Бросить ветки

На бизнес-форуме «Будущее города» обсудили варианты развития транспорта в Челябинске

Андрей Ткаченко

Будущее многоэтажной застройки, варианты развития городской среды, маркетинговая стратегия Челябинска. В южноуральской столице решили в очередной раз поднять эти вопросы, организовали бизнес-форум. Темы обсуждали целый день десятки специалистов. И, конечно, речь зашла о болевой точке для города-миллионника — транспорте.

Скажем сразу — издание «Деловой квартал», которое устроило форум, анонсировало в списке экспертов транспортного блока и начальника профильного управления Администрации Челябинска Максима Кичеева, и руководителей двух предприятий — ООО «ОГТ» и ООО «ЧелябГЭТ» — Дмитрия Холода и Александра Павлюченко. Но, увы — анонсы так и остались анонсами, заявленных спикеров на обсуждении не оказалось. Поэтому собравшиеся слушали доклады, соображения и рассуждения других аналитиков. В частности, Константина Тихонова — заместителя генерального директора питерской компании «А+С Транспроект», которая разработала для Челябинска комплексную схему организации дорожного движения. КСОДД была принята в октябре 2018-го, она разработана до 2032 года, с детальной проработкой на ближайшие пять лет.

В Челябинске уже принята КСОДД

Комплексная схема — третий документ, завершающий цепочку, которая выглядит так: генплан — программа комплексного развития инфраструктуры — КСОДД. Это документ, который говорит, какие принципиальные изменения надо будет произвести в городе по мере реализации пунктов из программы развития транспортной инфраструктуры.

— Наша задача — создать и передать городу инструмент, с помощью которого специалисты могут оценивать различные сценарии. Иначе говоря, мультимодальную транспортную модель. В этой модели можно считать и смотреть сценарии — что будет, если произойдет то-то и то-то, — поясняет Константин Тихонов. — К примеру, если в Челябинск на вокзал придет ВСМ — что надо будет сделать, чтобы это место не превратилось в огромную вечную пробку? Или, например, нас попросили оценить перспективы метро в Челябинске — и они однозначно отрицательные, потому что нет такого пассажиропотока, чтобы была хотя бы операционная окупаемость такого объекта. Главная наша рекомендация при создании КСОДД — объединить Челябинск и Копейск в одно муниципальное образование. Потому что это самая большая маятниковая миграция.

Также Тихонов рассказал о перспективах развития трамвайной сети. Принципиальный момент: по мнению эксперта, необходимо разделить транспорт в Челябинске на магистральный и собирающий.

Константин Тихонов, замдиректора компании «А+С Транспроект»

— Собирающий — который кланяется, грубо говоря, каждой бабушке. А магистральный — который идет с меньшим количеством остановок, но на большей скорости. И магистральный трамвай вполне может конкурировать по скорости с метро, — говорит замгендиректора «А+С Транспроект». — Но он тогда не будет останавливаться на каждой остановке, через каждые 100 — 200 метров. Москва пошла таким путем: у них есть магистральные и собирающие линии автобуса, они даже разного цвета. Такие предложения мы тоже разрабатывали. Но вообще, Челябинску надо определяться в перспективе, будет ли он городом автомобильным или все-таки городом общественного транспорта. Транспорт — вопрос политической воли.

Напомним, не так давно площадки ООО «ЧелябГЭТ» (занимается перевозкой на трамваях и троллейбусах) посетил врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. Его, мягко говоря, не устроило состояние ни подвижного состава, ни инфраструктуры. С ее-то обновления Текслер и поручил начать работы по модернизации системы. И, надо сказать, предложения по обновлению трамвайной сети в Челябинске разрабатываются уже давно. Один из вариантов на бизнес-форуме представил директор аналитического агентства «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских. Если кратко: трамвайная сеть в Челябинске долгое время считалась одной из самых эффективных и емких в мире. На основе того, что есть, необходимо создать новую схему, соединив путями все районы Челябинска и Копейск.

Дмитрий Чудиновских рассказывает о перспективах развития трамвайной сети Челябинска

— Есть три варианта с поверхностной трассировкой и один — через подземный тоннель, — Дмитрий Чудиновских презентует собравшимся схемы и чертежи. На них видно, что должны появиться новые рельсы, которые соединят Северо — Запад Челябинска с центром. — В Челябинске есть широкий Свердловский проспект, и давно были планы, чтобы весь его сделать трамвайным. Есть еще один вариант: с помощью прокладки новой трассы выйти с Северо-Запада к ТРК «Родник», потом вдоль Труда и по Энгельса уйти на Курчатова, и оттуда — в район вокзала. А с вокзала по новому мосту бросить трамвайные ветки в Копейск.

Обсуждения на форуме шли весь день

Предложения звучат впечатляюще, но эксперт предупреждает: пока что речь идет лишь об эскизных проектах. Однако, по словам Чудиновских, с технической точки зрения все вполне реально. «Наш врио губернатора сам, без всяких подсказок публично заявил, что линию метро надо связать с наземным электротранспортом. И мы эти предложения озвучивали и ранее, но прежняя власть не предпринимала действий. Сейчас есть надежда, что что-то изменится», — подытожил эксперт.

Впрочем, в рамках этого блока так и не прозвучали слова о том, где город возьмет деньги на обновление транспортной системы. Безусловно, стратегические планы преобразования и развития — это скелет, на котором можно и нужно наращивать новые мощности: рельсы, вагоны, остановки, системы видеонаблюдения. Но где же взять на эти миллиарды рублей? На этот вопрос должны отвечать уже другие люди и, видимо, на других площадках.