Тот самый Горин

В Челябинске прошел благотворительный спектакль, созданный по мотивам знаменитой пьесы о бароне Мюнхгаузене

Постановщиком, как и в прошлые разы, выступил профессиональный режиссер Павел Каштанов. Главные роли исполнили известные челябинцы, а роль центрального персонажа досталась бизнесмену, вице-президенту Союза промышленников и предпринимателей области Марку Лейвикову.

Ярослав Наумков

Если речь идет о народном, непрофессиональном театре то, пожалуй, самое главное — удачно выбрать материал. Режиссеру Павлу Каштанову, который берется за постановку благотворительного спектакля уже в седьмой раз (ранее были «Ревизор», «Три мушкетёра», «Любовь и голуби», «Обыкновенное чудо», «Навсегда» и «Покровские ворота»), это прекрасно известно. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» в постановке Марка Захарова по пьесе Григория Горина уже тридцать шесть лет как растащили на цитаты, поэтому никаких недопониманий сюжета зрителями, даже при некоторых огрехах в режиссуре и актерской игре, быть не может и не должно.

В спектакле «Тот самый М.» заняты бизнесмен Марк Лейвиков, бывший глава администрации губернатора Челябинской области Андрей Комаров, пивовар Илья Ройтенберг, бизнесмен Григорий Ройзман, журналист Владимир Филичкин, председатель совета директоров Групп Предприятий Компаньон Арсен Унанян, директор челябинского филиала ВСК Нигина Тен, московский ресторатор Андрей Копылов, директор 74.ru Елена Герасименко, глава группы компаний «Индустрия» Максим Климентьев, руководитель института «Лотос» Екатерина Вайнштейн и другие. Никто из них не заканчивал профессиональных актерских курсов. Казалось бы, актер-любитель может удачно попасть в образ, если природа его персонажа совпадает с его собственной — в случае такого альянса работа режиссера и десяток-другой репетиций сделают свое дело. Однако с постановкой «Тот самый М.» все было немного по-другому.

— Кому-то из этих людей от природы дан дар перевоплощаться, и роль далась легко, кому-то пришлось серьезно над собой работать, — говорит режиссер Павел Каштанов. — Вот, например, господин пастор (Каштанов кивает в сторону задумчиво глядящего в зеркало гримерной Владимира Филичкина). Когда начинались читки, я думал, что это невозможно — у человека другая природа. Он журналист, он привык говорить текст информационный, а здесь надо текст говорить эмоциональный, да еще и с подтекстом. Но Владимир за короткое время овладел мастерством и сделал с собой что-то невероятное. Были и другие люди в труппе, которые не попадали в органику. Например, Алексей Ларин, исполнивший роль секретаря. Мне Марина Петрова (автор идеи благотворительного проекта, куратор студии Хабенского «Это правда» — прим. редакции) сразу сказала: у человека отсутствие актерской природы. Я сказал — давайте попробуем. И получился отличный комический герой, появились и эмоции, и темперамент.

Надо отметить, что все-таки артисты увереннее чувствовали себя в массовых сценах. При этом темпоритм действа слегка «провисал» в паре эпизодов, где играть нужно было вдвоем-втроем. Однако были и несомненные актерские удачи. Зал трепетно реагировал на игру Григория Ройзмана, отлично изобразившего сына Мюнхгаузена, неврастеника Феофила, Елены Герасименко, весьма удачно слившейся со стервозной, но доброй Якобиной, Ильи Ройтенберга, чьи выправка бывшего инкассатора и хорошо поставленный голос оказались очень кстати в роли главнокомандующего. А когда бывший глава администрации губернатора Челябинской области Андрей Комаров произнес реплику «Я тоже не в восторге от нашего... (долгая пауза) календаря», махнув рукой куда-то к северо-западу от ДК ЖД, зрители и вовсе надолго зашлись одобрительным смехом. Шутка, что называется, прошла.

Вообще, по-настоящему смешных моментов в спектакле и впрямь немало, особенно если учесть, что пьесу ожидаемо осовременили и «очелябили». Например, барон Мюнхгаузен собирается развязать войну с Америкой, чтобы отменили санкции. Герцог все время несет какую-то гламурную чушь про кэжэл и стретч, а некоторых героев ищут в Лаборатории живого пива на Карпинского.

Тем не менее, это тот самый Горин, тот самый юмор и та самая история про противостояние романтика-одиночки и общества. Про то, как легко правду превратить в полуправду, и что иногда это лучше, чем истина. Кстати, с музыкальным сопровождением создатели решили не мудрить и взяли всем известную тему из фильма Марка Захарова, уже записанную на подкорке, наверное, у всякого гражданина постсоветского пространства, под которую эпизоды спектакля словно сами собой складываются в единое, связное полотно, а фразы всплывают в памяти еще до того, как их произнесут актеры. Слова «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» зал прошелестел вслед за Марком Лейвиковым.

— У меня не все сегодня получилось на сцене, и было, конечно, очень волнительно, — сказал Лейвиков журналистам после того, как опустился занавес. — Не во всем этой герой близок мне, и не всё, к счастью, что пришлось испытать ему, довелось испытать мне. И хочется верить, что не всё из этого еще впереди, — философски добавил исполнитель главной роли. — Я работал над ролью, исходя из внутреннего ощущения, ведь то, что внутри — не врёт. Романтизм Мюнхгаузена, его отношение к жизни — вот то, что было бы очень нелишним перенять у этого героя.

Приглашенной вишенкой на сцене стал известный актер Александр Феклистов, который исполнил роль немецкого канцлера. После поклона и аплодисментов он поблагодарил труппу и режиссера за помощь больным детям (все собранные за билеты деньги пойдут в фонд Константина Хабенского, а также на развитие детской актерской студии «Это правда»). Собственно, только за это можно было простить труппе все мелкие недочеты. К тому же, даже при самом критичном взгляде, назвать спектакль «Тот самый М.» откровенной самодеятельностью никак не получится. В конце концов, барону тоже никто не верил, но он вышел из этой истории победителем. То же самое случилось со всеми, кто вышел на сцену, собрался и сделал почти невозможное.

Комментарии