«Нам надо воровать искусство»

Музыкант и продюсер Фредди Генгер — о том, как создавать в Челябинске крутые арт-проекты

Андрей Ткаченко

Фредди Генгер — музыкант, ценитель арта, продюсер и человек-синтез, который провел в Челябинске, Екатеринбурге и Перми несколько фестивалей современного искусства MUCH fest. Фредди живет между Челябинском и Кельном, создает коллаборации всего, чего можно, и считает, что наш город — отличная площадка для брутальных креативных проектов.

Мы встретились с Фредди Генгером на площадке креативного кластера SVOBODA2, где недавно отшумел фестиваль городской среды «Все просто». Это место уже облюбовали и представители малого бизнеса, и любители стрит-арта, и просто активные молодые люди, которым хочется жить стильно и небанально. Фредди — не по-местному улыбчив, открыт и очень оптимистичен, что моментально выдает в нем человека с двойным русско-европейским гражданством (в Германии он успешно выступает в качестве музыканта, гитариста), готового к веселью и экспериментам. Что, собственно, и доказал фестиваль современного искусства MUCH Fest (подробнее о нем — здесь), где музыку смело смешивали с каллиграфией, а начинающие живописцы пробовали силы, разбивая об стену яичную скорлупу с краской.

— Фредди, сколько вы и группа ваших единомышленников уже провели фестивалей MUCH Fest?

— Шесть, с 2015 года. Они были в Челябинске, один прошел в Екатеринбурге, в Перми еще один был. А началось-то все еще в Кельне. Когда первый фестиваль успешно состоялся там, мы решили попробовать современное искусство на индустриальных людях. Если уж индустриальный человек оценит наше творчество, то любой другой оценит его по высшей шкале. Я родился в Челябинске, этой мой родной город, мне было интересно провести такой арт-эксперимент и здесь.

Творческая группа Freddie’s Friends провела шесть фестивалей современного искусства

— Как зародилась концепция фестиваля?

— С концертов, они назывались Freddie’s Friends. В Кельне я собрал на одной площадке разных музыкантов. И немцев, и итальянцев, и испанцев. Играли авторскую музыку в разных составах, но при этом на сцене был я один — это была главная фишка перфоманса. Я — личность, которая всех объединила (улыбается). Когда мы вернулись в Челябинск, я подумал, что музыки мало, надо расширять границы. Делать синтез живописи, поэзии, танца, фото, а музыку сделать связующим звеном, так как я все-таки музыкант и больше в этом смыслю... Первый MUCH Fest (название отображает слияние слов music и Сhelyabinsk — прим. редакции) собрал маленькую аудиторию — это были в основном мои друзья. Далее все пошло серьезнее, появилась целая тусовка в Челябинске. На одну выставку живописи и графики, которую мы провели в 2015 году, пришли человек 600. В Дом архитектора были очереди!

Фредди Генгер занимается музыкой, продюсированием разного рода синтетических арт-проектов

— Я не могу удержаться от вопроса, набившего всем оскомину: а что такое современное искусство?

— Да, это очень специфическое явление, описать его одним словом вообще нереально (улыбается). Современное искусство — то, что происходит здесь и сейчас. Это то, что вызывает у нас любую эмоцию. Нравится — не нравится. Страшное — не страшное. Противное — приятное.

— Какую роль в популяризации современного искусства играют финансы?

— Вообще, я первый фестиваль сделал за 50 тысяч рублей. В Челябинске. Второй стоил 100 тысяч рублей. А уровень был мощнейший. И платили мы, по большому счету, только за стулья и площадки, то есть за локацию. Вообще, у Челябинска есть проблема — здесь не было подходящей площадки для таких мероприятий.

Фредди Генгер считает кластер SVOBODA2 удачным креативным проектом Челябинска

— А та площадка, на которой мы сейчас находимся (в ангаре SVOBODA2, бывший цех, превращенный в пространство для выставок и инсталляций — прим. редакции)?

— Вот здесь, в принципе, все позволяет, при хорошем ремонте, разумеется.

