Понятно без слов

Непростые правила простого интернет-общения

Иногда кажется, что в интернете царит свобода и безнаказанность. Но все же стоит помнить о простых правилах нормального человеческого общения в Сети. Разбираемся, что такое сетевой этикет и нужен ли он в современном информационном пространстве.

«Челябинскому обзору» в соцсетях часто пишут комментарии. Комментарии воодушевляющие, благодарственные и очень приятные... увы, не так часто. Зато иронии, сарказма или критики прям отбавляй. Может, это связано с материалами. Может, дело в другом: интернет кажется местом свободы, а ощущение свободы порождает и некие другие чувства. Смелость, раскрепощенность.

Мы не хотим обижать наших преданных и постоянных читателей и комментаторов. Мы очень их ценим. Просто сложно порой найти вежливый и исчерпывающий ответ, когда тебя намеренно провоцируют, пытаются поддеть или просто троллят. Мы честно стараемся. И стараемся соблюдать правила сетевого этикета.

Сетикет, он же нетикет — в целом, это совокупность правил поведения пользователей всемирной паутины. Если кому-то кажется, что это неважно, стоит напомнить, что такой теме посвящено немало работ и диссертаций.

В Сети, в отличие от реальной жизни, есть способы избавиться от неприятного оппонента. Забанить, добавить в «игнор», закрыть от него личные сообщения. Тем самым сетевые грубияны не боятся последствий — все что им грозит, так это в худшем случае попадание в бан, который обычно длится всего несколько дней. Это добавляет ощущение несерьезности в интернет-общение.

Холивары, флуд, оффтоп, оверквотинг — яркие примеры нарушения сетевых правил, которые для любого интернет-бойца уже стали обыденностью. Это, конечно, не делает такие явления нормой. Они пресекаются любыми уважающими себя модераторами.

Интернет-общение стало, возможно, важнейшим способом коммуникаций

Так как и рабочие переписки сейчас тоже активно реализуются через Сеть, то интернет стал важной частью деловой культуры. Здесь правила вежливости ничуть не отличаются от норм того общения, которое происходит вживую. Необходимо уважительно относиться к собеседнику, оставлять подпись, указывать цель или тему сообщения.

Пожалуй, главный «бич» сетевого общения — смайлики и стикеры. Они могут быть милыми, но пользователи часто бросаются в две крайности. Одни используют смайлы чрезмерно и просто вставляют в сообщения десятки мини-рожиц. Противоположная ситуация — крайне немногословные пользователи любят ставить одинокий смайл, оставляя адресата сообщения в загадочной неопределенности. Это может быть уместно в переписке с друзьями, но оставлять смайлики в качестве комментария к записи или, особенно, в споре — не лучшая идея.

Оформление текста значит не меньше, чем смысл написанного. Одно время популярен был «заборчик» — текст, где используются одновременно в одном слове буквы верхнего и нижнего регистра. Если кто забыл, выглядит это ПриМЕрНо вОт Так. Сейчас таким написанием можно сразу выдать в себе ностальгирующего по середине нулевых. И уж точно не стоит писать все буквы слова заглавными. Обычно такое написание используется для чрезмерного выражения эмоций.

Так как электронные носители имеют нагрузку на зрение, то оформление сетевого текста должно быть щадящим — никаких разноцветных букв на темном или слишком ярком фоне. Да и шрифтов с обилием закорючек и изгибов лучше тоже избегать. Это было настоящей проблемой многих форумов с десяток лет назад — жуткие красные буквы на ярко-салатовом фоне еще не худший вариант, что можно было встретить.

Особый вид сетевого общения — сайты, предоставляющие возможность анонимного комментирования. Здесь пользователи часто пускаются во все тяжкие. Однако даже за безликим словом «аноним» скрывается человек, личность.

«Сама специфика интернета накладывает на себя отпечаток неформального общения, несоблюдения каких-то норм, которые нам с детства присущи в реальной жизни. — рассказала директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ Анна Морозова. — И получается, что в целом есть общая тенденция — мы можем позволить себе в Сети то, что не позволили бы при реальном общении. Мы не видим собеседника, мы чувствуем себя постоянно в режиме онлайн, поэтому, например, в интернете при личном общении можем не поздороваться, написать с ошибками, не соблюсти момент субординации или вовсе использовать речевую агрессию. Зачастую это происходит и вне привата, когда у всех на виду оказывается обсценная лексика, провокация на агрессию, переход на личности и так далее.

При этом сетевой этикет — важная часть общения; сегодня мы, например, ушли от ников и выдуманных ролей, как это было на форумах. Сегодня большая часть коммуникации — это персонифицированное общение, когда выбор модели общения начинает зависеть от различных факторов: возрастных особенностей собеседников, их социальных ролей, статуса в отношении друг друга и, в конце концов, знакомы ли они вообще между собой. Сетевой этикет — это целое направление работы, но главное правило одно — не позволяй себе того, чего бы ты не позволил себе в реальной жизни!»

Главное, что нужно помнить — за (возможно) выдуманными именами, рисованными аватарками и пустыми страницами скрываются живые люди. Так будьте же людьми.