое дело. Какую вы для себя увидели дополнительную поддержку?

— Несомненно, это дало огромный потенциал. Во-первых, осознание того, что твой продукт лучше других, уже само по себе вселяет уверенность в дальнейшем развитии. Во-вторых, мне, как победителю, подарили полуторагодовалый курс MBA. А это новые знания и умения. Ну и когда вращаешься в этом обществе, общаешься с другими предпринимателями, появляется уйма решений и планов. Всем советую участвовать в конкурсе: даже если нет победы, все равно получится подтянуться на уровень выше.

Можно ли потеснить мировых гигантов за 300 тысяч рублей?

— А вот тем начинающим бизнесменам, которые хотят за 300 тысяч свергнуть мировых монополистов, что посоветуете?

— (заминка) Наверное, спуститься на Землю (общий смех). Я бы тоже так хотела, но успешных опытов не знаю.

— Вы начали осваивать новую нишу. Но другие победители выстрелили с вполне традиционным продуктом. Вот, например, бизнесмен из Нижнего Новгорода выпускает соленья, квашения, маринады. Так вот у него клиенты — почти все продуктовые сети, а капусту квашеную недавно отгрузил в Канаду и даже Австралию. Так ли уж нужны инновации?

— Он нас угощал, капуста действительно вкусная (смеется). Но тут чистой воды маркетинг. Тоже молодец, сумел красиво развернуться.

— Так что тогда надо сделать, чтобы победить? Подать красиво продукт, заявить о каких-то, может быть, социальных целях?

— Жюри прежде всего приветствует, чтобы это был продукт, который уже продается, выведен на рынок, а не просто идея. Должна быть понятная презентация. Немаловажно и то, как рассказать — возможно, придется пройти какие-то курсы ораторского мастерства. Потому что самое главное — уметь преподнести, показать продукт с горящими глазами, чтобы в тебя жюри поверило.

— Последний вопрос: начали с пенополиуретана, теперь подушки. Все мы понимаем, что бизнес — это постоянное развитие. Вот вы стали финалистом, что дальше?

— В ближайшее время сосредоточимся на выходе на новые рынки. У нас планы большие, мы хотим за пределы Российской Федерации выйти. Есть уже интерес к нашей продукции со стороны Арабских Эмиратов. Мы сделали подушку, которая охлаждает! Раз там это востребовано, почему не занять нишу? Ну и в целом планируем осваивать дальнее зарубежье. Есть интерес со стороны Чехии. Так что почивать на лаврах после получения премии точно не будем.

Матвей Кондрашов, Андрей Фролов, Ольга Коршунова в студии «Business FM»