— Под один из фестивалей MUCH Fest площадку выделил муниципальный театр — НХТ.

— Да, спасибо им, это единственная площадка, где можно было удобным образом трансформировать пространство. Там нестатичные стулья, мы могли ставить их по разные стороны сцены. На танцевальном вечере, например, разделили сцену тканью и использовали теневой театр. Получился красивый необычный номер.

— Кто, кроме НХТ, шел вам навстречу?

— У нас много друзей, не только в искусстве. Например, адвокатская контора; одна из типографий Челябинска; есть знакомые медики. Они нам помогали чем могли — какими-то связями, денежками, да даже просто советами. Решали юридические вопросы, а ведь это очень важно для создания фестиваля — соблюсти авторские права. Все проекты законны, права сохранены. По факту, ни MUCH fest, ни иные наши проекты украсть нельзя (улыбается).

Фредди уверен: «воровать» современное искусство — не грех, оно вторично по определению

— И что, не крадут?

— Нет (смеется). А вообще, я буду рад, если Челябинск будет «красть» искусство. По факту, все современное искусство, да и искусство в целом — это секонд-хэнд. Все уже было когда-то придумано.

— А то, что продуцируется, создается в Челябинске — будут ли красть?

— Думаю, и то, и другое неплохо. Но повторюсь, нам надо «красть» искусство, чтобы как-то удивлять, чтобы индустриальный город преображался. Челябинцев надо поражать такими проектами, чтобы они начали говорить: «Вау, хочу туда сходить!».

— Есть какие-то креативные способы, как заинтересовать жителей индустриального центра?

— Всегда можно придумать. Я уже говорил: современное искусство — это эмоциональное искусство. Например, я как-то хотел сделать концерт поэзии. Вернее, мелодекламации, когда под музыку идут стихи. Ну, и как это сделать? Скучно же — обычный квартирник, на котором через полчаса все начнут выдыхаться. И мы сделали... слепой концерт. Всем зрителям дали повязки для сна, и когда у них отключилось зрение, то сразу усилилось слуховое восприятие. Все ушли в транс, было очень интересно.

Фредди Генгер считает, что брутальность Челябинска — это фишка, которую надо использовать с умом для популяризации искусства

— Я так понимаю, интернет и соцсети — ваши основные помощники по части продвижения.

— Да, соцсети — наше все, и это особенно ярко показало продвижение нашего последнего проекта — INOUT, который мы презентовали аудитории в декабре прошлого года.

— INOUT — это опять синтез?

— Да, очень люблю смешивать, коллаборировать. Про меня уже начали говорить — о, человек-синтез идет (смеется). Мол, что ты на этот раз мешаешь? Еду и музыку?

— ?

— Была идея, но ее уже сделали (вздыхает). В Екатеринбурге был фестиваль, где все ели в темноте под музыку. Еда же совсем по-другому усваивается, если ее не видеть. А уж если она вкусная при этом...

— А главное — заработать можно хорошо на такой идее.

— Можно, еще как. Но меня опередили, и я не стал рисковать.

Творческая группа Freddie’s Friends не просто продвигает креативные проекты в Челябинске, но еще и зарабатывает на них

— Давайте все-таки вернемся к INOUT.

— INOUT — это коллаборация видео и музыки. Это фильм-транс, фильм-гипноз, который вводит человека в собственное состояние. То есть сталкивает его с самим собой. Там два героя — мужчина и женщина; без имен, прошлого и будущего. Они блуждают по 12 комнатам, где встречают собственные страхи. 200 сцен за 60 минут, и одна-две точно зацепят каждого человека. Это фильм-терапия. Через минимализм, сюрреализм и символизм мы завуалировали понятные всем образы, истории. Например, ужин при свечах: мужчина и женщина едят, на его тарелке — настоящее сердце, он его разрезает, а она хватается за область грудной клетки. То есть он пожирает ее любовь. Потом была такая штука, что мужчина подходит к холодильнику — старому ЗИЛу — открывает створку, а там женщина внутри, которая упакована в пищевую пленку. Как продукт. Ну, есть и сцены, где женщины манипулируют мужчинами. Разные же схемы есть отношений...

