Олег Датских:

«Из-за перегоревшей лампочки люди могут жаловаться чуть ли не президенту»

Андрей Ткаченко

Некачественная уборка снега, нерегулярный вывоз мусора, непомерные счета за ЖКХ: количество жалоб челябинцев на эти и другие пункты ежегодно исчисляется десятками тысяч. Настанет ли тот день, когда недовольство устремится к нулю? Об этом и многом другом «Челябинскому обзору» рассказал начальник Госжилинспекции Челябинской области Олег Датских.

— Олег Эрикович, поскольку жилищная инспекция выявляет и пресекает нарушения в сфере коммунального хозяйства, а ЖКХ — наше все, правильно ли я понимаю, что ваше ведомство пользуется особой популярностью у горожан? С чем чаще всего обращаются?

— Про популярность — скажу, что за 2018 год Госжилинспекция рассмотрела 25 036 обращений. Чаще всего жители жалуются на непонятное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, некачественное предоставление услуг ГВС, ХВС и теплоснабжения, неудовлетворительное содержание подъездов, подвалов, кровли, отмостков, фасадов. Также поступает много обращений по разъяснению жилищного законодательства. 

— Например?

— В основном жильцы многоквартирных домов интересуются, каким образом складывается тот или иной тариф либо норматив. У нас люди грамотные и сами просчитывают, скажем, расходы за отопление. Когда в 2017 году ввели так называемую норму за общедомовые нужды — у многих возник вопрос: где используется общедомовая вода, при уборке подъезда? На самом деле она идет и на промывку батарей при подготовке к осенне-зимнему периоду, и на опрессовку сетей. Все эти моменты приходится разъяснять.

Но честно скажу, приходит достаточно обращений и не по существу. У нас же как: люди привыкли сразу писать чуть ли не президенту — вот лампочка перегорела, а давайте пожалуемся в ГЖИ. Так вы попробуйте для начала обратиться в свою управляющую организацию, и вот если там не помогут, тогда уже подключимся мы.

За 2018 год Госжилинспекция рассмотрела 25 036 обращений

— Припомните ли грубые нарушения, когда управляющую компанию лишили лицензии?

— Я сторонник предупредительных мер. Санкции для лицензионной деятельности, которые накладывают надзорные органы в виде штрафов, от 250 до 300 тысяч рублей. Мы понимаем, что для управляющих организаций это огромные суммы. Возникает вопрос — откуда они будут брать эти деньги. Со своей прибыли? Я не думаю, что у них имеются такие средства. Скорее всего, деньги будут удерживаться за счет содержания текущего ремонта дома, а это уже преступление.

Что касается лишения лицензий — это нечастое явление. На сегодняшний день лишь одна управляющая компания «Выбор» из Магнитогорска лишена лицензии за систематическое невыполнение наших предписаний. Мы опять же понимаем: если УК лишается лицензии, кто тогда будет управлять домом? Я не говорю, что этого делать не надо. Понятно, что если есть грубые нарушения жилищного законодательства и управляющая компания никак не реагирует, тогда, конечно, надо принимать жесткие меры.

Но, как правило, УК стараются быстро сработать по выданному нами предписанию. Не будем хвалиться, но за прошлый год мы вернули собственникам порядка 24 млн рублей за неправильно выставленные счета ресурсоснабжающими организациями.

— А вот интересно — в доме, где вы живете, наверное, все хорошо и управляющая компания работает без нареканий?

— Я живу в служебной квартире и не бравирую тем, что являюсь чиновником. Смотрю, конечно, за работой управляющей организации, когда вижу недочеты, даю поручения. Сейчас коммунальщики уже узнали, в каком районе я проживаю, и более тщательно работают — полы начисто в подъезде намывают. Но это положено по минимальному перечню в любом многоквартирном доме, мы за это платим деньги. Я всегда говорю — мы же не просим их вскопать огород. Всего-то требуется — качественно убирать придомовую территорию и добросовестно содержать контейнерные площадки. Вот сейчас, например, актуальна уборка снега и сосулек. Делать это надо уже сейчас, а не тогда, когда на голову кому-нибудь упадет.

— В Коркино уже упало, 13-летнюю девочку с травмой головы пришлось увезти в травмпункт.

— Да, мы в тот же день связались с мамой той девочки, взяли эту ситуацию под контроль. Снег упал с нежилого здания над входом в магазин. Администрации магазина повезло, потому как у родительницы и потерпевшей нет претензии.

