Сугробам — нет!

Насколько хорошо убирается снег на дорогах Челябинска

Андрей Ткаченко

Сегодня утром Челябинск встал в 10-балльных пробках. Причина этому — снегопад, который начался в городе накануне вечером. И, несмотря на то, что власти назвали ситуацию «рабочей», соцсети пестрят негативными комментариями под красочными фотографиями с сугробами. Но на самом ли деле снег в Челябинске убирается настолько плохо? Давайте разбираться.

Утром 14 января на аппаратном совещании в городской администрации власти отметили, что снег на дорогах убирается в «рабочем порядке». И даже врио главы города Владимир Елистратов, который еще в декабре не был доволен качеством работы дорожных бригад, отметил, что горожане ошибаются, а дороги чистятся в полном объеме.

«Все перестали радоваться белому снегу, но перед нами нормальная зимняя ситуация. Техника, которая должна выезжать в такие периоды, выехала; и по договору, и по нормативу идет работа. Ощущение многих горожан, что дороги вообще не чищены — ошибочно», — сказал Владимир Елистратов.

Снежная каша на дорогах вызывает большое недовольство автомобилистов

Успокаивает горожан и пресс-секретарь компании АО «ЮжуралМост» Анна Колонтаева, которая считает, что люди привыкли ездить по сухим дорогам, поэтому снегопад воспринимается как нечто экстраординарное.

«Сегодня ночью на дорогах работало 120 единиц техники, днем — 100 единиц, — сообщает Анна Колонтаева. — Ночью было вывезено 2,5 тысяч тонн снега, но это не очень большой объем. В среднем мы вывозим 4–4,5 тонны в день. Сейчас погодные условия не позволяют работать с большой скоростью: влажность воздуха составляет 93%, снег мокрый и тяжелый, его не так-то просто убрать».

Также, по словам Колонтаевой, сегодня ночью на уборку дорог выйдет 150 единиц снегоуборочной техники, днем — 100. По словам Анны, этого количества машин с лихвой хватает для борьбы со снежными завалами. В целом снегоуборочные колонны работают в круглосуточном режиме в две смены — с восьми до восьми. Пересменка бывает только во время больших заторов, например, с 8:00 до 8:30, когда горожане едут на работу.

Комбинированные дорожные машины имеют высокую проходимость и способны передвигаться со средней скоростью автомобильного потока

«Уборка происходит так называемыми „циклами“: сначала проводится обработка противогололедным материалом, затем прометание свалявшегося снега, затем снова обработка и прометание. И так до бесконечности, пока дороги окончательно не будут убраны», — поясняет Колонтаева.

Отметим, что снег должен вывозиться на специальный полигон, который находится на Бродокалмакском тракте. В первую очередь от снежных валов очищаются мосты, путепроводы и главные улицы Челябинска. Однако сегодня утром на аппаратном совещании заместитель главы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников заявил, что в других местах снежные завалы могут лежать в течение девяти дней. На вопрос о том, не слишком ли это большой срок, Анна отвечает, что днем у дорожных служб практически нет возможности собирать снег из-за большого числа машин, припаркованных вдоль обочин.

При этом, по словам Анны Колонтаевой, уборка проводится сначала на основных улицах города, а затем уже на поперечных. Каждой бригаде выдаются свои маршруты, согласно которым они и работают. Все колонны сопровождаются машинами ГИБДД, чтобы помочь снегоуборочной технике проехать и развернуться везде, где это необходимо. Как правило, колонна состоит из маленьких тракторов МТЗ, либо из комбинированных дорожных машин, которые выстраиваются лесенкой по семь штук. Именно эта техника считается высокопроизводительной и выводится на самые крупные улицы Челябинска. На мелких городских улицах может работать и по одному маленькому трактору.

И если с уборкой дорог все более менее понятно, возникает вопрос — а кто должен чистить тротуары? Ведь не только автомобилисты мечтают о чистых дорогах, но и пешеходы не хотят бороздить снежные завалы.

Часто тротуары чистятся даже хуже, чем автомобильные дороги

«Наша компания занимается очисткой очень маленького количества тротуаров и парковок, — говорит Анна. — Только 10% тротуаров находятся в зоне ответственности компании „ЮжуралМост“. Большей частью парковок и тротуаров заведуют власти городских районов или управляющие компании. Мы же убираем везде по чуть-чуть. Бывает даже такое, что мы убираем тротуары на одной стороне улицы, а за другую ее часть ответственна иная компания».

Белоснежный снег на челябинских дорогах становится темно-серым

Что касается вывоза из города снежных валов, эта процедура обязательна, отмечает Виталий Безруков, начальник Управления экологического просвещения и работы с гражданами минэкологии региона.

«Снеговые кучи считаются отходами, которые должны утилизироваться соответствующим образом. Для них также существуют специальные полигоны, месторасположение которых ежегодно выбирает Челябинская городская Дума. Сейчас снег вывозится на Бродокалмакский тракт, раньше увозился на ЧМЗ. Просто так выбросить снег нельзя. Например, в прошлые годы мы пресекали случаи, когда торговые центры очищали свои парковки, а потом выбрасывали снег в реку Миасс. За это они получали штрафы».

Также Виталий поясняет, что снег, лежащий вдоль городских дорог, становится таким грязным из-за негативного воздействия выбросов.

«В черный цвет снег окрашивают выбросы от автомобилей и, разумеется, промышленных объектов. Неважно, крупные это заводы или маленькие — все, что выбрасывается в воздух, оседает в снегу. Именно поэтому часто там фиксируются тяжелые металлы и взвешенная пыль», — говорит Безруков.

По словам Виталия, который недавно вернулся из Москвы, в российской столице такая же проблема с уборкой снега и использованием реагентов, как и в Челябинске.

«На московских улицах такая же снежная каша, а используемая соль настолько портит качественную обувь, что он нее остаются невыводимые белые разводы», — жалуется Виталий Безруков.

В свою очередь, дорожные службы обещают, что к завтрашнему утру дороги в Челябинске будут почищены. Ну что же, завтра и посмотрим.