— Конечно. Чего уж там.

— ...Есть и экологические темы — эпизод, где мужчина в противогазе дышит через трубку из банки с землей и зеленью...

— Я все про деньги. Сколько у вас ушло на этот проект?

Фредди показывает раскадровку одной из сцен фильма INOUT

— Очень много. В общей сложности, 4 млн рублей — от предпродакшн до постпродакшн. Делали мы его около 16 месяцев. Команда состояла из 30 человек — это актеры, операторы, режиссеры, фотографы, SMM-продвиженцы.

— На какой-то коммерческий успех вы рассчитывали?

— Мы поездили с туром по некоторым городам России. Для меня было важно посмотреть отклик. Ведь всегда есть один человек в зале, которому все не нравится. Я был готов, более того, я его ждал! Заготовил кучу ответных контрударов, чтобы в случае чего отбиться. Но не было такого! Удивительно. А один психолог в Ярославле даже сказал, что фильм нужно немножко переделать, нужна музыка посильнее. Мы ее уже придумали, написали, полностью готов авторский саундтрек. Очень атмосферный.

— Сколько у вас просмотров на YouTube?

— Пока еще не выкладывали. Только проморолик — он собрал порядка 65 тысяч просмотров. А сам фильм в интернет пока не закидывали, он лежит еще у меня в футлярчике.

Фредди Генгер рассчитывает на помощь властей в реализации одного из проектов

— И до какого момента полежит?

— В сентябре INOUT пройдёт в новой версии, с авторской музыкой, и будет показан только для челябинцев совершенно бесплатно. К декабрю мы отпустим фильм в сеть, а до этого погуляем по всем кинотеатрам страны. Сейчас договариваемся с залами, которые занимаются концептуальным артхаусом. Я, наверное, даже хочу, чтобы и там все прошло бесплатно, потому что мы за счет всяких спонсорских пакетов даже заработали на этом фильме (улыбается). И сейчас наша главная цель — как можно больше людей в это погрузить, познакомить, чтобы в дальнейшем на этой основе делать следующий фильм.

— О чем он будет?

— Когда мы общались с Андреем Звягинцевым, он сказал, что обычно все сценарии у него пишут пять человек, а он потом из 3–4 текстов отбирает синопсисы, которые особенно понравились. Мы тоже решили так сделать, это удобно. Думаю, что фильм будет о сновидениях, это же тоже очень такая тема, про искусство. И есть еще проект — «Один день на небесах». По пьесе Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями». Только там герои будут не в аду, а в раю.

— Очень интересная идея — застрять навечно в раю в компании не самых подходящих людей.

— Да, сценарий готовится. Но, думаю, он только в 2019 году увидит свет.

— А чем вы сейчас занимаетесь как музыкант, помимо работы в Германии?

Фредди Генгер и его творческая группа рассчитывают открыть в Челябинске новую концертную площадку, возможно, на территории SVOBODA2

— В Челябинске хотим открыть площадку под названием «Кузница».

— И где же?

— Да вот, собственно, где мы сейчас стоим (указывает на дверь еще одного ангара SVOBODA2 — прим. редакции)... Территория бывшего завода, промзона, очень подходит эта тема. Хотим помимо молодых начинающих музыкантов привозить еще и звезд. И это будут акустические, камерные концерты. Зал рассчитан на 50-60 человек, камеры будут писать и передавать видео на YouTube канал. В общем, это будет что-то вроде «Вечернего Урганта» с концертом. Ведущий — в форме кузнеца, в кожаном грязном наряде, у него будет особый микрофон, в виде кувалды. И еще мы очень хотим повзаимодействовать с администрацией города, особенно в свете грядущих международных саммитов ШОС и БРИКС. Возникла идея — здесь, на набережной, выходящей к SVOBODA2, сделать арт-объект. Мощный кузнечный аппарат, в него бросаешь десятирублевую монетку — а тебе оттуда брелочек с гербом города и логотипом «Кузница». Мне кажется, такой брутальный креативный проект очень подходит для нашего Челябинска.