А вообще по России в этом году уже зафиксированы три смертельных случая от схода снега и сосулек.

— Насколько нам известно, Госжилинспекция предложила челябинцам составить антирейтинг сосулек и попросту активизировать коммунальщиков. Люди уже жалуются?

— Да, мы предложили горожанам делать фотографии ледяных навесов и отправлять их нам на почту, либо в интернет-приемную на сайте Госжилинспекции. Нужно обязательно указать адрес дома, управляющую организацию и свои контактные данные. Фотография будет направлена в управляющую компанию. Если дом не приведут в порядок, за дело примется инспектор ГЖИ.

Фотографий пока нет, но есть обращения граждан, которые жалуются, что при очистке снега с крыш потом невозможно пройти по тротуару. А происходит это потому, что крыши у нас чистят совершенно бездумно. Снег сбрасывается куда попало, в том числе и на пешеходные дорожки.

— Снег снегом, но в свете последних событий не могу не спросить про газ. Как вам идея отключить в многоквартирных домах голубое топливо и перейти на электричество?

— Отказываться от данного коммунального ресурса не надо, а вот разработать дополнительные меры безопасности надо. Газ — это источник повышенной опасности, поэтому надо предусматривать хороший воздухообмен. Раньше при проектировании домов делался упор на приточную вентиляцию, когда воздух проникал через щель балконных деревянных рам. Сейчас же мы все ставим пластиковые окна. Кроме того, поголовно самостоятельно устанавливаются электронагреватели, газовые котлы. А потом люди задыхаются, потому как нет надлежащего воздухообмена.

В настоящее время прорабатывается вопрос по установке газоанализаторов при строительстве новых домов.

Здесь же хочу отметить, что сейчас по закону установка газоанализаторов не является обязательным требованием для владельцев квартир. Граждане, особенно пенсионеры, часто поддаются на уговоры мошенников и приобретают ненужные приборы. Тем более предлагаемые расценки в разы превышают их реальную стоимость.

Советую: если остаются сомнения относительно пришедшего сотрудника газовой службы, нужно позвонить в специализированную организацию, с которой заключен договор на обслуживание, и уточнить — проводится ли проверка оборудования по вашему адресу и числится ли в штате данный работник.

— Сейчас в многоквартирных домах Челябинска идут дополнительные проверки газового оборудования. Что можете сказать?

— Проверки сейчас идут по всей России. В Челябинской области газифицированы более 15 тысяч многоквартирных домов. В прошлом году практически все они прошли проверку внутридомового газового оборудования (ВДГО). Я покажу вам свежий пример, вот мне принесли фотографии.

Газовики отключают недобросовестных жильцов от источника газа, ставят заглушку, но, как правило, это не помогает

Видите, какая антисанитария на этих снимках?

Грязь, мусор повсюду, плита вообще посреди кухни. Когда рядом живут такие соседи, как думаете, какая тут может быть безопасность? Газовики отключают этих жильцов от источника газа, ставят заглушку, но, как правило, это не помогает. Они снимают заглушку и бросают резиновый шланг. Плюсом у таких недобросовестных жильцов чаще всего не заключены договоры на ремонт и обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО). Сейчас мы вышли с инициативой по внесению поправок в правовые акты — чтобы управляющая организация заключала договор со специализированной компаний сразу на обслуживание и ВДГО, и ВКГО. Так было и раньше, но УФАС заняло позицию, что у собственника должно быть право выбора. Но все же мы понимаем, что конечная точка внутридомового газового оборудования — это кран опуска в квартире.

— Что нового в этом году появилось в жилищном законодательстве, о чем мы должны знать?

— Поскольку Челябинская область перешла на новую схему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), обязанность по вывозу мусора возложена на регионального оператора, он должен заключать договоры и регулярно вывозить твердые коммунальные отходы. Необходимо отметить, что чистота контейнерных площадок, мусоропроводов и других мест накопления мусора – обязанность управляющих организаций. Если образовалась стихийная свалка в других местах (например, рядом со стройплощадками) — ответственность за ее уборку возложена на органы местного самоуправления.

Интересное нововведение вступает с 1 марта — управляющие компании должны стать ближе к своим жильцам. Теперь офис должен быть в шаговой доступности, а не так, как сейчас — то в одном районе дом выхватят, то в другом. Мы хотим, чтобы собственник напрямую работал с управляющей компанией, обращался со своими вопросами сначала туда, а уже потом к нам. Диалог между собственниками и управляющей компанией – прежде всего.