Учет всего

О глобальном эксперименте на рынке товаров, который коснется всех

sic-marking.com

К 2024-му году в России заработает система слежения за маркированными товарами. Подготовка к этому уже идет, в том числе в Челябинской области. Цель — побороть контрафакт, увеличить таможенные сборы, защитить конечного потребителя от подделок.

Все это сложный процесс, который разворачивается прямо сейчас, местами — в форме эксперимента. Чиновники разрабатывают требования и списки товаров, которые должны перейти на новый вид маркировки, а производители, импортеры и продавцы должны за свой счет под эту систему подстроиться. Потребителя это тоже коснется. Как конкретно — покажет эксперимент.

Тотальная маркировка

Маркировка всего оказалась необходима для эффективного контроля за оборотом товаров. По задумке правительства, в ближайшие несколько лет на специальные метки должны будут перейти десятки товарных групп, вплоть до продуктов питания. Точного списка пока нет, но правительство не скрывает, что в планах — прочипировать большинство товаров.

Электронные метки и чипы позволят отслеживать движение каждой единицы товара по всей цепочке: от производителя до конечного покупателя. Считываемые данные будут попадать в специальные информационные системы. По сути, речь идет об аналогах Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая отслеживает оборот алкоголя.

Первой группой промышленных товаров, на которой испробовали новую маркировку, стали изделия из меха. Их чипирование в тестовом режиме началось в апреле 2016 года на добровольной основе. А в августе того же года это стало обязательным для всех участников рынка. Сегодня в обороте не должно быть ни одной шубы без специального контрольного идентификационного знака (КИЗ), в противном случае товар признается контрафактом и изымается у продавца, а нарушитель штрафуется.

Как рассказывает замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Татьяна Пашевина, КИЗы для изделий из меха делятся на три категории: вшивные, навесные и клеевые. На импортных товарах они красного цвета, на российских — зеленого. Скачав на свой смартфон специальную программу с сайта Федеральной налоговой службы, покупатель может проверить информацию по КИЗу на месте и до покупки узнать, откуда приехало изделие и из какого меха оно в действительности. Проверку можно осуществить также и на сайте ФНС. Если КИЗ на товаре отсутствует, можно смело жаловаться в Роспотребнадзор: перед вами контрафакт.

Если на шубе нет красного или зеленого КИЗа, перед вами — контрафакт

Эксперимент с шубами оказался очень удачен. «Шубы стали легально продавать, — говорит Татьяна Пашевина. — Продавцы больше не могут, съездив за границу, купить на черном рынке десяток шуб, привести в Россию и выставить на продажу. Объем контрафакта стал меньше».

Следующим пилотным проектом по маркировке стали лекарственные препараты. Эксперимент на этом рынке начался 1 февраля 2017 года и все еще идет. Как пояснили в управлении Росздравнадзора по Челябинской области, обязательный переход должен произойти с 31 декабря 2018 года, если не будет перенесен: дата постоянно сдвигается. Добровольцев по Челябинской области оказалось довольно много.

Маркировка лекарств сейчас проходит в порядке эксперимента

С начала этого года — 15 января — в стране начался эксперимент по маркировке сигарет. Сейчас в нем могут добровольно поучаствовать оптовые и розничные продавцы и российские производители. С 1 июля к эксперименту должны будут подключиться и импортеры табачной продукции.

По информации Роспотребнадзора, имеющиеся на пачках акцизные марки сейчас не позволяют проследить движение каждой единицы товара. Но это позволит сделать новая маркировка цифровым кодом в формате DataMatrix. Как и в случае с шубами и лекарствами, конечный потребитель при помощи смартфона или на сайте оператора информационной системы сможет самостоятельно проверить подлинность табачной продукции.

Сейчас нет данных, кто из участников рынка табачных изделий в Челябинской области согласился на участие в эксперименте. На сайте ФНС имеется информация только по маркировке меховых изделий и лекарств. Нет данных также в Роспотребнадзоре. Региональные представители «Бритиш Американ Тобакко» и «Филип Моррис Интернэшнл» в телефонном разговоре сказали, что об этом эксперименте слышат впервые.

Зато доподлинно известно, кто из местных производителей готов к эксперименту по маркировке обуви. По информации гендиректора челябинской обувной фирмы «Юничел» Владимира Денисенко, на сегодняшний день доля нелегальной обуви на российском рынке составляет 33 процента, в денежном эквиваленте — это 860 миллиардов рублей: «Только по обуви на неоплаченных таможенных сборах и НДС российский бюджет теряет порядка 30 миллиардов рублей!»

Пока неясно, будет ли чипироваться вся обувь или только дорогая кожаная

Запуск эксперимента по маркировке обуви в стране запланирован на 1 июня 2018 года, а директивный переход — в декабре. Пока неясно, будет ли чипироваться вся обувь или только пары из натуральной кожи. По словам Денисенко, если дело коснется только кожаной обуви, то по стране необходимо будет зачипировать около 50 миллионов пар, если речь идет о всей производимой обуви — это порядка 500 миллионов пар, из которых 100 миллионов — отечественного производства.

Также известно, что на лето запланирован эксперимент по чипированию изделий из драгметаллов, но пока тоже неясно, в какой форме. В проекте рассматриваются как маркировка на бирках, так и нанометки, наносимые на сами изделия. Понятно, что переход на второй вариант чипирования, как сложно реализуемый, будет происходить дольше и стоить дороже. Соответственно, это может привести к удорожанию ювелирных изделий.

Что с того?

Если вы не производитель, не импортер и не продавец, скорее всего, тотальная маркировка будет вам только на руку. Это дает каждому покупателю возможность участвовать в «чистке» рынка от нелегальной продукции и, главное, возможность точно знать ответ на вопрос: какой я покупаю товар?

С другой стороны, так с рынка могут уйти привычные и полюбившиеся нам импортные товары, подобно тому, как это произошло с санкционными. Не исключено также, что маркировка товаров может привести к их удорожанию. Пусть не всех и несильно, но этого нельзя исключать. В этом случае в эксперимент государства вложатся все, кто по цепочке будет высвечиваться в глобальной информационной системе: от производителя до каждого из нас.