Топи за мечту

О чем новый спектакль Камерного театра «В душе хороший человек»

Челябинский Камерный театр

Не оттоптаться на поколении айфонов, лайков и трэвел-блогов — непростительно для современного театра. Но мало кто сделал это так безжалостно, как драматург Светлана Баженова, ученица знаменитого Николая Коляды. Что может предпринять человек из Урюпинска, живущий на среднюю зарплату в столице, но мечтающий об успехе? Поверьте, почти все.

Андрюша (Дмитрий Блинков) и Аленка (Дарья Чакина) — единоутробные брат и сестра, приехавшие из Урюпинска покорять Москву (город не называется, но подразумевается). Он — средний сотрудник рекламного агентства, она — свободная художница, зарабатывающая в основном на чехлах для айфонов. В общем, это те самые люди, чьи посты вы каждый день видите в своих лентах и удивляетесь, на какие такие шиши они нарушают все законы экономики и покупают смартфоны последней модели, делают загранники и наращивают ногти и волосы в дорогих салонах. А самое главное — снимают хату в Москве, и им даже остается на корм коту! Впрочем, тут-то и кроется главная сюжетная отмычка. Но спойлерить мы не будем — скажем лишь, что полусумасшедшая пьющая соседка (Елена Евлаш) внезапно окажется голосом совести и главным детективом.

Артисты Дмитрий Блинков и Дарья Чакина

Андрюша, дабы жить лучше, не гнушается оказывать услуги нежной страсти немолодым женщинам, в том числе и своей работодательнице Венере Агатовне (Алина Тягловская). Красивая яркая женщина воспитывает флегматичного сына Гошу (Никита Савиных) — типичного московского хипстера сегмента ЗОЖ: хлопковая футболка, удобные кроссовки, йога, зима в Гоа и прическа из барбершопа. Гоша подозревает, что хваткий Андрюша из Урюпинска не просто так обхаживает маму. А к Андрюше еще и приезжает любовница и по совместительству безвозмездный кредитор Оксана (Виктория Белоусова), и все окончательно запутывается...

Андрюша и Аленка мечтают слетать в Вену

Вы спросите — к чему весь огород городят? Все очень просто — Андрюша и Аленка хотят слетать в Вену. Им любыми способами нужны бабло и виза.

Драматург Светлана Баженова — молодая женщина, ей всего 29 лет, и она прекрасно знает свое поколение. Те самые пресловутые российские игреки, оказавшиеся на обочине большой экономики, жаждущие новый айфон, хорошего мужа, богатую любовницу, ужинов в модном баре, но не способные без напоминалки вынести мусор или помыть пол. Вся жизнь — вечный сейл в кредит, и надо торопиться, а то пока накопишь на Вену, может случиться полный солд-аут.

Айфон, Вена, бабло — нехитрая мечта того, кто сегодня молод

Такая история превосходно зашла бы на ТВ или стриминговом сервисе в виде сериала — примеров за последние годы мы видели достаточно, от «Сладкой жизни» до «Содержанок». В принципе, в сдержанной полудокументальной манере можно было и сделать спектакль, но режиссер Алексей Мухин избирает прямо противоположную форму — он делает театр, в котором даже слепому коту Эдипу достается отдельная роль. Все персонажи выведены будто под увеличительным стеклом, кроме разве что Гоши — актер Никита Савиных так уютно чувствует себя в теле этого полумужчины-полурастения, будто там всю жизнь и обитал, из-за чего его герой на фоне остальных выглядит самым спокойным и естественным.

Актер Никита Савиных в роли Гоши

Дмитрий Блинков, играющий Андрюшу — безусловно, очень добросовестный, фактурный и в самом лучшем смысле этого слова рабочий артист. Он шикарно смотрится в подвернутых штанах и белых кедиках, но при всем уважении к отличной физической форме актера Блинков никак не выглядит моложе 30 лет, при том что его персонажу по тексту — 25. Впрочем, хипстеры не молодеют, а те, кому за тридцать — не богатеют, поэтому такое кастинг-решение можно считать вполне оправданным.

Андрюша даже маме звонит, чтобы узнать, есть ли у ней деньги

Дарья Чакина — практически идеальное попадание в роль. Хорошенькая молодая девушка с бьющей через край энергией — такие десятками тысяч приезжают покорять крупные города из разного рода урюпинсков. Аленка — персонаж, у которого, пожалуй, ярче всех выражена сюжетная арка — от цинизма и хватки к раскаянию и прозрению, и актриса справляется с этим очень достойно.

Что окажется сильнее — деньги или совесть?

Если вы хотите от спектакля какой-то морали, то ее не будет — в душе хорошие люди имеют полное право на квартиру в столице, а не на серое небо в Урюпинске. Вопрос лишь в цене. Формально никто из героев не злодей — тут Баженова выводит историю совершенно по-чеховски. Но все же закрадывается мысль, что режиссер специально, как уже говорилось, делает ее подчеркнуто театральной — потому что если воспринять это все как зарисовку из соседней квартиры, может стать совсем тошно. Потому что очень правдиво.