Надо ли запретить рекламу фастфуда?

Реклама фастфуда в России может быть приравнена к рекламе алкоголя, то есть фактически запрещена. Депутаты Госдумы предлагают законодательно ограничить продвижение в СМИ и общественных местах продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров. Под ограничения могут попасть газировка, кондитерские изделия, чипсы, маргарин и отдельные виды колбас. Мы поинтересовались у челябинцев, поспособствует ли этот запрет «формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови», как предполагают авторы поправок в закон «О рекламе».

primgazeta.ru

Как следует из законопроекта, в рекламе неприемлемы утверждения о безвредности и полезности таких продуктов, она не должна осуждать воздержание от их употребления, обращаться к несовершеннолетним или использовать их образы (в том числе при помощи мультипликации). Рекламу товаров, попадающих под новые категории, нельзя размещать в печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних: в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов. Под запрет попадает большинство общественных мест, включая больницы, школы, санатории, театры, цирки и т. д. Также предлагается запретить BTL-рекламу с раздачей вредных продуктов.

Добавим, что, по оценкам аналитического центра Vi, с 2012 года реклама товаров, которые могут попасть под возможные ограничения, занимает около 8% от объема всех федеральных телерекламных бюджетов. Только на продвижение продуктов питания и безалкогольных напитков в эфире федеральных телеканалов в 2014 году рекламодатели потратили 22 млрд рублей.

 

 Михаил Смирнов, директор Группы компаний «Элефант»:

«Такое ощущение, что в Госдуме кроме запретительной меры никаких других мер не рассматривается. Это уже давно установленный факт: прямой связи между тем, что человек видит и тем, что он делает — нет! А проблема фастфуда сводится к проблеме отсутствия здоровой отечественной альтернативы. Фастфуд есть везде, просто занимает разные доли рынка. Ведь у всех видов питания свои задачи. „Быстрая еда“ так или иначе будет востребована в дороге. Но сводить ее потребление среди молодежи к минимуму необходимо иначе. Родители должны просто объяснять детям, что бургерная или фуд-корт ТРК — это не место для встреч с друзьями, проведения праздников или времяпрепровождения с мобильным устройством. Постепенно доводить это до подрастающего поколения, прививать. А запрещать — это примитивная логика. Да и вспомните опыт с запретом рекламы табака... Потребление сигарет резко сократилось только тогда, когда ввели запрет на курение в общественных местах. А от запрета рекламы только пострадали организаторы спортивных мероприятий — к примеру, Формулы-1, где даже Ferrari раскрашивались в цвета Marlboro, и популярность в России упала с 30% 20 лет назад до 10% в лучшем случае сейчас... Серьезно пострадал и рынок рекламы, и это вполне может произойти и в случае с фастфудом — это 10% только наружной рекламы в России и порядка 15% телерекламы. Потерять работу тогда смогут 5-7% работников сферы, и перед государством встанет вопрос их трудоустройства...»

 

 Илья Коноплев, управляющий партнер фитнес-клуба Fit-studio (Челябинск):

«Все правильно делают. Только я бы параллельно формировал мотивацию к осознанному питанию и разумному образу жизни. Одна только „Гонка героев“ чего стоит! При отсутствии альтернативы что хочешь запрещай рекламировать — народ все равно будет есть фастфуд. ЗОЖ развивается сейчас только и исключительно через репутацию и силу калибра личностей. Это своеобразная реклама персон. А вот когда это станет модным, пойдет реклама заведений и продуктов. Пока здоровое питание — это не рынок, это маленькие ручейки спроса. Но рынок этот случится. Пара системных фабрик-кухонь плюс хороший маркетинг — и посеется. А в целом, не вижу в инициативе Госдумы ничего радикального. Меньше будет ненастоящих бургеров на билбордах».

 

Кирилл Кожевников, управляющий партнер автокафе «Мобильная бургерная»:

«Колебания спроса возможны, но они будут незначительными. Людям по-прежнему иногда необходимо будет что-то перехватить на скорую руку. И здесь важен профессиональный подход. Есть примеры, когда люди приходят в бургерные по рекомендации друзей, и нередко семьями. Потому если предприятие не нарушает санитарных правил и вкусно кормит, зачем запрещать ему работать, вводить какие-то санкции против его продукции? Наконец, при том, что сейчас началась массовая „фитнезация“ населения, люди, занимающиеся фитнесом, у нас частые гости. Потому все эти инициативы я считаю популизмом».

 

 Евгений Левит, директор ресторанов Figaro и Ambassador (бизнес-центр «Челябинск-сити»):

«Это очередная бредовая идея. Это все равно, что запретить какую-то субкультуру (фастфуд ведь, по сути, она и есть, только пищевая). У нас не существует рекламы эмо, но они все равно есть. Невозможно запретить часть жизни. Быстро поесть — это тоже часть жизни, сейчас ритм жизни такой... Невозможно быстро поесть борщ! Кроме того, на этом рынке бренд продает сам себя. Рекламы фастфуда физически нет. Я не припомню, чтобы видел рекламу Subway где-нибудь в печатном издании — здесь тот случай, когда работает вывеска. McDonald’s — уже давно раскрученная сеть, у Burger King есть шикарный маркетинговый ход „Пей сколько хочешь“ и мощнейшее мобильное приложение... Есть и еще категории рекламы, которые просто не попадают под закон: в их числе — интернет-реклама и рассылка... Аргументом в запрете рекламы фастфуда выступает то, что он вредит здоровью нации. Так здоровью нации больше вредит „КБ“! Поэтому складывается впечатление, что Госдуме просто надо издать очередной закон... Что тут сказать... у нас НДС 18%, а в Турции — 8%... Так может, лучше этим заняться?!»

Комментарии